Дарья Гурина

Эпоха женского бизнеса

Эпоха женского бизнеса

Уже завтра в цветочных магазинах будут толпы мужчин, желающих купить букет жене, маме, дочери или подруге, в кафе и ресторанах будут забронированы все столики на вечер, а по телевизору будут поздравлять всех представительниц прекрасного пола с Международным женским днем, и это прекрасно! Мы же хотим отметить и ту часть прекрасной половины, которая вовлечена в нелегкий предпринимательский труд, и поговорили с ними об этом.

Новый опыт

В начале прошлого века женщины стали активно бороться за свои права в разных сферах общественной жизни. Так стали образовываться различные клубы и сообщества, как например один из крупных «Опора России», где женщины могли обсуждать проблемы, искать решения. Сегодня же усилилась тенденция на равноправие, и вот уже женщины запускают собственные проекты, занимают руководящие позиции в компаниях. Отдельной формой женских сообществ являются деловые клубы.

Екатерина Харитонова, директор по стратегическому развитию Ассоциации женщин-предпринимателей «Бизнес Леди», считает, что «женщинам вместе интересней, они становятся сильнее, они лучше понимают друг друга и объединяются общими интересами легко и быстро».

Сооснователь женского бизнес-акселератора Collabroom Екатерина Мовсумова считает образование женских деловых клубов вполне закономерной тенденцией: «В целом появляется больше предпринимателей, женщин в новых профессиях, появляются новые хобби и интересы. Новые направления на стыке онлайн-обучения, хобби, консалтинга, новые профессии — всё это создает потребности обмениваться информацией, находить единомышленниц, делиться и получать опыт. Стало больше самой среды и инструментов взаимодействия: сообщества в соцсетях, мессенджерах, тематических платформах, сервисах и других онлайн площадках».

Деловые клубы объединяют в себе людей с общими целями, помогают узнать новое и найти единомышленников, так говорит основатель международного IT-сервиса для поиска специалистов по продажам HOMESTER.PRO    Уфимцева Ольга: «Это возможность приобрести новые знания и навыки, а также получить поддержку и обмен идеями с другими членами сообщества. Это также позволяет расширять свои профессиональные связи. Вместе любой кризис можно преодолеть, вдохновляясь различными историями участников». Нетворкинг всегда полезен, ведь можно получить ценный опыт и советы бесплатно, это делает вклад в собственный капитал дешевле.

По словам Валентины Ковальской, основателя и директора компании СЛОНВИШ, «деловые сообщества — это всегда люди. Это всегда общение и нетворкинг. И люди всегда разные, кто-то сильнее тебя в бизнесе, кто-то еще на пути до твоего уровня. Кто-то делает твой опыт дешевле за счет чужого опыта и советов — это всегда очень ценно».

У женщин по-другому

Мы, женщины, от природы больше думаем: о том, что было, есть и будет, если примем очередное решение. Наверное, это объясняется инстинктом самосохранения и матери, заложенным от природы. Мужчинам проще вести бизнес, они легче идут на риск, легче переживают патовые ситуации. 

Иногда такие убеждения мешают начать свое дело, Валентина Ковальская решилась благодаря мужу: «Бизнес решилась вести, потому что была огромная поддержка моральная от мужа, он верил с самого начала в идею, в продукт. Даже я так не верила, что все получится. И большое количество уже на тот момент клиентов говорили о том, что пора делать шаг дальше». А иногда нужно решиться или вдохновиться чужим примером, как сделала Ольга Уфимцева: «Я начала заниматься бизнесом в 2010 году. У меня все окружение были предпринимателями, я вдохновлялась их историями, мне нравился тот образ жизни, который был у них. Они создавали, меняли, искали нестандартные решения. И один мой знакомый увидел у меня большой потенциал и подсказал как его развивать, чему обучаться. Стал мне, как сейчас говорят наставником».

Интересен и тот факт, что женская сущность, по мнению Екатерины Харитоновой, выигрывает в другом: переговоры, креативность: «Нам легче договариваться, быстрее достигать результатов. В сообществе мы более креативны и активны». Женские комьюнити часто становятся не просто деловыми клубами, но местом силы для их участниц, помогают практиковать баланс между карьерой в предпринимательстве и семьей, Екатерина Мовсумова делает большой акцент на этом для девушек в Collabroom: «В смешанных сообществах нет фокуса на женское гармоничное состояние. Мы же видим, что женщина совмещает семью, работу, бизнес и ей зачастую не хватает инструментов, поддержки и практики, чтобы эффективно организовать все жизненные сферы. Поэтому в нашем акселераторе есть специальные наставники, есть инструменты и наши методики, которые помогают женщине строить бизнес в гармонии с остальной жизнью, чтобы не жертвовать чем-либо». 

И даже сегодня, в 21 веке, мы сталкиваемся с тем, что женщину могут не взять на работу не из-за смежного опыта или возраста, а из-за ребенка, которого не с кем оставить. Так произошло и с Анной Харитоновой, основателем консалтинговой группы по созданию и масштабированию бизнесов «Лидер франшиз»: «В бизнес меня привел кризис. Мне было 23 и меня просто никто не брал на работу, потому что у меня был очень маленький ребенок на руках. Поэтому я пошла в бизнес и создала сначала себе рабочее место, а потом рабочие места своим сотрудникам и своим франчайзи в 220 городах». Остается только зарабатывать авторитет и уважение самой, своим делом. Это мощный мотивационный фактор и проблема одновременно.

