Искусственный интеллект в комплаенс-функции: новые возможности и вызовы

Искусственный интеллект в комплаенс-функции: новые возможности и вызовы

Разбираемся: нейросети в комплаенсе — это прорыв или риск? Татьяна Дерницына, руководитель направления по управлению рисками в Центре корпоративных решений (ЦКР), рассказала, какое будущее у нейросетей в комплаенс-функции. В последние годы искусственный интеллект проник практически во все сферы жизни, в том числе профессиональную деятельность. Его применяют везде — от дизайна и маркетинга до сложных производственных процессов и финансового анализа. Комплаенс-функция ЦКР не стала исключением и также начала внедрять возможности ИИ в свою деятельность. Первые результаты демонстрируют значительный потенциал этой технологии. Однако ее внедрение связано с целым рядом вызовов.

Как использовать искусственный интеллект в работе: на примере аутсорсинговой компании

Внедрение ИИ в комплаенс-функции ЦКР началось осторожно и прошло несколько этапов.

Этап аналитики и сбора данных. Включал в себя:

  1. Помощь в сборе и обработке статистических данных по нарушениям законодательства коммерческими компаниями.
  2. Поиск законодательных требований и первоисточников материалов.
  3. Формирование табличных представлений информации.
  4. Анализ тенденций с помощью когнитивных технологий с привлечением собственных наработанных материалов ЦКР.

Этап создания обучающих материалов. На этом этапе было необходимо:

  1. Написать статьи и тексты по вопросам комплаенс-системы для обучения сотрудников.
  2. Разработать и оформить презентации в едином корпоративном дизайне.

ИИ собирает и структурирует материал, но человеческая оценка обязательна для проверки применимости к конкретной организации, ее принципам и целям.

Этап актуализации методик оценки рисков. Предполагается:

  1. Поиск и анализ различных существующих методик оценки комплаенс-рисков.
  2. Описание основ методик, целевых организаций (размер, вид деятельности).
  3. Анализ критериев оценки (какие учесть или опустить, предложение адаптируемых критериев).
  4. Предложение шкал для оценки.
  5. Предоставление ссылок на данные и ответы на уточняющие вопросы.
  6. Оперативное исследование зарубежного опыта и практики использования методик.

В результате — значительная экономия времени, предоставление вспомогательного материала для человеческой актуализации методики.

Включение практики применения искусственного интеллекта по описанным задачам не потребовало затрат на внедрение. Многие системы находятся в открытом доступе.

В настоящее время нейросети помогают выполнять примерно 70% справочно-аналитической работы, что позволяет подразделению работать эффективнее, освобождая время для решения более прикладных задач.

Использование искусственного интеллекта в будущем

Потенциал искусственного интеллекта очень широк. Уже сейчас понятно, что следующими шагами могут стать не только анализ данных.

Автоматизированная оценка комплаенс-рисков в соответствии с утвержденной методологией. Интеллектуальные системы позволяют не только оперативно анализировать текущую ситуацию, но и моделировать возможные сценарии развития событий. При этом они учитывают как внутренние данные компании, так и мировой опыт, что дает комплексное представление о потенциальных угрозах.

Умная проверка контрагентов, предполагающая автоматизацию процессов заполнения и анализа их анкет. Эта функция может быть применима для целей квалификации контрагентов и проведения идентификации клиентов. Сегодня проверка контрагентов требует много времени и ручного труда, даже несмотря на использование коммерческих систем. В дальнейшем на основании заполненных анкет может также проводиться и автоматическая оценка рисков контрагентов.

Современные интеллектуальные системы способны за минуты исследовать сотни открытых источников, проверить компании по многочисленным реестрам и даже выявить скрытые связи между различными лицами на основе анализа официальных источников и материалов из СМИ. Но внедрение такой практики потребует инвестиций.

