Оптимизируй это: зачем нужна цифровизация бизнеса
В последние годы в России на разных уровнях, включая государственный, много говорят о цифровизации. Эти процессы не могли не коснуться и бизнеса. О том, что, как и зачем трансформировать отечественным предпринимателям – в нашем материале.
О чем вообще речь?
Цифровая трансформация бизнеса – это комплекс глубоких преобразований с целью оптимизации рабочих процессов, в частности улучшения взаимодействия с клиентами и повышения производительности компании. Для реализации такой трансформации используются современные цифровые технологии. Важно не путать цифровизацию с автоматизацией. Вторая в данном случае становится частью первого. Кроме того, цифровизация не заканчивается на применении нового ПО. Трансформация, как правило, предполагает масштабные изменения на предприятии.
Что попадает под цифровизацию?
Когда речь заходит о цифровой трансформации бизнеса, этот процесс касается, в первую очередь, работы отдела кадров, бухгалтерии и финансов. Что касается кадровых процессов, то под цифровизацию попадают поиск и прием новых сотрудников на работу, оформление отпусков и командировок, формирование приказов и ознакомление работников с ними, а также обучение персонала.
Цифровизация добралась и до бухгалтерии. Некоторые компании в России уже успешно оцифровывают все поступающие первичные документы. Далее они автоматически обрабатываются, после чего можно сформировать единый архив документов. В будущем это сильно облегчает работу во время финансовых и налоговых проверок.
Впрочем, этими направлениями диджитализация бизнеса не ограничивается. Среди задач, которые может помочь решить цифровая трансформация – улучшение продаж, упрощение коммуникации между компанией и клиентом, а также внутри предприятия – уменьшение трудозатрат сотрудников, повышение качества продукта и обслуживания, а также оптимизация платежей, логистики и доставки.
В каких отраслях применяется?
Сразу скажем, что здесь ограничений практически нет. Однако есть сферы бизнеса, где цифровизация прямо-таки напрашивается.
Во-первых, это электронная коммерция. Приемка и отгрузка товаров, а также их доставка – все это отлично переносится в онлайн и поддается автоматизации. А значит сокращаются трудовые затраты.
Диджитализировать необходимо и логистику. Для этого нужно оптимизировать документооборот. Также не помешает подключить онлайн-калькуляторы для расчета стоимости перевозки и онлайн-карты с возможностью отслеживания груза. Все это сократит расходы.
Добралась цифровизация и до страхования, а также банковской сферы. Особенно это хорошо видно по многочисленным приложениям в этих секторах бизнеса, которые облегчают клиентам жизнь.
И даже в области недвижимости есть место для диджитализации. И речь не только об объявлениях в интернете, но и, например, о полноценных виртуальных турах на строящиеся объекты.
Образование. Толчок к цифровизации в этой сфере дала пандемия. Однако, даже после того, как все вышли из локдауна, диджитализация здесь активно продолжается. В современном образовании используется все больше интерактива, а онлайн-обучение стало практически новой нормой.
Как трансформировать свой бизнес при помощи цифровизации?
Для начала необходимо поставить цели и разработать стратегию. Проанализируйте бизнес-процессы и оцените стратегические активы. Важно при этом определить эффективность работы всех подразделений, а также внешней и внутренней коммуникации в компании. Ставя задачи цифровой трансформации, разработайте четкие цели и критерии, по которым будете оценивать результат. Расставьте приоритеты: какой бизнес-процесс подлежит цифровизации в первую очередь. Понимая, с какими процессами придется работать, легче будет понять, по каким критериям оценивать результаты трансформации.
Далее предстоит выбрать цифровые технологии для трансформации. И здесь, чтобы минимизировать риски для своего бизнеса, рекомендуется использовать инструменты, которые легко встраиваются в структуру компании и не требуют глобальных изменений.
Проанализируйте результаты и займитесь оптимизацией. Другими словами, после внедрения цифрового решения необходимо убедиться, что предприятие достигло ожидаемых результатов. При этом важно добиться максимальной выгоды от цифровой трансформации.
Какие инструменты помогут в цифровизации?
Одним из важнейших инструментов на этом пути, конечно же, являются облачные хранилища. С их помощью сотрудники могут получить доступ к информации всегда и везде.
Еще один хороший помощник – это сервисы для совместной работы и общения. И речь не только о приложениях для видеоконференций, а о более продвинутых системах, в которых могут работать сотрудники всей вашей компании. В частности, хранить, редактировать и передавать друг другу документы.
Незаменимы также программы для удаленного управления проектами. Они помогут проконтролировать все рабочие процессы вдали от офиса без ущерба для результата.
Ну и напоследок нельзя не упомянуть современные CRM-системы. Они не просто позволяют автоматизировать бизнес-процессы, но и объединяют отделы вашей компании и единый организм, облегчая коммуникацию и оптимизируя совместный труд.
А что говорят эксперты?
О том, с какими сложностями компании сталкиваются на пути цифровой трансформации, мы поговорили с руководителем по маркетингу кластера малого бизнеса МТС Банка Данилом Седовым. В интервью Порталу предпринимателей он рассказал, какие задачи по диджитализации у компании появились в новой реальности. В частности, пришлось осваивать новые каналы привлечения и находить новые способы «дотянуться» до аудитории.
«Ушел один из основных рекламных инструментов — «Google Ads». Но пользователи же не перестали пользоваться Google. Здесь мы сделали упор на поисковую оптимизацию и полезный контент, чтобы пользователи могли находить наш банк в привычной для них среде и получать необходимую информацию».
Новые подходы, по словам Данила Седова, пришлось осваивать также в цифровом маркетинге и привлечении клиентов. Так, МТС Банк вышел на рынок с очень сложным для продажи в Digital-среде продуктом, а именно сервисами для предпринимателей, которые ведут внешнюю экономическую деятельность (ВЭД). И тут пришлось направить ресурсы на то, чтобы продукт закрывал максимум потребностей клиентов, а сами участники ВЭД могли работать в привычной среде.
Еще одним направлением для компании стала подготовка полезного контента для предпринимателей.
«Мы освоили контентные площадки «Яндекс.Дзен» и «Пульс», где в формате лонгридов делимся с аудиторией полезной информацией и кейсами, которые помогут в ведении бизнеса, а также с выбором банковского продукта. Посмотрели и в сторону подкастов. Не стали создавать свои, но интегрируем бизнес-экспертов от банка в подкасты для предпринимателей, а также выступаем в качестве партнеров», - пояснил Данил Седов.
На пути цифровой трансформации МТС Банк столкнулся с определенными вызовами. Например, снижение количества трафика. По словам Данила Седова, в такие моменты не стоит отчаиваться.
«Каждую гипотезу нужно тестировать. Мы провели большое количество экспериментов, проводим их сейчас и останавливаться не собираемся. Важно — в первую очередь, думать о клиенте, понимать его потребности и задачи и помогать ему решать их».
В итоге компания сделала большой шаг в развитии и создании новых продуктов. Например, клиенты МТС Банка могут бесплатно выйти на два популярных маркетплейса и в течение буквально пары недель запустить на нем первые продажи.
«Мы все больше двигаемся в сторону цифровизации и делаем ставку на клиентский сервис, чтобы наши клиенты из любой точки могли вести и развивать свой бизнес. Ну и усовершенствовали свои навыки в части digital-маркетинга», - подытожил Данил Седов.