Из гусеницы в бабочку. Как развивать клиентоориентированный аутсорсинг

В этой статье Григорий Кирюхин, руководитель направления управления качества ЦКР, расскажет, как компании работают с качеством услуг.
Рынок аутсорсинга бизнес-процессов переживает трансформацию: сегодня на первый план выходят клиентоцентричность, гибкость и адаптивность к изменениям.
Центр корпоративных решений (ЦКР) 6 лет сотрудничает с компанией «ЭКОПСИ Консалтинг», которая помогает проводить исследования удовлетворенности заказчиков и выстраивать клиентоориентированный подход.
Для чего нужен и каким может быть аутсорсинг
Делегирование непрофильных функций помогает компаниям сфокусироваться на ключевом бизнесе и развивать внутреннюю экспертизу именно там, где это важно.
О видах бизнес-делегирования, особенностях и преимуществах каждого из них ранее рассказала руководитель ЦКР Нелли Мещерякова:
- Общий центр обслуживания (ОЦО, часто еще используют понятия «единый центр обслуживания», «внутренний аутсорсинг») — это подразделение внутри компании или группы компаний, в котором сосредоточены поддерживающие и непрофильные функции. Такой центр позволяет передавать и оптимизировать рутинные процессы внутри компании.
- Аутсорсинг — модель работы, при которой непрофильные функции передаются внешней компании по договору обслуживания. Внешняя компания не зависит от своего заказчика ни технологически, ни в организации работы — это полностью независимая самостоятельная структура.
По сравнению с организацией ОЦО процесс перехода на аутсорсинг часто происходит гораздо быстрее и проще. Аутсорсинговый подрядчик предоставляет услуги в соответствии с условиями договора, а если качество услуг не устраивает компанию-заказчика, то подрядчика можно сменить. Именно поэтому аутсорсинг часто мониторит уровень удовлетворенности своих заказчиков и системно управляет качеством. Кроме того, зачастую аутсорсинговые компании нарабатывают специализацию в определенных отраслях и могут быть центром дополнительной экспертизы для бизнеса.
- Гибридная модель — представляет собой сочетание ОЦО и аутсорсинга. Такой формат делегирования пока мало распространен на российском рынке, но он доказал эффективность в международном сообществе. В данном варианте ОЦО сам становится заказчиком и выбирает на рынке лучшие решения, чтобы оптимизировать как свои издержки, так и конечного заказчика, а также ускорить процесс как собственного развития, так и развития бизнеса в целом.
Какие функции можно отдавать на аутсорсинг
Согласно данным рейтинга Smart Ranking за 2024 год, чаще всего на аутсорсинг отдают:
- Работу с кадрами — наем персонала и управление кадровыми процессами.
- IT-процессы — управление серверами, обеспечение кибербезопасности и поддержку пользователей.
- Бухгалтерские задачи — ведение бухгалтерского учета, подготовку отчетности и обработку первичных документов.
- Управление финансами и инвестиционными проектами компании.
- Закупку товаров или услуг.
Какие тренды в аутсорсинге наблюдает ЦКР
Кризисы, санкции, технологические ограничения и нехватка кадров последних лет вынудили компании пересматривать операционные модели. Аутсорсинг тоже эволюционировал — лидерами стали те, кто давно и тщательно инвестировал в собственную IТ-инфраструктуру, кибербезопасность и выстраивание сквозных процессов. Важным фокусом остается поддержка качества оказываемых услуг.
Тренд № 1. Автоматизация и ИИ
Технологические решения — один из главных инструментов в аутсорсинге. От скорости внедрения технологий зависит трудоемкость операций аутсорсера, а также их качество и стоимость. Компании выбирают партнеров, способных внедрять автоматизацию и адаптироваться к рыночным изменениям в режиме реального времени.
Тренд № 2. Фокус на безопасности данных
Согласно исследованиям, до 82% российских компаний планируют передать функции кибербезопасности на аутсорсинг. Речь здесь идет о функциях защиты данных, мониторинга угроз и реагирования на инциденты.
