Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Игорь Стоянов, сеть салонов красоты «Персона», президент
«Бизнес – это служение, в моем случае - мастерам и клиентам»
Одна из самых известных сетей салонов красоты существует на рынке уже 18 лет - это не просто бизнес, а целая история. В случае Игоря Стоянова эта история неотделима от его собственной судьбы. Основатель сети салонов красоты «Персона» с огромной любовью относится к тому, чему посвятил свою жизнь. Об отношении к своему бизнесу, людям, которые в нем работают, о творческом мировосприятии и многом другом Игорь рассказал в интервью на Портале предпринимателей Smallbusiness.ru.
С чего началась история «Персоны» и Ваша карьера?
Я приехал в Москву в 1989 году. Поступил в педагогический университет им. Ленина. Это было началом моей московской карьеры.
А в 1994 году «Персона» уже была открыта. В 2012, кстати, ей исполняется 18 лет.
Мне кажется, что предпринимательство - это не карьера, а череда стечений обстоятельств или ряд событий, для кого-то удачных, для кого-то не очень.
А до «Персоны» работали где-нибудь?
Нет. Сразу начал бизнес.
С кем открывали первый салон?
Один.
Это Ваш принцип – делать бизнес в одиночку?
Нет, я только начинал один. Сейчас у меня есть партнеры. И разные салоны открыты с разными людьми.
У меня нет однозначного ответа, хотел бы я вести бизнес один или с партнерами. Везде есть свои плюсы и минусы. Наличие партнеров - это всегда большая ответственность, но это нормально для бизнеса.
Дружеские отношения допускаете в бизнесе?
В принципе да. У меня есть партнеры, которые разделяют эти понятия.
Может, мне и хотелось бы иметь в партнерах человека, который не разделяет эти вещи и является единомышленником от начала и до конца, на которого во всем можно положиться...
«Индустрия красоты» - это Ваш осознанный выбор?
На мой взгляд, это скорее череда событий, которые привели меня в ту точку, в которой сейчас нахожусь. Это точно был не осознанный выбор.
Сейчас, спустя столько времени, могу сказать, что этот выбор был для меня не случайным. И я очень благодарен провидению, судьбе, стечению обстоятельств, которые привели меня к этому бизнесу.
А что вас подтолкнуло открыть именно салон красоты, а не магазин, к примеру?
Череда событий. Салон - это в первую очередь люди. Клиенты, мастера. Мне кажется, моя задача – служить людям. Это важный момент. Бизнес – это служение, в моем случае - мастерам и клиентам.
Служить можно по-разному. Можно шины для машин изготавливать, а можно делать прически…
Да, именно так.
А вы говорите, что выбор был неосознанным...
Я недавно только понял, что это мой смысл жизни. Когда начинал, выбор был сделан на уровне интуиции.
Как решили вопрос со стартовым капиталом?
Бизнес начал с нуля. Это были тяжелые деньги, которые я брал в долг, и которые постоянно надо было отдавать. Но это было стимулом к активной работе.
Как обстояли дела на рынке в то время?
Тогда не было никакой культуры бизнеса. Ее и сейчас нет. Но сейчас есть хотя бы то, что можно рынком назвать. На создание культуры, я думаю, уйдет еще порядка 5-7 лет, если не будет никакого кризиса как в 2008-м.
С 1994 по 1998 год ситуация сильно не поменялась. Были дешевые салоны и были дорогие, типа «Долорес».
Салон «Персона» создан для таких людей, как мы с вами. Все кризисы показали, что это была уникальная ниша, которая остается такой и по сей день.
Посмотрите, что произошло с кризисом 2008 года: все ринулись либо в люкс, либо в эконом-класс. А об обычных людях никто по-прежнему, с 98 года, не думает.
Персона – это как раз бренд для людей… которые могут потратить на стрижку 1000 рублей. Не 100 рублей, не 500 долларов, а 30-40 долларов – нормальный европейский стандарт.
Название салона сами придумали?
Это название мы придумали с Максом Стариковым. Мы учились вместе в педагогическом. С ним делали первый дизайн «Персоны». Перебрали много названий, типа Буржуа и т.п. Название «Персона» первым, наверное, произнес Макс.
Вернемся к вопросу о целевой аудитории. Вы считаете, что надо все-таки ориентироваться на средний класс?
Мне кажется, надо ориентироваться на ту аудиторию, которую хорошо знаешь. Я за свою жизнь узнал разные категории людей. Но мне интересны такие люди, которые любят жизнь.
Знаете, к нам в салон и на «Бентли» приезжают, и на метро, и пенсионеры приходят. Мне кажется, что как люди выбирают бренд, так и бренд выбирает людей.
А когда «Персона» стала брендом?
Я думаю, к 2000 году.
Как Вы это поняли?
Я понял это по очередям в салон. А сейчас я убедился в том, что бренд очень крепкий, несмотря на 3 кризиса, в которых «Персона» пребывает последние 3 года: это внутренний кризис, кризис рынка, экономический мировой кризис.
