Шамиль Юсупов, Портал начинающих предпринимателей
Василий Овчинников, РООСПМ «Студенческая община», лидер
«Власти Москвы могут выделить до 500 тысяч рублей на ваш бизнес»
Как получать прибыль, работая в частном секторе, знает примерно каждый десятый предприниматель, открывший свою компанию. А вот как добиться коммерческого успеха в сфере общественных организаций, поддерживая при этом сотни других людей, — такими умениями и навыками обладает в лучшем случае каждый сотый представитель этой отрасли. В чем специфика сферы вторичной занятости, какие есть возможности для своего бизнеса в социальном предпринимательстве и как в нем развивать свое дело в беседе с Порталом начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru поделился Василий Овчинников, лидер РООСПМ «Студенческая община».
О персоне:Василий Овчинников с отличием закончил РГСУ в 2004 году по специальности «менеджмент в социальной сфере». А до этого, в 2002 году, впервые был избран председателем Студенческого совета РГСУ, после чего и началось его восхождение в сегменте общественных организаций. В это время он ещё больше, чем ранее, принимал участие (в том числе в качестве главного организатора) в большинстве всероссийских форумов, конференций, конкурсов, а также публиковал свои труды по вопросам молодёжи и студенчества. А в 2006 году Василий возглавил Региональную общественную организацию социальной поддержки молодёжи «Студенческая община». Кроме того, с 2003 года Василий является лидером клуба ночных автогонок Москвы «NightRacing».
Первое, что хотелось бы узнать: почему вы решили отказаться от возможности работать в качестве наемного специалиста и начали развивать свой, по сути, бизнес именно в этом направлении?
Это очевидно. В желании человека развивать свой бизнес нет ничего сверхъестественного. На том же Западе большинство молодых людей хотят или создать свой, или продолжить семейный бизнес. Почему меня привлекла эта сфера? Еще со студенчества я активно занимался вопросами качества образования, прав потребителей (в то время студентов), студенческим самоуправлением. Защитил диссертацию по теме «Студенческое самоуправление в России: социологический анализ», выпустил несколько методических пособий, проводил и провожу консультации и исследовательскую работу в этом направлении.
Команда играет важнейшую роль в выстраивании любой системы, будь то бизнес, политика или спорт
Хорошо, а расскажите о своей стартап-команде? Эти люди до сих пор с Вами?
Я считаю, что команда играет важнейшую роль в выстраивании любой системы, будь то бизнес, политика или спорт. Нам повезло сохранить отношения с несколькими людьми, с теми, с кем пройдено очень много, еще со студенческой скамьи. Это мои коллеги: Вова Филиппов, Миша Арутюнов и Люда Цой. Важная деталь: одно дело ходить друг к другу на вечеринки, а другое — каждый день работать, порой в стрессовых условиях. Это сложно, но оправдано.
Василий, раз ваши партнеры до сих пор с вами, тем более интересно узнать, как вы выстраивали отношения с ними и другими сотрудниками в начале пути, по какому принципу делили обязанности. Изменилось ли что-нибудь сейчас?
Обязанности делились просто. По интересам. Так уж совпало, что у нас четверых были разные интересы в рамках одной отрасли. Со временем сферы ответственности только расширялись. К тому же приходят новые люди, которые занимают новые ниши, — ведь мы не стоим на месте. Работа в такой команде соратников это не только удача, но и большая ответственность друг перед другом! Ведь одно дело подвести просто коллегу (что само по себе ужасно), совсем другое — партнера, с которым работаешь и дружишь с десяток лет.
Расскажите, с какими трудностями, характерными для вашей сферы бизнеса, вы столкнулись на начальном этапе развития компании, как именно их преодолевали?
Основная наша сфера — социальная: образование, общество и технологии, как социальные, так и IT, социальное предпринимательство. К сожалению, в нашей стране гуманитарное образование просто ужасно! И это не громкие слова и не хочется их заменять более мягкими формулировками. Смотрите: пиарщики, рекламщики, юристы, бухгалтеры, экономисты, социологи — все они просто ходят в «универ» потусить и послушать устаревший или скачанный из сети материал халатных преподавателей. Такова картина практически везде. Вот это и было, и сейчас является для нас основной трудностью — некомпетентные специалисты. Нужно было находить талантливых молодых ребят, которым не все равно где и как работать. И мы их находили. Мы работали и работаем с неравнодушными людьми.
Василий, несколько лет назад вы сменили бывшего лидера, фактически владельца организации. Сложно ли, так скажем, переделывать под себя компанию и развивать уже созданное кем-то другим дело?
Вы стали жертвой расхожего заблуждения касательно «Студенческой общины». Напомню, главная цель нашей организации, основанной еще в 1998 году, — это содействие в трудоустройстве молодёжи и её социализация в современном обществе. А хозяина у общины нет и не было. Что касается предыдущих ее лидеров, то первым руководителем был Максим Мищенко, сейчас он занимается политикой (депутат Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»). Второй же — Алексей Кулагин — развивает свой частный бизнес. Нам пришлось выстраивать заново многие моменты, так как предыдущие руководители уходили вместе со своей командой, а мы, соответственно, приходили со своей. Но так как к этому времени у нас уже был слаженный опыт управления большим коллективом и межрегиональными проектами, мы просто расставили некоторые акценты и принялись за работу. С этим особых сложностей не возникло.
В тот момент, когда Вы переняли управление, какие первые шаги для развития бизнеса были сделаны?
В первую очередь мы очень четко разграничили общественную деятельность и «бизнесовую». Хотя бизнес-подходы в общественной сфере стараемся сохранять.
