Как выстраивать антикризисные HR-коммуникации в период неопределенности
Не секрет, что рынок труда переживает сейчас нелегкие времена, и в попытках удержать бизнес многие компании практически останавливают как внутреннюю, так и внешнюю HR-коммуникацию. А это чревато утерей образа привлекательного работодателя.
Коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация
Не молчите. Делитесь с командой экспертизой и новостями во внутреннем паблике, мессенджере, собраниях. Быть вовлеченным во внутренние процессы – быть неравнодушным.
Какого размера бы ни был ваш бизнес, его образ должен быть положительным (или хотя бы нейтральным) в глазах сотрудников и соискателей. Особенно это важно в период кризисов: внутренние коммуникации помогают оценивать настроения в команде, устанавливать эмоциональный контакт с коллегами. Людям нужна поддержка: разговор, разъяснительное письмо руководства по почте, сбор обратной связи о текущих проблемах и переживаниях.
Что до внешних коммуникаций, то даже при остановке активного найма людей можно активно доносить информацию о мерах, принятых для сохранения штата, размера ФОТ и пр. Кризис когда-нибудь закончится, а люди запомнят самых устойчивых и рациональных игроков рынка.
О чем говорить?
Теперь перейдем к конкретным вещам, о чем можно и нужно говорить с вашими коллегами, настоящими и будущими.
Внутренние процессы:
Честность и эмпатия. Прозрачные отношения между сотрудником и работодателем - все еще тренд. Если все плохо – не надо «прикрываться» высокопарными фразами и напутствиями. Ваши сотрудники имеют право знать, что происходит с рынком и лично с вашей фирмой. Парадокс, но именно искренность в трудные времена влияет на устойчивость компании, как было и в пандемию.
«Боли» сотрудников. Чтобы их узнать, нужно о них спросить. Соберите обратную связь у коллег и составьте темы, которые нужно донести до них уже сейчас. Так вы поймете, что волнует людей и чего они ждут, а также сделаете ваше с ними общение более релевантным.
Куда дальше. Во время кризиса сложно планировать что-либо надолго вперед. Лучше двигаться короткими спринтами. То же самое с коммуникацией – если вы можете рассказать сотрудникам о бизнес-планах компании, то делайте это. Горизонт планирования привносит небольшую, но ясность завтрашнего дня.
Внешние процессы:
Информация о найме. Если вы все еще ведете найм сотрудников в какой-либо отдел, то делайте на этом акцент. Сегодня без работы осталось много высококвалифицированных специалистов, которые либо пройдут мимо вашей компании, либо станут ее неотъемлемой частью.
Ваши ценности. У любой компании сегодня может и должна быть своя позиция, которую важно доносить людям. Но будьте осторожны и постарайтесь отказаться от формулировок и символов в коммуникации, которые могут быть воспринять неоднозначно.
В чем ваша сила. Много компаний уже ушли с рынка либо скоро уйдут. Именно поэтому сейчас важно говорить, а чем вы лучше них.
Где говорить?
Внутренние процессы:
Каналы внутренней коммуникации пострадали не очень сильно. У вас все еще есть выбор: корпоративная почта, мессенджеры, закрытые группы VK и Telegram, корпоративный портал. Все зависит от размера и структуры вашего бизнеса.
В качестве эффективного вовлечения сотрудников можно организовать командные активации и проекты. Но лучше откажитесь от развлекательных форматов в сторону пользы - помощи другим, заботе об окружающей среде и пр.
Внешние процессы:
Здесь проблем больше, так как многие каналы уже недоступны, и если вы не развивали ранее площадки в VK, Telegram или Яндекс.Дзен, то подождите, посмотрите, что делают сейчас ваши конкуренты, и инвестируйте туда с пользой.
Используйте личный сайт компании или создайте отдельный для HR-коммуникации. Площадку с собственным доменом у вас никто не заберет.
Сайты поиска работы все еще актуальны при продолжающемся найме: HeadHunter, Superjob, Avito, Zarplata.ru, Careerspace.ru, Буду, Grintern и др.
И помните, что в кризис именно сотрудники становятся главным ресурсом бизнеса. Поэтому работа HR- сотрудников сегодня является очень важной в сохранении духа и любви сотрудников к компании, а после кризиса будет двигать ее вперед.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels