Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Кирилл Щитов, депутат Московской городской Думы, член фракции «Единая Россия» в МГД
«Желанию быть политиком я не изменил ни за время обучения в институте, ни когда занимался бизнесом»
Наше законодательство далеко не идеально в отношении малого и среднего бизнеса. Законы должны идти в ногу со временем – так считает депутат МГД Кирилл Щитов. Он сам был начинающим бизнесменом, поэтому о трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели, знает из собственного опыта. Кирилл предпочел политическую карьеру предпринимательской, и теперь стремится решать проблемы малого бизнеса на государственном уровне. О том, какие шаги в этом направлении уже сделала комиссия по экономической политике и предпринимательству, членом которой является Кирилл, он рассказал в интервью для портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне: Кирилл Щитов, депутат Московской городской Думы, член фракции «Единая Россия» в МГД.
Окончил Московский государственный институт международных отношений МИД России.
Избран депутатом Думы в октябре 2009 года.
Кирилл, расскажите, чем Вы занимались до того, как Вас избрали в МГД?
До момента избрания был председателем Молодежной палаты при Московской городской Думе. Это общественная структура, которая является представителем московской молодежи, готовит различные предложения для городской Думы.
Параллельно с этим я возглавлял информационно - аналитический отдел в Центре молодежного парламентаризма. До этого работал в отделе агитации и пропаганды партии «Единая Россия». А еще ранее - возглавлял отделение «Молодой Гвардии Единой России» в ЦАО.
У Вас был когда-нибудь свой бизнес?
Я работал в компании, которая занималась продажей авторских прав на интеллектуальную собственность (аудио - визуальную продукцию).
Проработав там 3 года, понял, что количество тех контактов, которые у меня накопились, позволяют открыть свою компанию и стать посредником между телеканалами и телекомпанией.
И тогда я решил заняться собственным бизнесом в этой сфере.
Чтобы открыть собственную компанию по продаже авторских прав, нужна была крупная сумма только для заполнения каталога фильмами. У меня не было на тот момент таких средств, поэтому я решил сконцентрироваться на дистрибьюторском бизнесе. Ничем не рискуя, я продавал свои контакты, возможность общаться с людьми. Это выгодно телекомпаниям: многим из них удобнее работать через посредников.
И сколько времени Вы занимались бизнесом?
Это был недолгий период, около полугода, но эта работа занимала более 15 часов в сутки. Общественная деятельность мне всегда была ближе и интереснее. А бизнес – такая вещь, которая не допускает никакого совместительства, и многие люди, которые решают заняться бизнесом вместо работы по найму, должны понимать, что свой бизнес требует гораздо больших временных и физических ресурсов. Когда работаешь по найму, ты отвечаешь за какой-то конкретный сегмент, а когда занимаешься собственным делом – отвечаешь за все.
Понадобились какие-то средства для развития компании?
Нет, поскольку бизнес был дистрибьюторским.
В аренде помещения тоже не было необходимости?
Офис был не нужен. Отказ от офисов - распространенная в Европе практика. У одного моего знакомого во Франции рабочий день, как у всех, стандартный - с 9.00 до 17.00, только все это время он должен находиться не в офисе, а в скайпе.
Зачем держать сотрудников в одном помещении? Есть определенные задачи, которые они должны выполнить, а всю коммуникацию можно вести через Интернет. Это экономит время на дорогу, а также избавляет от затрат на аренду.
Я думаю, рано или поздно, Москва к этому придет.
Как Вы пришли в политику и почему выбрали именно эту деятельность?
Этот вопрос мне очень часто задают, и если честно, у меня нет на него какого-то красивого ответа.
В 90-е годы, в период взрыва демократии в стране, каждый день по телевизору транслировали политические дебаты, митинги, выступления эпатажных депутатов в ГД. Эта волна захлестнула и меня. Выбирая профессию, пошел на факультет политологии МГИМО.
Желанию быть политиком я не изменил ни за время обучения в институте, ни когда занимался бизнесом.
Я понимаю, что депутаты не всесильны, у нас ограниченный круг полномочий, но в рамках этого круга мы можем помогать в решении определенных проблем, которые есть у москвичей. Ради этого я и работаю.
В поправках к каким законопроектам, связанных с предпринимательством, Вы участвовали?
Сейчас мы (комиссия по экономической политике и предпринимательству) готовим поправки в Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
О чем идет речь в этом законе? Предприниматель, который арендует помещение у государства, имеет право выкупить его в собственность.
На сегодняшний момент этим правом обладают только те предприниматели, которые начали арендовать рабочее помещение за 2 года до вступления закона в силу. А он начал действовать в августе 2008 года. Получается, что приватизировать помещение могут только те, кто арендовал его раньше августа 2006 года, а все остальные лишены этого права.
Мы хотим этот двухлетний срок аренды привязать не к дате вступления закона в силу, а к дате, когда предприниматель подал заявку. Тогда действие закона будет двигаться в ногу со временем.
Сегодня один из приоритетов политики государства в целом, и Москвы в частности – развитие инновационного предпринимательства, но надо понимать, что инновационные малые предприятия начали возникать не так давно. Получается, что в той редакции, в которой прописан 159-ФЗ, инновационные предприятия никаких преимуществ не получают.
Есть еще одна проблема, над которой сейчас работаем вместе с советом молодых ученых, специалистов ЦАО. Мне поступали жалобы по поводу того, что гранты и государственные субсидии облагаются налогом. Думаю, это не очень логично, что государство дает деньги и одновременно берет налог. На сегодняшний день, грубо говоря, если человеку дают грант в 100 рублей, на руки он получает 40.
Конечно, налоги должны возвращаться, но вычет этих 60 рублей из 100 сопровождается огромным количеством отчетности. Это лишние проблемы, которые сваливаются на молодых ученых и предпринимателей.
Мы готовим предложение не изымать налог с тех субсидий и грантов, которые выдает государство. Пусть сумма выданных денег будет на размер меньше с учетом вычета налога, но это избавит от необходимости бегать по разным инстанциям и заниматься налоговой отчетностью.
Третье предложение – касается налогообложения малого и среднего бизнеса в Москве.
В налоговом кодексе прописано, что за каждым субъектом Федерации закреплено право устанавливать свою ставку (от 5 до 15%) по упрощенной системе налогообложения на доходы за вычетом расходов.
В Москве для пяти видов деятельности (инновационная, социальная, предприятия в сфере ЖКХ) установлена пониженная планка (10% по упрощенной системе налогообложения).
В июне должна поступить информация от налоговой службы о том, что дала эта мера. Если она окажется эффективной, то в сентябре выйдем с предложением расширить круг видов деятельности, которые будут попадать под пониженную налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения.
А реально ли уменьшить налог на прибыль абсолютно для всех предприятий малого и среднего бизнеса?
Это было бы правильно, учитывая, что с 1 января 2011 года начала действовать ставка социального страхования в размере 34%. Из-за этого финансовая нагрузка на малый бизнес увеличилась в 2,5 – 2,7 раза.
Конечно, надо компенсировать те затраты, которые понес малый бизнес, за счет снижения налоговой ставки. Но надо понимать, что полномочия МГД ограничиваются полномочиями субъекта федерации. Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются ставки на федеральном уровне. Мы же, на региональном, можем только корректировать ставку УСН от 5 до 15%.
Как считаете, много внимания уделяется в МГД поддержке малого и среднего бизнеса?
Минимум 2 раза в месяц проходят заседания комиссии по экономической политике предпринимательства, на которых мы предметно обсуждаем проблемы малого и среднего бизнеса.
Обсуждения касаются налогообложения, имущественной поддержки, информационного обеспечения, работе электронных порталов, интернет сайтов, предоставления различных услуг через интернет.
Какая поддержка со стороны правительства должна оказываться предприятиям малого и среднего бизнеса в первую очередь?
Малый и средний бизнес – явление не только экономическое, но и социальное.
Сегодня в предприятиях малого бизнеса, по той информации, которой я располагаю, задействовано порядка 2 – 2,5 миллиона москвичей. Это треть работоспособного населения города.
В первую очередь, должна оказываться финансовая поддержка. У предпринимателей должна быть возможность получать кредиты по пониженным ставкам.
Для этого городу нужно создавать больше совместных проектов с банками для предприятий малого бизнеса.
Программа выдачи субсидий встречает много нареканий. Кроме того, это достаточно тяжелая процедура, которая сопровождается большим количеством бюрократической волокиты.
Субсидии для старта бизнеса - не самый эффективный способ финансирования.
За прошлый год в Москве было выдано порядка 400 субсидий, а предприятий малого бизнеса в городе - порядка 400 тысяч. Получается, что одно предприятие из тысячи получило субсидию.
При этом количество кредитов, выданных малым предприятиям, исчисляется тысячами. Значит, это более востребовано, и поддержку города надо направлять туда. Надо развивать льготное кредитование малого бизнеса со стороны банков.
Далее - имущественная поддержка.
На сегодняшний день установлена льготная ставка аренды имущества - 1800 рублей за квадратный метр. Но этими условиями могут воспользоваться только те предприятия, которые арендуют свое помещение у города, а те, кто арендует у частников, платят по рыночной ставке. В соседних помещениях могут сидеть два предпринимателя, которые занимаются одинаковым видом экономической деятельности, но один из них работает на свое благосостояние, а другой -на то, чтобы «отбить» аренду.
Это несправедливо. Надо устанавливать равные права. Думаю, что цены на аренду имущества должны быть рыночными для всех.
Но город должен поддерживать определенные направления бизнеса. Например, предприятия, которые касаются розничной продажи продуктов, входящих в потребительскую корзину. Им нужно выдавать субсидии на покрытие арендной ставки, потому что такой бизнес важен для города с социальной точки зрения.
Что Вы сами хотели бы сделать для того, чтобы начинающим предпринимателям было проще начинать бизнес?
Как бы банально ни звучало, в первую очередь, надо стремиться к снижению административных барьеров.
Когда начинаешь бизнес, сталкиваешься с массой проблем уже в самом начале. Одна из первых - касается регистрации предприятия. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, предприниматель должен предоставить юридический адрес. Есть два пути: либо указать домашний адрес учредителя, либо адрес любого другого нежилого помещения, которое находится в собственности. На арендованное помещение невозможно «повесить» юридический адрес.
Чаще всего предприниматель обращается в первую попавшуюся фирму, которая предоставляет фиктивный юридический адрес, на котором могут быть зарегистрированы тысячи таких же предприятий.
Я считаю, что давно пора выдавать электронный юридический адрес предпринимателям, прикрепленный к порталу налоговой службы, куда будет приходить вся корреспонденция.
Тем более что не для всех сфер бизнеса нужен офис (для компаний IT, например).
Что бы Вы хотели пожелать начинающим предпринимателям?
Не бояться идти на контакт с органами власти, активно следить за теми предложениями, которые делает Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Комиссия МГД по экономической политике предпринимательства создала отдельную экспертную группу по малому и среднему бизнесу, и одна из инициатив этой группы – запуск дискуссионной площадки в LiveJournal для обсуждения проблем предпринимательства.
Я хотел бы обратиться к начинающим предпринимателям с предложением подключаться к дискуссии на www.msp-moscow.livejournal.com , чтобы вместе совершенствовать законодательство и решать проблемы малого бизнеса.