Чтобы ни один кактус не погиб: история стартапа TerraFarm
Стартапер Павел Мелешенко — о рождении проекта по разработке «умных» горшков и оборудования TerraFarm и о том, как он поможет российскому образованию
История замысла компании TerraFarm началась с погибшего на подоконнике кактуса: как признается сам основатель, этот произошедший в школе случай подтолкнул его к идее создать систему, которая бы сама регулировала уровень освещения вокруг растения, поливала и увлажняла воздух вокруг.
Идея превратить замысел во что-то большее окрепла на выставках и конференциях, которые Павел посещал во время учебы: опытные предприниматели и ученые поддерживали его проект, давая полезные советы.
Путевку в бизнес стартаперу дал стартовый венчурный грант фонда Бортника — основатель TerraFarm отметил простоту инструкций по взаимодействию с его инвесторами. Незаменимой стала и помощь специалистов платформы «Конструкториум»: благодаря им команда проекта укрепила связи с фондами прямых инвестиций и получила средства для создания прототипов первых образцов.
В команде TerraFarm 5 человек: благодаря системе группового программного обучения томской альма-матер стартап поддерживает связи со студенческим сообществом, постоянно привлекая молодых специалистов.
Сегодня TerraFarm разрабатывает технологии и устройства по трем главным направлениям:
- Большие экспериментальные установки для лабораторий, воссоздающие любые условия для растений и в режиме реального времени мониторящие их состояние: искусственную атмосферу с повышенным или пониженным давлением, контролируемую освещенность и влажность почвы и пр.;
- Технологии рекультивации почвы на основе данных, полученных в лабораторных условиях;
- «Умные» горшки SmartPot, пригодные для домашнего использования.
Именно последние стали основой для коммерческой линии продукции TerraFarm: сделанные из экологически чистого дерева и переработанного пластика, распечатанного на 3D-принтере, они не только вовремя поливают растения и контролируют воздух вокруг них, но и увлажняют атмосферу вокруг распылением водяного пара. Первые образцы продукции уже дошли до стадии прототипирования, и TerraFarm планирует опробовать готовые установки «в полевых условиях» на базе вузовских лабораторий.
Главный урок, который Павел вынес из строительства своего стартапа, — не надо бояться пробовать: мер поддержки, бизнес-инкубаторов и фондов помощи в нашей стране хватает даже в регионах, поэтому главное для стартапера — не опускать руки, постоянно совершенствуя свой продукт.
Закончив прототипирование и собрав данные полевых испытаний, стартап планирует запустить коммерческую линию SmartPot и начать принимать заказы. В планах основателя — выход на международный рынок и приобщение к глобальным инновациям в сфере природопользования: по его словам, миссия TerraFarm — помочь человечеству перейти на новую ступень технического прогресса.