Женщинам сложнее

Если у женщины есть семья, то у нее есть много забот, которых вполне бы хватило на 8 часов рабочего дня. И это не считая ухода за собой, заботы о здоровье, саморазвитии, то суток не хватит. Начать вплотную уделять время одному – значит пожертвовать другим. Так получается и постоянный выбор, поиск баланса и компромисса.                                Анна Харитонова:«Сегодня новый и самый главный вызов - это сохранение внутреннего спокойствия и оптимизма в условиях нарастающей тревоги, стресса и нестабильности. Женщина Лидер, она как wi-fi, точно транслирует свои волны на ближайший радиус (семья, сотрудники, команды, сообщества). Поэтому сегодня особенно важно уметь работать со своим состоянием и стараться чувствовать и транслировать уверенность, спокойствие, любовь». Вызовом в работе может стать старый стереотип о лидерских качествах женщины в бизнесе, и Валентина Ковальская столкнулась с этим сама: «Самая частая трудность — это обесценивание. Обесценивание на основе того, что ты женщина. В моем случае еще стереотипность бизнес-идеи. Я вывела хобби на уровень коммерческий, с собственным производством и мировым масштабом клиентов. Но до сих пор при каких-то поисках новых поставщиков сталкиваюсь с этим. Например, мы вводим новую транспортную упаковку и нашли потенциального поставщика, он узнает, что это для бижутерии и говорит, что не будет делать, потому что по его ощущениям это 100 коробок максимум. А мы отгружаем десятками тысяч. На каждом таком шагу выше приходится доказывать, что женщина может сделать стоящий бизнес и с нами можно разговаривать про деньги».

Обесценивание порождает неуверенность, и получается замкнутый порочный круг, в результате чего женщина начинает себя обесценивать, как отметила Екатерина Мовсумова: «Женщина меньше вовлечена в технологичный бизнес, поэтому ей может не хватать компетенций, а главное, уверенности, что она справится. Женщина по характеру меньше рискует, чем мужчина, а предпринимательство предполагает риск. Поэтому мы снова приходим к тому, что женщине больше нужна поддержка не только касательно знаний, но и психологическая».

Что нас вдохновляет

Женщины от природы более изобретательны, что также объясняется необходимостью выживания, заложенной природой и генами. В трудные времена приходится крутиться, как белка в колесе. Это отражается и на бизнесе, который ведут женщины. Ольгу Уфимцеву вдохновляет ее семья, интерес к своему делу: «От семьи, которая у тебя есть, поддерживают ли там твои стремления или хотят больше внимания. Рутина и быт не способствует глобальному видению. Надо сделать выбор, где ты хочешь быть и что тебе для этого нужно».

Екатерину Мовсумову вдохновляет женская энергия, аккумулирующаяся в ее сообществе: «Нас, в Collabroom вдохновляют в первую очередь сами женщины. Мы видим их потенциал, понимаем, как помочь преодолеть страхи, понимаем как использовать технологии и инструменты для того, чтобы женщины успешно запускали и масштабировали свой бизнес. Женщины, которые приходят в акселератор Collabroom, в абсолютном большинстве хотят запускать проекты, которые качественно меняют мир. Мы ни разу не встретили женщину, которая бы хотела просто заработать денег на каком-то неэтичном бизнесе. Всегда есть большая польза и глубокая миссия: неважно идет ли речь об открытии частной школы, либо о сервисе для релокантов, либо о чат-боте психологической помощи и так далее. Помогать создавать такие проекты - особая гордость и вдохновение».

Вдохновляет и одновременно становится вызовом другая стороны жизни – семья, как для Валентины Ковальской: «Говоря за себя, скажу, что я очень сильно могу погрузиться в работу и очень сложно выходить из такого "рабочего" состояния. А семья — это совсем другое настроение и другое состояние в ней. Приходится учиться быстрее адаптироваться. И, к сожалению, проводить не столько времени с семьей как хотелось бы. Но это мой выбор и большая поддержка от семьи в этом».

Вместо заключения

И все-таки быть женщиной-предпринимателем – здорово. Это большой прорыв в гендерных отношениях и устройстве жизни в целом. Хотим, чтобы у каждой из вас, кто читает данный материал, все сложилось. Мы можем все преодолеть! Мы попросили наших экспертов назвать ТОП-5 плюсов быть женщиной-предпринимателем, и вот какие ответы получили:

- Женщина-предприниматель может реализовать свою мечту, бизнес на любимом деле, на миссии. 
- У предпринимательницы нет стеклянного потолка, который есть в найме, когда несмотря на опыт и компетенции твой карьерный путь и финансовый заработок ограничен. 
- Женщина-предприниматель планирует свой график, исходя из собственных приоритетов, она более свободна, не ограничена рамками работодателя. 
- Предпринимательница находит поддержку большого количества единомышленников, включая общение в различных сообществах.
- Женщина-предприниматель, которая для бизнеса использует различные технологии более уверена в своем будущем, она обеспечивает свою финансовую стабильность, она владеет знаниями, которые помогут ей в будущем, так как наша ежедневная среда становится с каждым днём всё более технологичной, и пользовательский опыт важно постоянно обновлять.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/