29.12.2020
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Татьяна Володина: «В любом бизнесе есть творческая составляющая»

Татьяна Володина: «В любом бизнесе есть творческая составляющая»

О месте творчества в бизнесе и роли народной игрушки в современной жизни мы расспросили финалиста премии «Бизнес-Успех», создателя ремесленной мастерской аутентичных сувениров и АНТ-Музея «Стружка» Татьяну Володину.

Татьяна, расскажите, как родилась идея создания «Фолькформ»? Какие основные направления есть в компании?

По образованию я маркетолог, 8 лет проработала в сфере сувенирной продукции, выросла в ремесленной семье: и мама, и бабушка – ремесленники. Я ремесленник в 4-м поколении и не могу жить без творчества. В 2016 году мы приняли решение создать ООО «Фолькформ».

«Фолькформ» – это семейное дело: им занимаемся я и мама. Мы работаем по двум основным направлениям. Первое – это творческая мастерская, где мы изготавливаем аутентичные сувениры с места рождения реки Нева под собственной торговой маркой «В традициях Приневья». Торговая марка запатентована в 2018 году. Также мы имеем статус народно-художественного промысла «Узоры Шлиссельбургского платка». Выпускаем изделия народного художественного промысла и работаем в сфере деловой культуры – делаем корпоративные деловые подарки.

А второе направление – музей. «Наш корпоративный музей» – мы его называем, потому что именно на базе музея сформирована мастерская. Он называется АНТ-Музей «Стружка».

У вас есть собственный АНТ-Музей «Стружка» – этомузейный дом народной игрушки. Расскажите, пожалуйста, об истории создания музея. Что можно увидеть в музее, какие мастер-классы посетить?

Идея создания музея принадлежит моей маме Володиной Елене Олеговне. Она инженер по образованию, но долгое время занималась разработкой методических игр на основе народной игрушки. Эта тема ей очень близка. Поэтому именно с народной игрушки началась наша деятельность и наш музей. Многие спрашивают, почему именно «АНТ-Музей», а не «Арт». И мы просим это не путать. АНТ – это адаптация народного труда. На основе этого понятия мы и формируем свою деятельность.

В настоящий момент в музее собраны фотографии и документы разных лет и различные народные и авторские куклы, авторские разработки. За 4 года нашего существования была проведена большая исследовательская работа и сейчас мы развиваем и позиционируем себя как «Усадьба ремесленника».

«Усадьба ремесленника» – это целостное культурно-просветительское пространство одной ремесленной семьи. Территория развивается комплексно: у нас есть мастерская, где производятся наши сувениры, есть музейный дом народной игрушки. Сейчас мы планируем отреставрировать старый дом традиционный для Приневских берегов, чтобы оформить там экспозицию, посвященную народно-художественным промыслам и ремеслам Ленинградской области. Также у нас есть место для практических занятий и зона «Зеленой аптеки». Получается уже целый музейный комплекс. Маленький, но комплекс.

Мы находимся недалеко от Санкт-Петербурга в уникальном с точки зрения расположения и геологии месте – в месте рождения реки Нева, на стыке двух платформ, Балтийского щита и Русской платформы.

Что касается посещения, то к нам можно приехать по предварительной договоренности. Мы проводим экскурсии, где рассказываем про краеведение, промысел, изготавливаем аутентичный сувенир совместно с гостями музея.

Со следующего года планируем запустить еще одно направление – лесная терапия. В наш век цифровизации, когда все сидят за компьютерами на удаленке, хочется вырваться на природу, зарядиться атмосферой места.  Наше место как раз позволяет это сделать. В прошлом году я была на стажировке в Японии, там большое внимание уделяется программам лесной терапии. В чем именно будет заключаться наша программа, пока не буду раскрывать ).

У современных детей очень много игрушек, рынок перенасыщен различными предложениями. Зачем родителямпокупать современным детям народную игрушку, например, куклу «Тюку» или «Пшеночку»?

Игрушка – это предмет диалога, для кого-то игра, для кого-то сувенир. Изготавливая собственные изделия, мы наделяем их легендой, историей, традицией. Для нас игрушка – это связь поколений: от бабушки – к маме, от мамы – ко мне. Наша задача – донести эту историю через простой предмет, например, игрушку.

Во время мастер-классов мы стараемся сначала рассказать людям историю, чтобы они понимали, что будут делать. Русская культура всегда была игровой, вся игровая  игрушка просто так не делалась, она наполнялась смыслом. Например, кукла «Пшеночка» – это мерная кукла. Куколку делали для 6-7 летней девочки в помощь по приготовлению обеда специально под размер горшочка - чугунка. Аутентичная кукла «Тюка» носит терапевтический характер – она набита гречишной лузгой и полезна для развития моторики, она  сохраняет в себе атмосферу места.

У вас очень большой выбор творческих и аутентичных подарков. Какие подарки больше всего пользуются спросом в этом году?

Большим удивлением для нас в этом году стал спрос именно на корпоративные, деловые подарки. Все хотят подарок со смыслом, чтобы он отражал какую-то идею, легенду, историю. Также мы довольно много реализовывали аутентичные сувениры в рамках музейных экскурсий. Сложности этого года сказались на росте внутреннего туризма – еще больше людей узнали, где родилась река Нева.

С чего вы начинали свое дело и что было для вас самым сложным в начале построения бизнеса: вопросы, связанные с финансированием проекта, или, может быть, вопросы, касающиеся привлечения новых клиентов?