А что произошло? Расскажите про внутренний кризис.
Я не анализировал.
Но мой внутренний кризис как человека, который придумал «Персону», и корпоративный кризис сложились в одну единую череду испытаний.
Этот кризис длится с 2006 года, и только сейчас я могу сказать, что мы из него выходим.
Вообще это отдельная история, и в двух словах сложно ее рассказать…
Мой личностный кризис, как следствие, стал кризисом «Персоны». Это были сложные времена осознания жизни.
Я даже хотел уйти и оставить салон, но когда «Персона» это почувствовала, она начала умирать.
Получается, все настолько держится на Вас, что салон просто не сможет существовать, если Вы уйдете?
«Персона» родилась в моей голове и моем сердце. Может, моя ошибка в том, что я не смог сделать так, чтобы она жила отдельно. Может, у нас с ней совместная задача и судьба.
Вы спрашиваете о том, о чем может быть написана книга.
Я точно знаю, что люблю компанию, люблю то, что я делаю. Люблю людей, которые работают и работали в «Персоне».
Чего больше в Вашей работе – творчества или бизнеса?
Для меня вся моя жизнь – это творчество.
Даже если это касается офиса, финансов и т.д.
У меня вертится название книги в голове: «Как быть счастливым в бизнесе» - может быть, такая книга уже есть, но я не слышал.
То есть Вы счастливы в своем бизнесе?
Не могу сказать, что счастлив в бизнесе.
Но я счастлив, что со мной работают новые люди, с которыми я делаю новую «Персону». Я благодарен людям, которые были со мной эти 18 лет. Многие из них ушли, не выдержали тяжелого времени, но я им благодарен за то время, что они были со мной, и за опыт, который они мне дали.
Какие задачи Вы решаете в бизнесе?
Все. Я вынужден сейчас вникать во все проблемы и везде вносить свое творческое видение. Наверное, есть компании, которые могут работать без личной харизмы руководителя. В моем бизнесе этого не получилось пока.
У салонов «Персона» свой имидж, свой стиль. Как Вы его создавали и как можете описать его несколькими фразами?
«Персона» – если представить визуально – это девушка или молодой человек, активный, интересующийся жизнью, для которого нет никаких границ, но есть четкое понимание своего внутреннего мира. Он точно знает про себя многое и познает себя, а через познание себя познает мир. Это персона.
В этом и ее стиль. Индивидуальный, свободный и постоянно меняющийся.
Как Вы решаете кадровый вопрос?
Сложно решаем. Проблема рынка в том, что я называю отсутствием культуры.
Мне кажется, то, чем всегда была «Персона» и чем она вновь становится – это некий трендсетер культурного пространства. Потому что бизнес тоже можно назвать культурным пространством, в которое вовлечены сотрудники, офис и клиенты. И когда в этом есть своя игра, отношения - тогда ты интересен и тогда рождается успех.
Салон работает не ради взаимоотношения между работодателем и работником. Он должен служить людям.
Мы уже делаем первые шаги для создания нового мира Персоны, куда придут люди, которым интересна другая жизнь – интересная, нескучная.
Вы имеете в виду клиентов?
Всех. И работников тоже, которым интересно развиваться, дарить людям тепло и заботу. Развиваться в творчестве, человеческих отношениях. Мы на работе проводим тотальное количество времени и это смертельно – не получать от работы удовольствие.
А представляете, так живет много людей. И мне их жаль.
Какие у Вас требования к сотрудникам? Внешний вид – в первую очередь?
Требования высокие. Внешний вид – разумеется. Но это не самое главное. А главное требование у меня такое: чтобы человек был теплым. Чтобы он любил людей, и у него было желание хоть как-то познать себя через работу, общение.
Совершали ли Вы крупные ошибки в бизнесе?
Главной моей ошибкой было недоверие к людям и попытка рассчитывать только на свои силы.
Вы считаете, что в бизнесе нужно быть доверчивым?
Это необходимое условие. Если не доверяешь людям, ты разрушаешь себя.
Поэтому веря в людей и, как следствие, вера в свои силы, опирающаяся на людей - это краеугольный камень любого бизнеса.
Вы бы хотели попробовать себя в какой-то другой сфере?
Я пробую. Свой опыт готов привнести в любой бизнес, если это потребуется.
А вы готовы были бы оставить «Персону» и пойти совершенно в другую область?
Сейчас нет.
Ресторанный бизнес у Вас был, кажется?
Это было кафе при салоне. Не могу назвать это ресторанным бизнесом.
Есть у Вас пожелание для начинающих предпринимателей?
Хочу пожелать, чтобы, создавая бизнес, вы при этом поняли что-то про себя, про свою исключительность, неповторимость, и попробовали выразить это в работе. Тогда бизнес будет успешным. И сделали то, что реально будет приносить пользу вам и окружающим.