Опираясь на ваш опыт, как именно молодым предпринимателям привлечь средства (инвестиции) на старте проекта?
Возможности привлекать финансирование под развитие своего бизнеса в Москве есть, это точно. Причем как при помощи Правительства Москвы, так и при содействии больших объединений бизнеса, таких как «Опора России» или «Ассоциация менеджеров России», с которыми сотрудничаем и мы. Так, комитетами и департаментами московского Правительства объявляются конкурсы и выделяются до 500 тысяч рублей на первый бизнес предпринимателя. Кроме того, есть открытый рынок государственных закупок. Появляются венчурные фонды, например, для ИТ-проектов. Повторю, инструменты для развития бизнеса есть, важно грамотно ими воспользоваться.
Инструменты для развития бизнеса есть, важно грамотно ими воспользоваться
Василий, наверняка вы не раз слышали нелестные слова в отношении вашей компании, например, о непрозрачности доходов и излишней зависимости от лояльности властных структур. Какие рекомендации можете дать предпринимателям, работающим или собирающимся работать на схожих рынках, как реагировать на подобные нападки?
Вы знаете, я не слышал таких слов в адрес своей организации. Все, кто хоть немного разбирается в теме молодёжной политики, знают о нашей непредвзятости и открытости. Тому примером могут послужить мои открытые письма в собственном блоге http://vasiliy-org.livejournal.com относительно распределения городских бюджетных средств. А рекомендации будущим бизнесменам социальной сферы просты — пользуйтесь современными системами администрирования коллектива и будьте честны. Кстати, мне очень импонирует пример большинства западных и многих наших бизнесменов, которые называют компании собственным именем. Это действительно большая ответственность и хорошая планка для себя — делать лучшие продукты, ведь они носят твое имя, а лузером никто быть не хочет.
Говоря об одной из специализаций вашей компании, насколько перспективен рынок вторичной занятости?
Видите ли, подработка — это ведь не столько заработок для молодого человека (в среднем — 120 рублей в час). Это еще и социально-ответственная роль для бизнеса перед обществом. У меня вызывает недоумение ситуация, когда молодой человек в 18 лет и старше имеет совесть клянчить деньги у родителей. У нас почему-то считается непрестижным подрабатывать. Так вот, это полная и опасная чушь!
В целом же рынок вторичной занятости сформирован. Но в любой момент грамотный предприниматель может по-новому организовать этот процесс, оптимизируя традиционные издержки, за счет чего сможет понизить цену контрактов и повысить стоимость оплаты труда персоналу. Такая компания легко вытеснит конкурентов.
А какие сферы бизнеса, на ваш взгляд, сейчас эффективнее всего развивать вообще: например, проекты в сфере интернет-торговли, туристический бизнес или что-то еще?
Все зависит от предложения. Уверен, что именно оно рождает спрос. Я думаю, будущее за переходом в онлайн, онлайн-сервисами и бизнесами, построенными на этом. Важна эксклюзивность продукта. К примеру, больше десяти лет никто не может повторить нашу технологию трудоустройства в сфере вторичной занятости. За долгое время у нас проработало огромное количество людей. Более двухсот тысяч мы трудоустроили на временную занятость. Несколько тысяч человек были менеджерами разного уровня в Москве и 15-и региональных отделениях. Дело в том, что у нас молодой человек сам говорит когда, где и кем он хочет подработать, подстраивая график работы под учебу. Таким образом, мы не делаем из начинающих юристов грузчиков, как многие кадровые агентства, а даем им возможность заработать на свой отдых или образование.
В чем, по-вашему, главные секреты успеха бизнеса в сфере общественных организаций?
Никаких секретов, как и рецептов, нет. Важно просто красиво предоставлять качественные услуги, чтобы к вам хотели обращаться раз за разом. Чтобы не относится к клиентам как продавщицы в советских универсамах. А планку услуг только поднимать.
Выбирать нужно то направление, в котором ты разбираешься лучше всех. Не бояться рисковать, особенно, пока молодой
Тогда спрошу по-другому. Какие конкретные рекомендации можете дать людям, которые размышляют над тем, создавать ли собственный бизнес в принципе и если создавать, то в каком направлении?
Уверен, рано или поздно каждый успешный специалист в своей сфере приходит к понимаю того, что нужно создавать собственный бизнес. А свой бизнес — это ответственность не только перед собой, но и перед коллективом, заказчиками, поэтому выбирать нужно то направление, в котором ты разбираешься лучше всех. Не бояться рисковать, особенно, пока молодой. Важно ценить время, своё и чужое.
Тут рекомендую творчество Глеба Архангельского, автора книги о тайм-менеджменте. Реально помогает.
И напоследок, интересно услышать ваше мнение по поводу будущего сферы общественных организаций. Что будет происходить в ближайшие годы?
Ничего революционного. Общественным структурам будет уделяться больше внимания как обществом, так и государством. Будет создано огромное количество общественных советов на разных уровнях, во всех сферах. Это, скорее, хорошо. Большинство из них будут вести пассивную деятельность, если не сказать заниматься профанацией. Это плохо. К сожалению, так будет до тех пор, пока СМИ будут больше внимания уделять общественным структурам, ведущим протестную, зачастую совершенно неконструктивную деятельность. Те же, кто систематично, день за днем ведет свою работу, порой остаются вне зоны видимости. И здесь не только вопрос их невнимания к своему пиару. Поэтому предпринимателям нужно осознать важность СМИ, тем более в наш век, когда о любом событии можно быстро и широко оповестить людей с помощью современных технологий, которые гораздо менее затратны, чем работа пресс-секретарей или оплата рекламных услуг. Одним словам, будьте в ритме настоящего и никогда не проспите будущее!