Есть идея… где взять деньги на MVP?

Есть идея… где взять деньги на MVP?

Минимально жизнеспособный продукт или попросту MVP – именно то, что нужно стартапу, чтобы заявить о себе и встать на путь развития. Об этом мы узнали из нашего прошлого материала. Но где взять деньги на MVP? Попробуем разобраться в этой статье.

Как мы помним, минимально жизнеспособный продукт – это такая тестовая версия товара, услуги или сервиса. MVP нужен, чтобы понять, насколько он будет вообще востребованным на рынке. От того, как пройдет тестирование и какую обратную связь даст целевая аудитория, станет понятно, надо ли вообще дальше развивать проект. Но как быть, если идея есть, а денег на создание MVP нет? Будем искать, а точнее постараемся сделать все возможное, чтобы инвестор сам нас нашел.

Подготовительная работа

Поиск инвестора для финансирования создания MVP заключается не в непосредственном поиске, а скорее в подготовительной работе. Как правило, интересный и действительно перспективный проект не останется без внимания тех, кто готов вкладываться в многообещающие стартапы. А вот чтобы его заметили, нужно будет обратить внимание на определенные нюансы. Давайте их и разберем.

Как рассказала Порталу предпринимателей Дарья Васильева, основатель и генеральный директор международной инвестиционной компании GETVISION и создательница международного сообщества русскоговорящих предпринимателей, инвесторов и экспертов Founders to Founders, уникальных идей не существует. И об этом, по ее словам, знают инвесторы.

«Одной идеи мало для привлечения финансирования, нужно доказать, что у нее есть потенциал для создания успешного продукта, который реально разработать и который будет пользоваться существенным спросом у целевой аудитории», - пояснила она.

Васильева обращает внимание на то, что крайне важно уделить достаточно времени и усилий аналитической работе. А ключевым преимуществом проекта станет его отличие от других подобных на рынке. Поэтому, прежде чем ждать финансовых вливаний, начинаем исследовать. И тут важно ответить себе на несколько вопросов:

- Полезен ли будет продукт для конечных пользователей? Ведь если он никому не нужен, то и инвестор не станет вкладываться в создание прототипа. Зачем выбрасывать деньги на ветер…

- В чем преимущества продукта по сравнению с конкурентами? Если он будет повторять функционал уже существующих на рынке аналогов, вряд ли кто-то заинтересуется таким проектом, включая инвесторов.

- Можно ли масштабировать проект? Минимально жизнеспособный продукт – это хорошо. Но можно ли после создания MVP реально развить этот проект, или его полезность ограничена именно минимальностью? Инвесторам интересно вкладываться в то, что будет развиваться и приносить в будущем еще большую пользу людям, а значит в итоге и прибыль.

Подытожим. Убедитесь, что вы выбрали эффективную бизнес-модель, изучили конкуренцию на рынке, а также целевую аудиторию вашего продукта, и оценили возможные риски. Инвесторы, как правило, обращают пристальное внимание на подобную аналитику. После этого можно переходить к следующему этапу.

Где деньги, Зин?

Конечно, волшебным образом инвестор сам к вам не придет. Заявить о себе все-таки надо будет. И вот тут уже начинается сложный выбор, куда все-таки обратиться за финансами для создания своего MVP. И здесь многое зависит в том числе от затрат, которые понадобятся. По оценкам специалистов, вложения на разработку минимально жизнеспособного продукта начинаются от 300 до 2 миллионов рублей. Поэтому если вам требуется небольшая сумма, возможно, и не стоит сразу искать серьезного инвестора, который будет позже влиять на важные процессы в вашей компании. Источники финансирования бывают разными. Остановимся чуть подробнее.

Если денег требуется не так уж много, можно рассмотреть возможность самофинансирования. Очевидный плюс здесь – независимость. Из минусов, конечно, тот факт, что нужно вкладывать собственные средства, которые можно было бы потратить на себя и семью. Зато долгов перед третьими лицами в случае провала не будет.

Если собственных средств на разработку MVP недостаточно, можно обратиться за микрокредитом или к знаменитым FFF. Под этой аббревиатурой на английском языке кроются слова Friends, Family, Fools, то есть друзья, родственники и "дураки". Преимущество такого финансирования, разумеется, в том, что вы не будете обременены сроками погашения долгов и варварскими процентными ставками. Однако, деньги, как известно, портят и дружбу, и родственные связи. Так что здесь нужно быть аккуратным.

С мира по нитке – тоже вариант. Для этого давно придумали краудфандинговые площадки. При таком способе вы получаете деньги, но не теряете контроль над собственным бизнесом. Впрочем, здесь нужно грамотно рассчитывать свои силы. Когда краудфандинговый проект закончится, люди, вложившие в него свои кровные, будут рассчитывать на то, что получат готовый продукт. И здесь уже появляются обязательства. Кроме того, нужно будет вложиться в красивую презентацию, чтобы «продать» проект на краудфандинговой площадке. И здесь снова встает вопрос – а где взять деньги?

Еще один вариант – поучаствовать в стартап-конкурсе. Плюс здесь в том, что можно выиграть безвозмездную финансовую помощь на создание своего MVP. Минус лишь в том, что для победы необходимо будет снова вложиться в маркетинг и презентацию. А эти деньги можно было бы потратить непосредственно на разработку прототипа.

Если и это все не ваш вариант, то есть еще бизнес-ангелы. Такие частные инвесторы вкладывают средства, а взамен получают долю в компании. Именно эти люди могут захотеть профинансировать создание вашего MVP, если им нравится идея. Как вы, наверное, уже поняли, делают они это не безвозмездно. Получая долю в компании, бизнес-ангелы потом могут перепродать ее.

Нельзя отметать и возможность получения гранта от государственных или коммерческих фондов для разработки минимального продукта. Сложность такого способа финансирования в том, что ваш проект должен соответствовать определенным требованиям и пройти конкурс. Кроме того, если получите деньги, то фонд, выдавший грант, будет крайне внимательно отслеживать, как и на что тратятся средства.

Итого

Итак, способов немало, а вот какой выбрать – решать вам. Резюмирует для нас Дарья Васильева, основатель и генеральный директор международной инвестиционной компании GETVISION и создательница международного сообщества русскоговорящих предпринимателей, инвесторов и экспертов Founders to Founders:

«Первые инвесторы в любом проекте на самых ранних этапах — это всем известные “FFF”, которые поддержат идею и станут источником первого трэкшена. На каждом этапе развития проекта есть ряд поддерживающих мер от институтов развития и корпоративных программ для стартапов. В зависимости от отрасли и специфики проекта следуют изучить конъюнктуру рынка, на котором планируется проект и определить сроки и стоимость привлечения капитала для эффективного построения инвестиционной стратегии и прогнозов ресурсов для развития бизнеса».

 

 

Фото автора Karolina GrabowskaPexels

Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает  при поддержке digital-агентства "Интериум"

Партнеры
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/