Корпоративный мерч и с чем его едят
Корпоративный мерч – не просто вещи. Это мощный инструмент в формировании корпоративной культуры, лояльности сотрудников к компании, чувства единства и общности друг с другом. Как его разработать, в каких случаях использовать, какие виды сегодня популярны, будем разбираться ниже.
Мерч – брендированные вещи с логотипом и символикой компании. Выпускается он в качестве презента сотрудникам, клиентам, партнерам. Мерч не про прибыль, он про узнаваемость, айдентику, имидж. Надевая или беря в руки такую вещь, человек становится амбассадором бренда компании. Но иногда и он приносит прибыль.
Изначально корпоративные товары были предметом фанатских сообществ, но впоследствии стали способом позиционирования и инструментом коммуникации брендов с внутренней (сотрудниками) и внешней (клиенты, партнеры) аудиторией. Основная задача брендированной продукции – выделить бренд на фоне остальных, создать необходимый образ, заинтересовать и вовлечь в коммуникацию.
Вопреки стереотипу, что выпускать свой мерч могут только крупные компании, мы уверены, мерч нужен и малому бизнесу, и вот, почему:
Создание своего HR-бренда
У крупных компаний почти всегда есть миссия, идея, ценности и цели, и в этом проявляется логотип, фирменный стиль. Они и переходят на мерч, обыгрываются разными образами. У малого бизнеса не всегда есть все эти атрибуты. Но всегда можно подумать над тем, чем уникальна ваша компания и как это изобразить. Всегда можно использовать логотип и его цвета как основу.
И вот, когда вы сформируете концепцию, ее можно положить на вещи. Эти вещи станут идеей для формирования комьюнити внутри компании. Это не униформа и формальности нести не должно. Скорее, это средство самовыражения через символику компании и чувство единства в том, что люди здесь делают.
Повышение узнаваемости компании извне
Мерч может быть классным подарком для клиентов, партнеров, посетителей конференций и выставок. Такой подарок знакомит с брендом через тактильные ощущения, а это один из приемов коммуникации бренда и потребителя. Запоминаемость и популярность растет особенно, если подаренная вещь будет использоваться людьми вне дома и будет на виду у общества.
Комфортная адаптация новых сотрудников
Сегодня очень популярны welcome-паки или приветственные наборы. Новый сотрудник вступает в ряды бойцов, уже имея брендированные вещи, это позволяет влиться в корпоративную культуру быстрее и приятнее. Сюда же можно отнести и корпоративные подарки, которые можно дарить по прохождении испытательного срока. Это будет мотивировать сотрудника на достижение результатов и снижать уровень и без того высокого стресса. Кстати, особенно такие жесты ценит поколение Z, айдентика и принадлежность к комьюнити для которых несет большой смысл в самовыражении.
Привлечение новых сотрудников и клиентов
Подаренный или увиденный однажды мерч запоминается, и, при случае, человек может заинтересоваться компанией. Зайти в магазин, посетить сайт, открыть раздел с вакансиями. Это не решающий фактор выбора вас как продавца или работодателя, но он выделяет вас среди других.
Продвижение компании
Следующим шагом в создании мерча может быть коллаборация с другим проектом, инфлюенсером, местом, музеем, чем и кем угодно. Необязательно, чтобы коллаборация была масштабной, обычно это лимитированные выпуски. Подумайте, с кем из вашего города можно посотрудничать. Это могут быть местные кофейни, центры искусства, спортивные центры, спортклубы, цветочные магазины, производства. Главное – определиться с нишей, с которой хотите сотрудничать. На выходе у вас получится кросс-партнерство, которое полезно для расширения аудитории бренда.
Подарок партнерам
В знак благодарности и сотрудничества мерч можно преподнести вашим контрагентам. Это будет приятным подарком и будет о вас напоминать.
Дополнительный доход
Креативный мерч способен продаваться. Даже если человек не является вашим сотрудником или клиентом, он может заинтересоваться вещью. Тут может быть два подхода – креативность или универсальность. Слишком кричащие о компании вещи могут, наоборот, отпугнуть.
