Михаил Виноградов

Как сгенерировать идею

Как сгенерировать идею

Всех людей, решившихся на собственный бизнес, можно условно разделить на две неравные части. Первые уверены, что идеи просто лежат под ногами, а вторые никак не могут придумать, с чего начать. Более того, именно неспособность найти идею для бизнеса останавливает многих россиян от предпринимательства. В этой статье поговорим о том, как сгенерировать идею и, как говорится, перевести её в проектную плоскость.

Как замечать идеи для бизнеса

Окружающий мир – самый надёжный источник бизнес-идей. Люди сами подскажут начинающему предпринимателю, куда стоит приложить усилия. Мы, разумеется, согласны с бизнесменами, уверенными в том, что идеи бизнеса лежат под ногами. Нужно лишь научиться их видеть, «набить руку» и «наметать глаз». Новым бизнесом может стать практически что угодно – главное, чтобы ваше предложение либо удовлетворяло уже имеющийся спрос, либо было способно создать новый.

Это принципиально разные подходы – назовём их «традиционным» и «инновационным». 

Традиционный подход

В рамках традиционного подхода к поиску идеи, мы будем исходить из того, что главной ценностью является простота запуска проекта. Это большая ценность, так как в большинстве случаев, стартовые условия и ресурсы частного предпринимателя крайне ограничены.

Большинство малых бизнесов – это или производства, или торговля, или услуги. Другими словами, предпринимателю предстоит или что-то производить, или что-то продавать, или что-то делать. Сформулируйте три главный вопроса – что я могу производить, что я могу продавать, что я могу делать. Выпишите варианты ответов в три столбика, исключите неугодные, выделите те, которые вам нравятся больше.

Попробуйте развить каждую из идей. Я предпочитаю рисовать при этом некий mindmap, а по-русски – «интеллектуальную карту». Если говорить совсем грубо, это блок-схема, в которой каждая ячейка расширяется за счёт ассоциаций, которые вызывает. Рисуйте карту от руки, на бумаге – это позволит развивать её быстрее, не особенно отставая от мыслей и не тормозя ассоциативный ряд.

Выпишите всё, что умеете делать, и выписывайте ассоциации. Умеете водить машину? Бизнесом может быть такси, доставка, мобильная реклама, сопровождение грузов, услуги торгового представителя и так далее. Работая в такси можно просто подключиться к «Уберу», работать по межгороду, возить небольшие грузы, предлагать услуги зоотакси или такси с детскими креслами, возить людей только в аэропорт или, например, встречать из роддома.

Каждую из идей можно развивать дальше и дальше – свою интеллектуальную карту можно разветвлять месяцами, в том числе и после того, как вы уже запустились. Новые идеи – лучшее топливо для бизнеса и гарантия динамичного развития предпринимательской деятельности. 

Развивая свой майндмеп, старайтесь не задумываться – только так можно перейти от усилий памяти к созиданию. Пусть идеи будут сырыми или глупыми – важнее, чтобы они вообще появлялись. Именно в этом моменте начинается магия и появляется возможность перехода к инновационному подходу. 

Инновационный подход

При подходе, который мы назвали инновационным, наша задача – придумать новую услугу или товар, предложить рынку что-то, что до нас предложено не было. Спроса на инновационный товар или услугу может и не быть, но часто создание спроса – это просто вопрос маркетинга и времени. Главное – чтобы у потенциальных покупателей была потребность в том, что мы предлагаем.

Инновационный подход – более хлопотный и более долгий, вкладывать придётся больше, и дольше ждать прибыли. Взамен можно рассчитывать на более выгодный бизнес, особенно если получить патенты и защитить свои идеи от копирования.

Где ещё брать идеи для своего бизнеса?

Теперь давайте попробуем перечислить другие источники идей, которые могут натолкнуть вас на формирование представлений о своём деле. 

Чтобы и на работе заниматься любимым делом, можно попытаться монетизировать своё собственное хобби. Многие люди превращают свои увлечения в бизнес – возможно, и вы увлекаетесь чем-то потенциально очень востребованным. 

Нередко идеи бизнеса возникают из собственных потребностей предпринимателя. Вспомните, чего не хватает вам самим – возможно, от того же дефицита страдают и многие другие люди. Будучи студентом, Давид Ян сильно мучился, переводя тексты со словарём – его компьютерная программа Abbyy Lingvo сделала предпринимателя не только успешным, но и богатым человеком. Из собственной потребности Трэвиса Каланика появился Uber, изменивший сам принцип работы легкового такси во всём мире и ставший основой ubernomics («Уберномики») – нового типа экономики.