Тренд № 3. Гибкость и скорость — новая операционная норма
Особенно это чувствуется в B2B-сегменте, где потребности заказчиков могут меняться ежеквартально в зависимости от экономических условий, внутренней стратегии или регуляторных изменений. Скорость принятия решений и внесения изменений в SLA (Service level agreement — соглашение об уровне обслуживания), кастомизация сервисов под специфические бизнес-потребности, оперативный запуск новых направлений — все это становится важнейшим фактором выбора партнера.
Что означает клиентоцентричный подход
Клиентоцентричный подход — это такая модель развития бизнеса, когда отправной точкой становятся боли и ожидания клиента, в ответ на которые компания выстраивает свой продукт или сервис.
Клиентоцентричность — давний тренд в B2C-секторе, но сейчас наблюдается также растущий запрос на клиентоцентричность в секторе B2B. Бизнес делают люди, и от отношений с заказчиками зависит многое. Построение клиентоцентричного бизнеса начинается с вопросов: кто наш клиент, что для него важно, за что он готов платить больше, а какие факторы для него безразличны. В каждой компании свой уникальный набор факторов и действий, важных для клиента. Эти факторы зависят от сферы деятельности и целевой аудитории.
Опыт ЦКР: клиентоцентричность как стратегический приоритет
Когда 6 лет назад ЦКР обратилась к «ЭКОПСИ», компании решили провести независимую оценку уровня удовлетворенности клиентов, чтобы найти точки роста и иметь возможность системно улучшать клиентский опыт.
Ниже – этапы работы, которые были пройдены и которые могут использовать разные компании:
- Выбрать подход. На первом этапе важно договориться о критериях, которые будут показывать, хорошо ли выстроены процессы в компании и удовлетворены ли клиенты. В теме оценки качества услуг есть некий набор стандартных критериев, таких как качество, взаимодействие, скорость и т. п. Но самое важное — договориться об индикаторах, то есть что конкретно все участники будут понимать под качеством. Например, «Сервис работает без ошибок» или «Выявленные ошибки оперативно устраняются» — это два разных месседжа, и по ним будут разные оценки.
- Этап исследования мнения клиентов. Можно сегментировать заказчиков по уровням управления:
- заказчики 1-го уровня (СЕО-1) — руководители подразделений, в чьей зоне ответственности сервисы, переданные на аутсорсинг;
- заказчики 2-го уровня (как правило, СЕО-2, СЕО-3) — эксперты на стороне клиентов, которые отвечают за операционные вопросы по профильным темам, непосредственно взаимодействуют с экспертами провайдера и влияют на развитие сервиса;
- заказчики 3-го уровня (любой уровень) — конечные пользователи сервисов (например, для HR-сервисов это все сотрудники компании).
Дальше важно выбрать релевантные методы исследования — например, провести глубинные интервью и обсуждение стратегических приоритетов с заказчиками 1-го уровня, чтобы уйти от формализма и получить честный и глубокий фидбэк; и онлайн-опрос и фокус-группы с заказчиками 2-го и 3-го уровней, чтобы собрать максимум данных.
1. Провести анализ результатов исследования. На этом этапе важно подключить к обсуждению общего отчета с результатами и детализацией по согласованным срезам как своих экспертов, так и вашего провайдера, который помогает проводить исследование удовлетворенности.
2. Реализовать изменения. Результатом предыдущего шага должна стать дорожная карта по развитию сервисов и услуг компании, которая будет реализовываться профильными экспертами внутри компании.
Какие результаты приносит клиентоцентричный подход
Опыт ЦКР демонстрирует, что обычно клиенты оценивают и обращают внимание на:
- качество оказываемых услуг и стабильность процессов,
- экспертизу команды и методологическую поддержку,
- готовность находить решения в сложных ситуациях.
При этом топ-менеджеры клиентов отмечают, что стабильный аутсорсинг дает им возможность не тратить время на операционные вопросы, а сосредоточиться на реализации масштабных бизнес-задач.
Интересно, что результаты исследований, которые ЦКР проводит вместе с «ЭКОПСИ» из года в год, показывают также трансформацию ожиданий руководителей от качества операционной работы к активному участию в бизнес процессах клиентов.
Когда сервис работает «как часы», заказчики начинают ожидать не только стабильности, но и проактивных действий, предиктивного подхода, в связи с чем провайдер становится не просто внешним подрядчиком, но глубоко погружается в бизнес клиентов, становясь для своих клиентов стратегическим партнером.
Источник изображения — Freepik