Надежда Орлова

Нужна ли малым и средним предприятиям миссия?

Нужна ли малым и средним предприятиям миссия?

​Каждый предприниматель стремится к пополнению своих капиталов. Но только ли к этому? У бизнес-идеи должно быть развитие. В этом смысле миссия – рабочий прикладной инструмент долгосрочного развития бизнеса. В статье расскажем, что это за понятие, и как компании применяют его на практике.

Определим само понятие миссии.  Миссия – это цель существования и деятельности компании. Однако, цель существования компании – это получение прибыли. А вот путь получения этой прибыли – то, как именно достигается цель  – и есть миссия.

 Миссия – это утверждение, доносящее до потребителей и сотрудников философию существования компании и ее отличие от конкурентов. Не следует путать миссию с  целью компании, которая часто выражена в рекламном слогане. Это  разные понятия. Миссия – это то, ради чего вы занимаетесь бизнесом, зачем он вам. А цель – это то, куда вы придете благодаря миссии.

Например, сеть магазинов у дома Walmart использует слоган:  «Экономь деньги. Живи лучше!».  В данном случае слоган – призыв для клиентов. Миссия для клиентов звучит следующим образом:  «Мы экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше». Согласитесь, это фраза отлична от слогана: она выступает побудительной мотивацией для клиентов.

При составлении миссии будьте честны перед собой и клиентом. Мотивация миссии должна иметь под собой реальный фундамент. 

Примеры миссий успешных компаний

Самую первую в мире миссию придумал Коносуке Мацусита, основатель бренда Panasonic. В 1930-х годах сделать миссией промышленного сектора преодоление бедности стало сенсацией.  В эпоху великой депрессии это было попадание в «яблочко»:  «Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми».

Приведем примеры миссий компаний, которые у всех на слуху.

  • S7 Airlines: «Мы больше, чем просто авиакомпания. Путешествие для нас — больше, чем просто перелет из одного города в другой. Это настоящее чудо, и с него начинаются поиски еще большего чуда, которое мы называем счастьем. Мы стремимся смотреть на привычные вещи по-новому, каждый день заново открывать лучшую из планет и не бояться экспериментов. Будь то цвет самолетов или рекламная кампания, мы всегда готовы сделать то, на что еще никто не осмелился».
  • Сеть магазинов «Лента»: «Мы работаем для того, чтобы люди в России жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день.
  • Alibaba Group: «Убрать все барьеры между покупателем и продавцом, упростить бизнес в любой сфере и точке, где бы то ни было».

Отличный вариант реализации миссии для клиентов и сотрудников существует у российской компании «Спортмастер»:

Короткая (для клиентов): «Мы делаем спорт доступным!»

Длинная (для сотрудников): «Развивать успешный и эффективный бизнес, предлагая клиентам оптимальный ассортимент качественных товаров для спорта и активного отдыха при оптимальном уровне сервиса. Способствовать оздоровлению населения в странах нашего присутствия, продвигая ценности здорового образа жизни, спорта и активного отдыха, улучшая качество жизни наших клиентов».

Составляя вариант миссии для сотрудников,  постарайтесь сформулировать ее так, чтобы они четко понимали  философию компании и  мотивацию своей работы.

Для этого ответьте на три вопроса сотрудника, которые постоянно его волнуют:

1.Зачем я ежедневно прихожу на работу?

2.Чем я занимаюсь каждый день на работе?

3.Как я определяю то, что делаю это хорошо?

Какая цель стоит перед вами?

Если  с  такими крупными  компаниям, как S7 Airlines, Alibaba Group, Спортмастер все понятно (миссия огромной корпорации просто необходима), то нужна ли миссия сети небольших закусочных, работающих в нескольких районах города?

Здесь главное – определиться, какая цель стоит перед вами.  Если долгосрочная,  и вы думаете о перспективе развития бизнеса,  например, о расширении компании или продаже франшизы, то грамотно сформулированная миссия поможет донести ваши принципы и ключевые ценности как до сотрудников, так и до тех, кому предназначен ваш продукт.

Хорошим примером служит миссия известной в Москве кофейни «Кооператив «Чёрный». Их миссия: «Сделать так, чтобы как можно больше людей в нашей стране пили отличный кофе, а наша цепочка поставки от сборщиков до потребителя стала справедливее». Предприниматели развивают кофейную культуру, открыли собственный обжарочный цех. Идеология развития помогает набирать обороты в бизнесе и привлекать все новых и новых клиентов и поставщиков.

Мир за последние несколько лет стремительно поменялся. В условиях карантина и самоизоляции на помощь ресторанной доставке приходят сервисы dark kitchen, которые готовят согласно рецептуре и технологическим картам блюда закрывшихся на время карантина ресторанов. Успешным примером этого направления бизнеса стала «Кухня на районе», которая имеет свыше 30 фабрик-кухонь, рассредоточенных по всей территории столицы, и готова кормить ежедневно всех москвичей без исключения. «Кухня на районе» — это и название, и, собственно, суть бизнес-идеи. Сервис доставки готовой еды «Кухня на районе» выбрал лаконичную миссию: «Наша сверхзадача — полностью избавить людей от рутинной готовки».

Компании, о которых мы упомянули выше,  начинали свой путь не так давно. Но за счет своей идеологии им удается успешно развиваться и набирать обороты, несмотря на нестабильную ситуацию в стране и мире.

Поэтому даже если в вашем малом предприятии работает всего с десять сотрудников, объясните им, в чем заключается миссия вашей компании, ради чего они каждый день приезжают на работу. Поверьте, их отдача в работе будет намного сильнее.

Итак, миссия компании - нематериальный двигатель к достижению цели. Это то, что объединяет сотрудников и привлекает клиентов, которым близка  идеология вашей компании.  Опыт показывает, что миссия компании далеко не всегда бывает  однозначна. Зачастую основатели компаний создают их интуитивно, отталкиваясь от минутных идей или запросов клиентов, стараются решить конкретную проблему рынка на практике и не задумываются о том, зачем на самом деле им нужна миссия.  Осознание миссии может прийти не сразу, она может быть даже ошибочна на первоначальном этапе. Поэтому важно ответить на вопрос: «Зачем существует моя компания?», «На каких идеях базируется мой бизнес?». Отсутствие миссии или ее неверное определение может привести проект не туда, а иногда даже разрушить бизнес.

 

 

Партнеры
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/