Обработка деклараций о конфликте интересов на основе определения заявлений, в которых имеются такие признаки, аккумулирования данных по авторам деклараций, формирования сводных отчетов. Хотя с некоторыми из этих функций уже успешно справляются роботы, цифровой помощник смог бы обеспечить более комплексный подход к проверке деклараций. Если у компании такие декларации не разработаны, то когнитивные технологии точно могут посодействовать в их создании. Также можно определить критерии должностей сотрудников, имеющих повышенные риски мошенничества и коррупции.

Выявление рисков при осуществлении транзакций в режиме реального времени. Такой алгоритм может настраиваться в зависимости от потребностей организации. Конкретные признаки необычных операций могут быть разработаны обычными экспертами самостоятельно или же для разработки снова можно привлечь ИИ. Это не значит, что алгоритмы полностью заменят людей, но они точно помогут быстрее реагировать на угрозы.

Контроль коммуникаций. Цифровые решения могут быть настроены и для отслеживания действий сотрудников, чтобы не допустить утечку информации или совершения каких-либо противоправных действий. При применении таких возможностей в рабочих инструментах важно четко настраивать работу электронного помощника, чтобы не столкнуться с излишней блокировкой информации.

Эти направления являются одними из самых востребованных для внедрения ИИ в комплаенс-функции. Их применение позволит решать задачи более качественно, а также поможет существенно снизить нагрузку на комплаенс-офицеров.

Несмотря на все преимущества, остается ряд вопросов о безопасности ввода данных в сторонние системы.

Безопасность данных — главный приоритет:

  1. Комплаенс-служба работает с крайне чувствительной информацией, и далеко не все провайдеры решений могут гарантировать должный уровень защиты конфиденциальной информации. Поэтому точно не стоит использовать непроверенные сервисы для работы с персональными данными, коммерческой тайной и другой конфиденциальной информацией.
  2. Зарубежные сервисы несут дополнительные риски. Здесь важны не только особенности функционирования нейросети, но и правового регулирования в стране. В каждой юрисдикции могут быть отдельные требования по раскрытию информации, поэтому перед использованием зарубежных вендоров, следует ознакомиться с критериями безопасности, с соблюдением которых функционирует система и изучить регулятивные требования юрисдикции к использованию ИИ.
  3. В России отсутствуют четкие регуляторные стандарты для использования ИИ в комплаенсе. Сейчас на рынке предложений немного, но развитие умных решений в последние годы идет быстрыми темпами. Важно следить за выходом отечественного решения, которое позволит внедрить полноформатные функции ИИ, гарантируя безопасность данных.

Незыблемая роль человеческого контроля

Еще один важный вопрос — баланс между использованием ИИ и человеческим контролем. Даже самые совершенные алгоритмы пока не способны полностью заменить профессиональную экспертизу и этическое суждение комплаенс-специалистов.

Искусственный интеллект может обрабатывать данные, выявлять закономерности, даже предлагать решения, но окончательное слово в большинстве случаев должно оставаться за человеком. Особенно когда речь идет о сложных или нестандартных ситуациях, принятие решений по которым может существенно повлиять на сотрудников или деятельность компании.

Что в итоге?

Искусственный интеллект уже меняет подходы к комплаенс-контролю, делая процессы эффективнее, но результат работы ИИ может требовать проверки или доработки со стороны человека. Способности цифрового разума могут существенно повысить оперативность решения задач в области комплаенс, и даже полностью забрать функционирование процесса.

Однако вопросы выбора подходящего провайдера, вопросы безопасности и правового регулирования пока требуют проработки. Компаниям стоит внедрять эти технологии, но с соблюдением осторожности, чтобы оставаться в тренде, минимизировать риски, не создавая при этом новых. Будущее комплаенса видится в гармоничном сочетании искусственного интеллекта и человеческого опыта, где каждый выполняет свою часть работы.

 

 

Источник — пресс-релиз ЦКР | Изображение — Freepik

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/