Надежда Орлова

Как стартапам презентовать идею перед инвесторами?

Как стартапам презентовать идею перед инвесторами?

​Основатели стартапов чаще всего выступают перед инвесторами на питч-сессиях (от англ. pitch — бросок, подача). Это серии коротких выступлений участников специальных мероприятий. Такие выступления дают возможность рассказать о своей идее сразу большому количеству инвесторов. Соответственно, вероятность, что вашей идеей кто-то заинтересуется, возрастает. Однако преподнести свой проект нужно правильно. Расскажем об основных правилах таких выступлений.

Убедительность и умение держаться на публике

Что бы там ни говорили, встречают всегда по одежке. В презентации стартапа инвестор, прежде всего, обращает внимание на личность основателя, а уже потом на идею. Любые отношения строятся на взаимной симпатии и доверии. И если вы произведете впечатление человека, которому можно доверять, другие захотят иметь с вами дело.

Очень важно, чтобы стартап презентовал именно основатель, а не кто-то другой из команды. Ведь именно вам предстоит вести проект, лично общаться с инвесторами и принимать ключевые решения.

Поэтому крайне важные навыки для презентации – умение держаться на сцене и быть хорошим оратором. Потенциальный инвестор будет оценивать, насколько вы горите своей идеей, какой у вас бэкграунд, есть ли уже опыт в бизнесе, обладаете ли вы лидерскими качествами, харизмой и насколько реалистично оцениваете свои возможности.

Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией или у вас есть боязнь таких выступлений, советуем потренироваться дома перед зеркалом, а также в кругу друзей или знакомых. Так вы будете чувствовать себя увереннее.

Продуманный план презентации

Психологи говорят, что овладеть вниманием аудитории нужно в первую минуту. Если вы этого не сделали, люди начнут переключать свое внимание на что-то более интересное и вскоре перестанут вас слушать.

Поэтому начать презентацию стоит с выведения на экран слайда с лого вашей компании, вашего имени и фотографии. Представьтесь аудитории и начните рассказ с чего-то интересного – необычном факте, короткой  и яркой истории об основании компании или какой-нибудь шутки. Так вы привлечете внимание слушателей и сделаете их более заинтересованными вашей историей на протяжении всей презентации.

После короткого вступления объясните простым и доступным языком, чем занимается ваша компания, на каком этапе разработок или продаж вы сейчас находитесь и кто является вашим (потенциальным) клиентом.

Лучший способ удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления – сделать ее своим собеседником. Продумайте заранее пару вопросов, которые вы могли задать со сцены. Например: «Поднимите руку те, кто пользуется сервисами доставки чаще одного раза в неделю» или «Когда вы в последний раз скачивали мобильное приложение?». Разумеется, вопрос должен быть логичным и органично вписываться в тему вашего выступления.

Кроме этого, важно, чтобы ваша презентация была логичной и имела четкую структуру. Чтобы не переутомлять слушателей, подготовьте 10-12 слайдов. Помимо логотипа, названия проекта и контактных данных, они должны содержать следующую информацию.

Команда

Расскажите, с кем вы делаете проект, сколько людей в команде и кто за что отвечает. Так инвестор увидит, что ваш стартап – это уже не просто идея, а мини-компания с распределенными ролями среди сотрудников.

Рыночная возможность

Покажите, какую роль продукт занимает на рынке, и какую проблему пользователей он решает. На языке стартапов это называют «боль клиента».

Продукт

После этого самое время объяснить, как ваш продукт решает эту проблему. В чем его уникальность и отличие от аналогов на рынке?

Объем рынка

Опишите, кто ваша целевая аудитория. Инвестор должен заинтересоваться рыночной составляющей.

Продукт может быть инновационным, но при этом покрывать лишь небольшую часть рынка, то есть интересен очень узкому кругу людей в силу своей специфики или высокой цены. В таком случае и продажи будут редкими. Инвестор вряд ли захочет вкладываться в такую разработку. Здесь важно объяснить, как вы планируете  расширять целевую аудиторию или оптимизировать затраты на производство, чтобы снизить стоимость продукта.

Бизнес-модель

Инвестору важно понять, как вы будете зарабатывать деньги. Это разовые продажи или модель подписки? Покупатели – крупные компании (B2B) или обычные пользователи (B2С)? Все это нужно указать в вашей презентации.

Конкуренция

Расскажите, какие компании являются вашими прямыми или косвенными конкурентами, и какие у вас перед ними преимущества.

Маркетинговая стратегия

Важно понять, как вы будете выходить на рынок к потребителям, и с помощью каких инструментов продвигать продукт.

Прогнозы

Ни одна презентация не обходится без прогнозов. Расскажите, каких результатов вы ждете от компании через 3-5 лет: какую долю рынка вы планируете занять, сколько будет продаж, и какую прибыль будет получать компания? Здесь важно постараться трезво оценить свои возможности.

Финансирование

Наконец, ключевой вопрос для инвестора: сколько денег вам нужно на развитие стартапа, а также на каких этапах и как вы планируете ими распорядиться.

Чего не нужно делать во время презентации

Расскажем, каких ошибок стоит избегать во время вашего выступления.

Избегайте слишком длинных и умных фраз

Даже если у вас сложный технологический стартап, главное правило презентаций гласит: понять, чем вы занимаетесь, должен даже ребенок. Забудьте про сложные термины и научные понятия, инвесторы вряд ли их оценят.

Оставайтесь в рамках своей презентации

Иногда основатель, увлеченный своей идеей, хочет выдать как можно больше информации о своем проекте. На питч-сессиях это лишнее. Не стоит перегружать аудиторию информацией, длинные рассказы со сцены утомительны и никому не нужны. К тому же, если вы не успеете уложиться в отведенное вам время, инвестору может показаться, что у вас есть проблемы с тайм-менеджментом  и планированием. Не переживайте, потом вы сможете обсудить все подробности проекта лично с заинтересовавшимся инвестором.

Говорите от себя

От лишнего волнения некоторые ораторы начинают читать заранее приготовленный текст. Не стоит так делать. Это рассеивает внимание аудитории и превращает презентацию стартапа в скучную лекцию. Пускай вы что-то упустите, но расскажете о проекте своими словами, добавив личных эмоций.

 

Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay 

Партнеры
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/