Подарок эмоций
И все-таки мерч – про эмоции. Красивый и качественный, он может создать ощущение удовлетворения, радости, ассоциации именно с вашей компанией.
Как разработать свой мерч
В разработке можно выделить несколько этапов.
Для начала решите, что и для кого будете делать. От этого зависит вид мерча, выбор материалов, объем закупки и пр. Например, ручка или беспроводное зарядное устройство обойдутся в разные деньги.
Наймите дизайнера. Лучше поручить это дело опытному творческому человеку. Поставьте ему задачу и обсудите вместе, что вы бы хотели видеть по итогу и как это можно реализовать. Главное, чтобы продукция не превратилась в рекламную, мы здесь все-таки про имидж говорим.
Изучите мерч конкурентов. Оцените опыт компаний из вашего окружения и крупных компаний. Например, у Сбера есть Сбер Шоп, отдельный сайт с мерчом. МТС предлагает купить мерч в отдельном разделе на сайте MTS Shop. За основу продукции можно брать существующие идеи и это нормально. Вам просто нужно их переработать под свой стиль и идею.
Подберите товар хорошего качества. Если вы не изготавливаете термосы на продажу, но хотите сделать их мерчом, лучше закупить их у поставщика термосов. Выберите качество, каким бы пользовались сами, не берите самое дешевое, иначе вся затея пойдет прахом.
Можно брендировать товар. Определившись с вещами, можно отдать их в типографию. Сегодня этот бизнес очень развит и брендировать можно практически любую вещь в нужных цветах и размерах.
Очень важно выбрать хорошего подрядчика для производства мерча. Следует изучить опыт, отзывы, репутацию компании на рынке, это ключевые критерии выбора. Качество продукции можно оценить по образцам. Если у вас будет нестандартная задача, важно найти людей с гибким индивидуальным подходом, хороший подрядчик всегда готов учесть и максимально выполнить пожелания клиента. Или он может предложить сделать по-другому без потери идеи и качества.
Какой мерч делать
Мы уже поняли, что в качестве идеи могут служить уже готовые решения конкурентов, переделанные на свой лад. Также можно просто спросить об этом сотрудников, запустив опрос-рассылку. Иногда не надо изобретать велосипед, а просто уточнить пожелания.
Если вы все еще в поисках, то вот несколько идей, что можно выпустить в качестве мерча:
Одежда. Тут масса вариантов: футболки, худи, лонгсливы, толстовки. Это универсальные вещи, которые подойдут всем. Лучше сделать размерный ряд, но можно ограничиться и двумя размерами: small и tall. Также можно сделать отдельную линейку спецодежды для сотрудников, если есть необходимость.
Канцелярия. Наверное, второй по популярности вариант. Это ручки, блокноты, календари, ежедневники, закладки, папки, стикеры. Отдельно выделим стикер-паки – это крайне популярная тема мерча, их можно наклеить на тот же блокнот, ноутбук, телефон.
Гаджеты. Вещи наравне популярные с канцелярией, гаджеты сегодня становятся необходимыми в использовании. Это могут быть пауэрбанки. флешки, мышки, коврики, «умные» колонки, наушники, беспроводные зарядные станции, лампы.
Посуда. Кружки, термосы, стаканы, тарелки и кухонные принадлежности в виде полотенец и прихваток точно могут порадовать сотрудников.
Спорт. Спортивная форма, маты, мячи, сумки, бутылки для воды идеальны, если у вас проходят спортивные мероприятия или тематические дни.
Сувенирка. Остальные вещи можно отнести к общим – магниты, ключницы, картхолдеры, паззлы, игрушки, подушки станут универсальными подарками для сотрудников и клиентов.
Все эти категории можно разделить по поводам: повседневный, тематический, подарочный, за достижения. Исходя из этого, можно понять, что и для какого повода нужно сделать. Например, если в компании проводят спортивные дни, игры, турниры, спортивные товары будут как нельзя кстати. А если близится Новый год, подойдут гаджеты, посуда.
Мерч может стать настоящим проявлением вас и вашей команды, вашей работы, может стать вашим лицом. Не игнорируйте данный тренд, он помогает решать сразу несколько задач, косвенно или напрямую.