Одно из самых сложных – найти свою уникальность, определить, за счет чего ты будешь отличаться от других. Сейчас этого многим не хватает. Но как только ты понимаешь, что лежит в основе твоей идеологии, чем ты выделяешься, дальше все идет гораздо легче.

Мы нашли свою уникальность благодаря проведенной за 4 года большой исследовательской работе, за которую огромное спасибо команде нашего проекта, добровольцам и волонтерам. Это в основном люди серебряного возраста. И, если я со своей стороны стараюсь адаптировать нашу работу к современности, то старшее поколение с его научным подходом как раз закладывает идеологию, сохраняя тем самым культурное наследие.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о команде. Много ли мастеров с вами сотрудничает на данный момент?

Сейчас в нашей команде 4 ключевых человека: я, мама, бухгалтер и помощник по административно-хозяйственной части, который следит за территорией музея. Также мы сотрудничаем с разными мастерами, которых привлекаем по меренадобности, в среднем около 10 человек в зависимости от количества заказов. Также есть волонтеры: кто-то занимается архивами, кто-то помогает в земельных хозяйственных работах. Все вместе мы сохраняем культурное наследие.  

Как вы в основном реализуете свою продукцию, используете ли социальные сети для продвижения?Кто является основным покупателем?

Мы используем все, что можно – заказы приходят из разных источников. До недавнего времени мы ездили на выставки и воркшопы. Также работают соцсети и сайт, где есть каталог и можно что-то заказать. Но основные покупатели – это корпоративные заказчики и гости музея.

Каковы, на ваш взгляд, особенности развития творческого бизнеса? Можно ли заработать на творчестве?

Надо понимать, что в любом бизнесе есть творческая составляющая, и без творческого подхода бизнес в принципе сложно строить. Сейчас творческих людей становится все больше, развивается креативная индустрия, и это здорово, это значит, что мы так или иначе расширяемся. Но важно также понимать, что любой творческий продукт необходимо адаптировать под бизнес-цели. Ведь бизнес – это и про обороты, и про масштабирование, и про качество, позиционирование, маркетинг и комплексный подход. Просто придумать классную вещь – мало для того, чтобы начать на ней зарабатывать. Нужно четко понимать, как продукт будет производиться, кто его будет делать, как масштабироваться и так далее.

Зарабатывать на творчестве можно, если правильно к этому подойти. Если просто сидеть и изготавливать что-то, то это – не бизнес. Когда я проходила акселерацию, пришла туда вся такая творческая, начала рассказывать, какие уникальные игрушки я умею делать, а мне сказали: «Вы либо творчеством занимайтесь, либо бизнесом». Но я так не могу. Я – творческий человек, который хочет бизнес. И вот здесь нужно было найти некий компромисс, когда ты не выпадаешь из творческого процесса, но в то же время умеешь адаптировать его под бизнес-задачи. Это не просто.

Помогает целостный подход. Мы ведь не просто сидим и изготавливаем аутентичные сувениры. Если мы не будем рассказывать историю, заниматься краеведением, не пригласим в наш музей и люди не увидят, чем мы занимаемся, эта аутентичная игрушка будет никому не нужна сама по себе. Из нашего бизнес-плана невозможно выдернуть отдельно музей или только подарки. Все это – комплекс, работающий годовыми циклами.

Расскажите о самом интересном подарке, который делала ваша мастерская?

Мне бы хотелось отметить два таких подарка. Так как мы продаем аутентичные сувениры с места рождения реки Нева, часть сувениров – на речную тематику. В ассортименте есть «Приневские бирюли» – это игра, основанная на традиционной народной игре в бирюльки, которую мы адаптировали к речной тематике. Все 32 детали в игре связаны с этой темой: есть и лодка, и кнехт, капитан Ант. Это – отличный подарок для любителей адаптированных народных игр, или любителей именно речной тематики. Он может быть оформлен в корпоративном стиле.

Еще один подарок – деревянная открытка с шариком с элементами узора Шлиссельбургского платка. Мы восстанавливаем узоры, но адаптируем их, используем какие-то отдельные элементы под современные продукты. Шарик можно выдавить и повесить на елку. Получается елочная игрушка с историей. Она сопровождается открыткой и описанием для того, чтобы человек понимал, что он дарит.

В преддверии новогодних праздников, посоветуйте, пожалуйста, как правильно выбрать подарок.

Конечно, сначала важно понимать, кому дарится подарок: деловой или личный. Мы стараемся делать практичные подарки. Даже в подарочном наборе всегда должен находиться какой-то памятный практичный элемент. На мой взгляд, стоит обращать внимание и на производителя подарка, потому что человеческий фактор, энергетика, атмосфера играют важную роль. В этом году к нам многие обращались за консультацией и советом, потому что знают, что если мы беремся, то делаем качественно, подходим к делу ответственно и очень индивидуально.

Вы стали финалистом Национальной премии «Бизнес-Успех» в Ленобласти. Для чего бизнесу участвовать в таких конкурсах?

Лично мне это дало определенную уверенность в себе, в своей деятельности, новые знакомства. В процессе все участники перезнакомились между собой, и это невероятно здорово и интересно – общаться с предпринимателями из разных сфер, перенимать опыт, спрашивать и делиться.

Кроме того, такие мероприятия зачастую выпадают на конец года и это – отличный повод подвести итоги. Нам это очень помогло резюмировать и построить планы на будущий год.

 

Партнеры
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф