19.08.2022
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Илья Дудковский: «Деньги надо вкладывать в активы»

Илья Дудковский: «Деньги надо вкладывать в активы»

Мы и герои наших интервью часто рассказываем вам о том, как начать свое дело, как его сохранить или развивать, как найти крутую идею, поддержку или инвестиции. А сегодня говорим о покупке бизнеса или франшизы с руководителем макрокатегорий "Готовый бизнес и франчайзинг" и “Оборудование и товары для бизнеса” Авито - Ильей Дудковским. Если вы еще не рассматривали бизнес в качестве способа диверсификации доходов или боялись думать о его расширении, то сейчас самое время.

- По итогам первых шести месяцев 2022 года рост спроса на приобретение готового бизнеса и франшиз на Авито увеличился на более, чем 15%. С чем связан такой рост, и насколько цена является ключевым драйвером интереса к покупке готового бизнеса?

Сегодня мы видим два основных тренда на рынке. Первый - связан с возможностями, которые открывает период экономических изменений, когда предприниматели ищут варианты для расширения бизнеса, региональной экспансии или укрепления своего положения на рынке. Это может быть покупка дополнительно предприятия, например, с целью увеличения активов, таких как оборудование, персонал. Сюда также можно отнести и приобретение наработок конкурентов или наращивание производственных мощностей.

Второй тренд связан с расширением аудитории, которая интересуется готовым бизнесом. Речь идет не о профессиональных предпринимателях, а о частных лицах, которые долгое время работали в крупных компаниях. В изменившейся ситуации они выходят на рынок труда уже в качестве инвесторов, имея определенный управленческий опыт и накопленный капитал, который готовы вложить, и ищут для этого возможности.

- То есть в 2022 году есть как предложение, так и спрос, рынок не ушел в стагнацию, и есть люди, которые готовы инвестировать и покупать?

Если отталкиваться от нашей статистики, то объем предложения год от года не сильно меняется. Мы не видим, чтобы происходила распродажа. Но спрос действительно вырос, потому что есть запрос на иные направления вложения инвестиций, отличающиеся от традиционных финансовых и банковских инструментов.

Я больше, чем уверен, что на рынке есть переоцененные активы, как, возможно, и недооцененные. Не так давно на продажу было выставлено производственное предприятие по цене ниже, чем суммарная остаточная стоимость оборудования на балансе. Конечно, это исключения, и только профессионал сможет отследить такие предложения.

Но есть компании и инвесторы, которые реально оценивают стоимость и говорят «нет, за такие деньги мы не готовы покупать», так и компании, которые могут быть условно не ограничены в бюджетах (что, конечно, редкость) и готовы переплатить ради получения важного для них актива, соответствующего их стратегии развития.

- Какой бизнес сейчас наиболее востребован с точки зрения покупателей: могли бы назвать основные сектора, где наблюдается рост спроса? Это общая тенденция или есть региональные особенности, которые определяют спрос на конкретные категории и виды бизнеса? В каких регионах вы отмечаете рост спроса и предложения?

Статистика Авито показывает прирост потенциальных покупателей и, как следствие, рост спроса на активы в таких сферах, как сельское хозяйство, общественное питание и сфера услуг.

Если мы говорим про сферу услуг, то вместе с привычными парикмахерскими салонами и барбершопами сюда относятся и более сложные направления, как, например, отели и гостиницы, или специализированный бизнес, как автосервисы или мойки. То есть это очень широкая сфера, и, конечно, к ней приковано много внимания потому, что такой бизнес кажется более-менее простым и понятным. В том числе поэтому инвесторы с меньшим опытом в бизнесе активно смотрят на сферу услуг.

То же можно сказать и про сферу общественного питания. Сюда можно отнести и мини-кофейни, которые располагаются в торговых или бизнес-центрах, и небольшие закусочные. Этот бизнес понятен рядовому инвестору, поэтому он готов в него инвестировать.

В категории «Общественное питание» спрос на покупку готового бизнеса вырос на 16,5% к январю-июню 2021 года. Наиболее востребованными предложениями стала покупка кафе, кофеен и пекарен. В общем объеме спроса на готовый бизнес на Авито доля категории «Общественное питание» за аналогичный период выросла до 14,3% против 14,1% в январе-июне 2021 года.

Кроме того, в последнее время обозначился рост интереса к покупке бизнеса в секторах сферы обслуживания, в частности, отели и базы отдыха (+61% к июлю 2021 год), а также стоматология и другой медицинский бизнес (+46% к июлю 2021 года).

Средняя медианная цена, по данным Авито, в первом полугодии 2022 года в категории сферы услуг составляла 500 тыс.руб., в индустрии общественного питания - 800 тыс.рублей.

 

- В текущей экономической ситуации сельскохозяйственный бизнес воспринимается как наименее волатильный, но вложения в него могут оказаться долгосрочными. Можете ли вы описать, кому наиболее интересен этот вид бизнеса? Это преимущественно средний и крупный бизнес?

Сельскохозяйственный бизнес считается более сложным, но при этом отличается меньшей волатильностью, потому что спрос на продукты питания есть всегда, их надо выращивать и производить. Это бизнес достаточно капиталоемкий и требующий специализированных знаний. Поэтому покупатели, которые приходят на Авито в поисках интересного актива в сфере сельского хозяйства, имеют другой портрет.

На Авито можно найти как микропредприятия в сфере сельского хозяйства стоимостью в несколько сотен тысяч рублей, так и более крупные холдинги, стоимость которых может доходить до нескольких десятков или даже сотен миллионов рублей. В первом случае это может быть и личное увлечение, которое переросло в небольшой бизнес. Технически это тоже относится к сельхозбизнесу, но, по сути, это чье-то хобби, ставшее заработком: человек всегда любил что-то выращивать, а теперь решил это монетизировать, и вот он уже начинающий предприниматель. К такому делу нужна тяга и предрасположенность, ну или острая нужда.

Если говорить про более крупные предприятия, то сфера очень капиталоемкая с точки зрения активов и пассивов: это и земли, и оборудование, и технологии автоматизации и очень специфические бизнес-процессы. На такие объекты смотрят две основные группы интересантов: действующие сельхозпредприятия, которые хотят расширить свое присутствие, и холдинги, которые хотят вертикализироваться. Например, когда предприятие занимается переработкой мяса, но хочет купить животноводческую ферму чтобы обеспечить себе полный цикл производства и увеличить маржинальность бизнеса.

Плюс Авито в том, что у нас нет ограничений по размеру или типу бизнеса, мы как платформа предоставляем возможность владельцам и потенциальным покупателям познакомиться и начать обсуждать сделку. 15 лет назад Авито создавался как доска объявлений, и сейчас мы превратились в полноценную платформу для коммерции с множеством разнообразных полезных сервисов для бизнеса.

- А как это работает? Любой предприниматель может опубликовать свое объявление?

Да, любой человек может зарегистрироваться на Авито, пройти необходимые проверки по документам или реквизитам компании и выложить объявление о продаже бизнеса. Это может быть либо собственник, либо брокер, представляющий владельца. Компании, помогающие покупать и продавать бизнес, также размещают у нас свои объявления.

- Что чаще приобретают в этом году через Авито: бизнес по франшизе или готовый бизнес? Могли бы назвать по 2-3 преимущества приобретения готового бизнеса и бизнеса по франшизе.

Предложения по франшизам составляют до 20 процентов от общего количества объявлений. То есть чисто статистически предложений о продаже готового бизнеса больше. Но при этом надо понимать, что на Авито публикуются также и предложения бизнес-услуг, например, создание бизнеса «под ключ». Это и не готовый бизнес как таковой, но и не просто франшиза. Это комбинация готового бизнеса и франшизы “2 в 1”, когда консультант предлагает готовые бизнес-процессы, но на выходе вы получаете свой маленький готовый бизнес. Поэтому четко провести этот раздел и определить, что чаще пользуется спросом, довольно сложно.

Если говорить об отличиях покупки готового бизнеса от франшизы, то покупая готовый бизнес вы покупаете уже сформировавшийся актив, который может максимально быстро начать приносить прибыль от инвестиций. У готового бизнеса уже есть помещение, оборудование, сотрудники обучены, процессы работают. Вы оформляете документы на собственность и с первого месяца получаете прибыль. Конечно, при условии, что бизнес прибыльный. Бренд принадлежит вам, и вы можете делать с ним, что захотите: переименовать, расширить, поменять сотрудников и так далее.

Франшиза же предлагает вам присоединиться к некой семье, некому бренду, стать представителем этого бренда. Таким образом вы получаете имя, которое может помочь вам привлечь клиентов или даже готовую клиентскую базу, а также опыт и поддержку в бизнес-процессах, закупке оборудования, ингредиентов, найме персонала и так далее.

Но надо понимать, что опыт и поддержка – это еще не готовый бизнес, а нанимать и обучать персонал в любом случае придется вам.

В этом, наверное, и есть ключевые отличия покупки готового бизнеса от франшизы.

- Помогает ли Авито перед покупкой провести дью-дилидженс (due diligence)?

В первую очередь, наша задача – знакомить людей, убедившись перед этим, что это реальные люди и компании, и они действительно имеют то, что собираются продать. Но в то же время у нас есть планы по развитию этого направления, которые в том числе включают консультационные услуги в проведении сделок для предпринимателей с недостаточным опытом или экспертизой для правильного выбора бизнеса. Мы видим это как рекомендации наших доверенных партнеров, которые смогут качественно сопровождать сделку. Если говорить про текущий момент, то уже сейчас мы обеспечиваем проверку продавца на этапе размещения объявления, проверяем, чтобы в объявлении была указана достоверная информация, проводим проверку компании по реквизитам. Кроме того, все объявления проходят автоматизированную и ручную модерацию. Покупатель не видит этого всего, но он видит бейджик, что реквизиты компании проверены. И это выступает дополнительной гарантией того, что компания действительно существует.

- В покупке чужого дела всегда есть подводные камни. Как говорят предприниматели, вместе с бизнесом можно купить и долги, и чужие проблемы. На что, в первую очередь, стоит обращать внимание при совершении сделки? Как проверить, насколько заявленные показатели выручки и прибыли соответствуют действительности?

Есть два типа клиентов. Первая группа - это опытные предприниматели, которые уже покупали или имеют свой бизнес, хорошо знают алгоритмы и последовательность действий в таких ситуациях. Они понимают подводные камни, знают, какую отчетность смотреть, какие вопросы задавать, что уточнить в зависимости от сферы и типа бизнеса. Если это барбершоп, то обязательно должны быть заданы вопросы о текущей клиентской базе (какой клиентский поток ежедневно проходит через заведение) и, например, как часто менялись сотрудники. Подобные моменты надо уточнять, чтобы понять, что бизнес действительно прибыльный. При выборе производства надо узнавать, сколько долгосрочных договоров заключено с клиентами, каково состояние технического парка, степень износа оборудования и необходимость технической модернизации и так далее.

Ко второй относятся новички, которые только выбирают бизнес или объект для инвестирования и могут не знать, какие вопросы задавать или на какую информацию обращать внимание. Для этой группы клиентов мы подготовили специализированный курс, где как раз рассказываем, как выбрать франшизу или готовый бизнес, почему важно выбрать то или другое, как выбрать сферу для себя. В этом курсе мы постарались собрать все основные вопросы, которые возникают на этапе выбора и подготовки сделки. Курс создан совместно с внешними экспертами, которые занимаются покупкой и продажей франшиз или готового бизнеса. Он уже запущен, и любой человек может его посмотреть.

- А в чем преимущество Авито в сравнении с другими площадками?

Главное наше преимущество – это аудитория. Ежемесячно Авито посещают более 56 млн человек. Среднее количество уникальных пользователей на нашей платформе ежемесячно раз в 20 выше, чем у ближайшего нашего конкурента в этом направлении. Вероятность того, что ваше объявление будет замечено нужным человеком, просто статистически выше.

- На какие сферы стоит обратить особое внимание в 2022 году при покупке готового бизнеса?

Это зависит от того, кто вы сейчас. Если у вас есть уже действующий бизнес, то именно сейчас имеет смысл его расширить, потому что можно найти достаточно интересных предложений с возможным дисконтом.

Если вы начинающий предприниматель или из тех людей, которые думают, как диверсифицировать доходы и вложить их во что-то новое, то нужно:

  1. Понять в какой сфере вам было бы интересно.
  1. Пройти тот путь, о котором мы уже говорили выше, или обратиться к бизнес-брокеру, чтобы он помог подобрать бизнес под ваш запрос.
  1. Выбрать что-то из наиболее понятных и распространенных сфер типа общественного питания. Если вы располагаете крупным капиталом, то предприятия сельского хозяйства также могут стать хорошим вложением на основе партнерства или финансирования.

Бизнес сейчас может стать достаточно выгодным вложением по сравнению с традиционными финансовыми инструментами, которые предлагают банковский сектор или фондовый рынок, или инвестициями в недвижимость. Поэтому деньги надо вкладывать в активы.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/