Можно изучать и чужие потребности – вспомните, на нехватку чего всё время жалуются ваши друзья и близкие, чем недовольны соседи или пассажиры маршрутки? Будьте предельно внимательны, и непременно поймаете идею для собственного дела. Известен пример бизнесмена, случайно узнавшего о нехватке сена в зоопарках Петербурга и Москвы. И действительно, где брать тонны сухой травы в городе? Предприниматель закупает ценный продукт в ближайших областях, где сена хоть отбавляй – привозит в столицы и продаёт. Получился простейший, стабильный бизнес с приличной доходностью. 

Удобно начинать бизнес, опираясь на уже имеющиеся в вашем распоряжении активы – недвижимость, автомобиль, инструменты, какие-то приспособления. Посмотрите внимательно, что из имеющегося в вашем распоряжении имущества может стать первым активом вашего собственного дела. 

Многие новые бизнесы – просто успешные модификации уже имеющихся идей. Посмотрите, чем занимаются другие – подумайте, чего не хватает их проектам, как можно улучшить уже проверенные модели. Иногда можно, например, удачно портировать идею из одного региона в другой, доработав её с учётом климата и другой местной специфики. 

Как проверить, хороша ли идея?

Придумать идею для бизнеса мало – нужно ещё убедиться в её жизнеспособности. Давайте попробуем разобраться, как это сделать. Для начала, можно оттолкнуться от ответов на несколько несложных вопросов. Отвечать на них лучше письменно, чтобы формулировки ответов были более чёткими.

  1. Есть ли спрос на товары или услуги?

  2. Если спроса нет – можно ли его создать (например, инструментами маркетинга)?

  3. Какова конкуренция на рынке?

  4. Какие потребуются ресурсы на запуск бизнеса и первое время его работы?

  5. Какие из необходимых ресурсов уже есть в наличии. 

  6. Каковы необходимые трудозатраты? Понадобится ли нанимать дополнительных людей или можно начать бизнес в одиночку (самостоятельно)? Удастся ли совмещать бизнес с работой, если вы ещё не уволились с неё, а осторожно готовите условия для собственного побега. 

Помните о том, что ответы не являются окончательными. Любые идеи – это достаточно аморфная субстанция, их можно дорабатывать, параллельно находя новые ниши для приложения предпринимательских усилий и собственной созидательной энергии.

Нужен ли малому предпринимателю бизнес-план?

Этот вопрос традиционно является одним из самых обсуждаемых, как только дело заходит о малом бизнесе. А действительно, нужен ли предпринимателю бизнес-план? Ведь само это слово, предприниматель, указывает на способность уверенно действовать в условиях высокой неопределённости, с правом на ошибки и высоким уровнем риска.

На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам. Малые предприниматели действительно могут себе позволить работать в условиях значительной неопределённости. При этом бизнес-план влияет на её уровень, а значит, чем лучше он проработан, тем надёжнее будет развиваться проект. 

Мы рекомендуем начинающим предпринимателям (и даже более опытным) бизнес-план всё же составлять. Он поможет структурировать информацию о собственном деле, сформулировать все потребности и объективно оценить имеющиеся ресурсы. Не беда, если что-то пойдёт не так – настоящие предприниматели не должны этого бояться.

Кроме того, бизнес-план позволяет объективно сравнить несколько бизнес-идей и оценить, какая из них является более перспективной или может быть проще реализована. Если вы составите небольшой бизнес-план для каждой из задумок, сможете сравнивать их по объективным показателям. 

Да, кстати, вовсе не обязательно составлять серьёзный и всеобъемлющий бизнес-план «как в учебнике». Составьте небольшой документ для себя, учтите те параметры, которые кажутся более значимыми именно вам. Если идей будет много, постепенно вы сможете  выработать формат бизнес-плана, по которому сможете быстро составлять его и оперативно оценивать целесообразность реализации ваших идей.

Вместо послесловия

Иногда для того чтобы достаточно ловко генерировать бизнес-идеи, нужно просто начать это делать. Мы уверены в том, что генерация идей – навык, а значит, его можно наработать. Надеемся, наша небольшая статья поможет вам научиться это делать. Идеи для бизнеса окружают нас постоянно – нужно лишь научиться их замечать. А как вы ищете ваши идеи? Напишите нам на newsmallbusinessru@yandex.ru!

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/