Дмитрий Шкаев
Вкус белых ночей: как построить бизнес за один год
В 90 километрах от финской границы в глубине карельской тайги на берегу одноименного водоема укрылось старинное карельское поселение Суоярви, что в переводе означает «болотное озеро». Название точное: в этих краях много заболоченных низин и топей, лесных озер-ламбушек с заросшими, мокрыми берегами. Именно там и растут самые ценные северные ягоды, клюква да морошка, тихую охоту за которыми каждый год в урочное время открывают местные.
Некогда новгородцы владели этими землями и именовали их Шуерецким погостом. За долгие столетия суоярвский район успел побывать и под шведским владычеством, и под финнами. Постепенно вокруг картонной фабрики вырос город. В советское время он был хоть и небольшим, но процветающим, со своим градообразующим предприятием. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается.
За столиком кафе мы беседуем с человеком, который ищет новые пути развития моногорода, поднимая собственный малый бизнес и формируя альтернативный бренд для района и республики. Особенность этой небольшой команды: всего за год с небольшим им удалось создать новую торговую марку и прийти к таким достижениям, которых иные не добиваются и за несколько лет. Знакомьтесь: Григорий Щеголев, директор компании «Мама Карелия».
СЛАБАЯ СТОРОНА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СИЛЬНУЮ … И НАОБОРОТ
Прежде чем начать бизнес в Суоярви, Григорий длительное время работал в сфере дистрибуции и оптовой торговли. Пятнадцать лет в продажах принесли ценный опыт и понимание, что на фоне рыночных изменений открытие своего экологичного производства будет выгодным вложением сил, средств и времени.
Идею предложили будущие партнеры, которые, занимаясь заготовкой лесных ягод, от своих коллег узнали о растущей популярности иван-чая. Григорий признается, что до того момента ничего не знал об этом растении, но обратил внимание, что на полках сибирских магазинов напиток из него был представлен не как нишевый, а как полноценный столовый продукт.
Полтора года назад в Карелии иван-чай воспринимался исключительно как сувенирная продукция и изготавливался лишь небольшим числом производителей: семейных предприятий и экопоселений. Григорий вместе с партнерами решили изменить ситуацию, по сути сформировав новую рыночную нишу в регионе, визитной карточкой которого они стремятся сделать свою продукцию.
Предприниматели подошли к делу обстоятельно, изучив историю чайного напитка. Такая подкованность, а также понимание специфики регионального и федерального рынков позволили Григорию в короткие сроки оценить потенциал продукта и сформировать бизнес-стратегию. Сейчас в компании работают уже пятнадцать человек. «Мы вкладываем средства и силы в персонал, формируем команду, которая, надеемся, будет с нами развивать предприятие и дальше», - говорит Григорий.
В результате мозгового штурма один из партнеров предложил название, легко произносимое на любом языке: Мама Карелия. Понравилось, закрепилось. И сам бренд, и оформление линейки призваны демонстрировать экологичность продукции, да и производство расположено в одном из самых чистых районов республики, ныне лишенном всякой промышленности. Григорий даже использует слово «оазис». С другой стороны, район логистически доступен, хотя отдаленность федеральных трасс создает дополнительные трудности. Здесь, видимо, апеллируя к SWOT, Григорий говорит о переходе сильных сторон в слабые, и наоборот.
Любопытно, что, хотя иван-чай известен даже шотландцам и коренным американцам, ферментированный напиток популярен только у нас. Директор «Мама Карелия» решительно отметает маркетинг «бабушкиных рецептов», настаивая на том, что его компания производит востребованный продукт, рецептура которого, хотя и соответствует традициям употребления чайных напитков, но идет в ногу со временем, отвечая требованиям растущего рынка. «Мы – промышленная компания, в этом наше отличие», - говорит Григорий.
ОТ ДЕЛЯНКИ ДО ПРИЛАВКА: СЕКРЕТ ПРЕМИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА
Общая доля иван-чая в сегменте чайных напитков исчезающе мала, а горизонты просматриваются. «Когда спадет мода», - считает Григорий, - «останется уверенно растущий тренд на употребление иван-чая как столового продукта». А некоторые производители из других регионов России даже имеют опыт экспортных поставок. Переговоры, проведенные с партнерами из Казахстана, Беларуси, Германии и Финляндии, открывают перед продукцией «Мама Карелия» хорошие перспективы рыночного роста.
Как и на локальных рынках: начав продажи в августе прошлого года, сегодня компания представлена во всей ключевой рознице Карелии, включая сети АЗС. А недавно состоялась пробная поставка в питерские магазины «Азбука вкуса», пришел первый заказ из Крыма. По словам Григория, на Москву пока не замахиваются – не хотят подвести партнеров, справиться бы с текущими объемами.
Среди несомненных плюсов иван-чая как напитка он называет вкусовые качества, высокое содержание полезных веществ и отсутствие кофеина. «Мы сами заготавливаем сырье, сами осуществляем производство, сами фасуем и упаковываем готовую продукцию, - рассказывает директор «Мама Карелия», - Мы делаем продукт премиального качества по разумной цене».
По аналогии с французскими производителями, на упаковке обыгрывается «регион происхождения». Предприниматель особенно выделяет тот факт, что на производстве строго контролируется происхождение сырья, а также качество на всех этапах. Производство включает в себя цех по переработке иван-чая, сушильные камеры для ягод и грибов, линию для варки и розлива сиропов и варений, а также линию по производству клюквы в сахарной пудре. Вся рецептура – с пониженным содержанием сахара, а также с использованием его натуральных заменителей. И достигалась она, по словам директора «Мама Карелия», исключительно опытным путем.
На подходе новые виды продукции. «Если варенье из морошки, то по честной цене», - говорит Григорий, и тут же удивляет упоминанием об интересе к ламинарии, а также, что приятно щекочет слух, цукатами из ревеня. Видимо, рождению идей способствует политика компании в отношении новых сотрудников. «Квалифицированных кадров в нашей области в Карелии нет, поэтому мы нанимаем молодых людей и учимся вместе с ними», - рассказывает Григорий.
МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РАЗВИТИИ РАЙОНА
Компания активно занимается благотворительностью. По словам директора, у них уже набралась пухлая папка благодарственных писем от различных общественных организаций. «Во многом благодаря этому мы даже получили республиканскую премию «Лучший предприниматель» в номинации «Успешный старт»», - с гордостью сообщает Григорий.
«Мама Карелия» профинансировала поездку детей из малообеспеченных семей Суоярви на рождественскую епархиальную елку в столицу Карелии, поддерживает детский велоклуб и танцевальную студию, помогает театру поэзии в Петрозаводске и Суоярвской районной библиотеке, а также оказывает спонсорскую поддержку во всех важных республиканских мероприятиях и имеет статус «Партнер карельского спорта».
Григорий считает, что молодые люди наконец начали осознавать, что мир за окном не изменится как по волшебству, что нужно приложить немалые усилия и что участие каждого в развитии своего города и района важно само по себе.
Кроме того, в настоящий момент директор «Мама Карелия» обучается по программе развития моногородов, в рамках которой планируется повышение комфортности городской среды и уровня жизни населения. «Мы обязательно будем в этих проектах участвовать в меру своих возможностей», - обещает он.