21.06.2024
Екатерина Аладашвили

Игорь Сегеда: «Туризм – это экономика впечатлений»

Игорь Сегеда: «Туризм – это экономика впечатлений»

Мировые события последнего времени заставляют нас все больше обращаться к внутреннему туризму. А значит, на рынке появляется все больше туристических компаний, работающих в данном направлении. Но лучшими в своем деле всегда будут небольшие местные бизнесы, родившиеся из любви к путешествиям и своему региону, его традициям, особенностям и достопримечательностям. «Ямальская авантюра» была признана лучшим туристическим проектом России 2023 года на премии «Бизнес-Успех». О проекте, сложностях и победах, и о том, зачем ехать на Ямал, мы поговорили с главным авантюристом Ямала Игорем Сегедой.

Персона: Игорь Сегеда, основатель и генеральный директор ООО «Контора устойчивого и приключенческого туризма «Ямальская авантюра».

- Могли бы Вы немного рассказать о себе и своём бизнесе: как зародилась идея бизнеса в туристской сфере и выделяли ли вам стартовый капитал на реализацию проекта?

По образованию я медицинский инженер, но что-то пошло не так, и меня занесло в музей. У меня были свои исторические туристические проекты, я развивал тему стройки ГУЛАГа, и в какой-то момент понял, что туризм – это интересная для меня сфера.

Начинать бизнес было страшновато, потому что в моей семье «потомственных бюджетников» никто никогда на себя не работал, учиться было не у кого. У нас на Ямале у бюджетников достаточно высокие зарплаты, остаться без стабильного дохода тоже было страшно. Но супруга меня поддержала, и мы решились. Сейчас фирме 1,5 года.

- В чем для вас главная ценность проекта «Ямальская авантюра»?

Во время работы в музее я часто слышал от нашего туроператора слова о том, что Ямал – это не для всех, что нам не нужен массовый туризм. Стиль этого оператора состоял в трех «Д»: далеко, дорого, долго. Мне это тогда так не нравилось! Я хочу, чтобы Ямал увидели много людей.

Понятно, что Ямал по-прежнему далеко, и, из-за отсутствия дорог, путешествовать по нему дорого. Но можно стараться находить варианты поближе, развивать активности около городов.

Моя цель – показать Ямал как можно большему количеству гостей, и сделать это дешевле без ущерба качеству. Дешево – не значит плохо.

- Вы прошли большой путь к собственному делу. С какими основными трудностями вы столкнулись в моменты построения плана и реализации своих идей, есть ли они сейчас?

Главные трудности состояли в отсутствии знаний. Несмотря на активную работу «Мой бизнес» в регионе, я долго не мог разобраться с налоговой отчетностью. Потом нашел общий язык с бухгалтером, который мне помог и все объяснил простыми словами.

В первые месяцы было сложно из-за отсутствия клиентской базы. 4-5 месяцев мне понадобилось, чтобы люди узнали меня не только как историка и краеведа, но и как человека из сферы туризма. Дольше все пошло более-менее не плохо. Когда мой доход превысил зарплату бюджетника, я выдохнул и стал развиваться.

Но, надо сказать, что сильно быстро развиваться не получается. Минус развитой экономики округа состоит в том, что люди не хотят работать меньше, чем за 80-100 тысяч рублей. А когда сам зарабатываешь 150, выделить 100 на зарплату сотруднику невозможно. Это тормозит развитие, но мы выкручиваемся: нанимаем сотрудников на проект или на сезон.

- А кто разрабатывает и придумывает маршруты? Я видела у вас очень интересные варианты прогулок на сапах…

На сапах есть несколько разных вариантов: есть и туристические маршруты, и маршруты путешествий к горным озерам, куда мы специально везем сапы с собой. Например, «Ледник Романтиков» – это единственное место в России, где можно поплавать с айсбергами. Эта прогулка стала летним хитом, потому что это, во-первых, само по себе очень красивое место, а во-вторых с айсбергами плавать – это и страшно, и интересно одновременно, хотя, конечно, безопасно.

Разрабатываю маршруты в основном я сам. Мне очень нравится сидеть над картами и планировать путешествия, изучать легенды и историю местности.

Я люблю добавлять территориям смысла, привязывая к ним местные легенды. 

Например, все знают, что в каждом регионе есть какое-то свое туристическое Лукоморье. Но на самом деле Лукоморье – это территория около Салехарда, историческая территория Ямала. Дубов там, конечно, не было, это Пушкин нафантазировал. Также все ищут легендарную «Золотую бабу» у себя в регионах, но, согласно картам, она находится на территории Ямала в горах Полярного Урала. Такие моменты очень нравятся людям.

- «Ямальская авантюра» была признана лучшим туристическим проектом 2023 года России на премии «Бизнес-Успех». Что для Вас значила эта победа? Являются ли победы в таких мероприятиях значимым показателем успеха в сфере туристического бизнеса?

Все конференции и конкурсы – это про нетворкинг и знакомства. Мы работам всего 2 года и имеем совсем небольшие обороты. А в других номинациях побеждали проекты с многомиллиардными оборотами. Мне есть, чему у них поучиться. Именно в этом закрытом клубе победителей можно их расспросить, как они преодолели трудности в бизнесе и как достигли своих результатов. Больше нигде и ни у кого это невозможно было бы узнать.

Кроме того, всем победителям Премии Университет «Синергия» подарил обучение MBA. Такое обучение стоит около миллиона, если покупать его за свои средства. Вот год или полтора мы будем учиться вместе.

- Какие стратегии маркетинга и продвижения вы используете для привлечения новых клиентов и увеличения узнаваемости бренда «Ямальская авантюра»?

Основное в продвижении – это взаимодействие с крупными игроками, с федеральными операторами. Мы часто работаем с блогерами инфлюенсерами до 500 тыс подписчиков. Также сотрудничаем с государственными организациями, развивающими туризм на Ямале, участвуем в конференциях и стажировках «Мой бизнес». На Ямале хорошо развит так называемый «командировочный туризм», эго можно назвать сарафанным радио федерального масштаба. В социальных сетях продвижение идет в основном через ВКонтакте.

- По какому критерию Вы выбираете членов своей команды? Есть ли у Вас идеальный прототип кандидата? И сталкивались ли вы с проблемами поиска персонала для реализации проекта?

У меня в команде нет ни одного человека с профессией из сферы туризма. Только моя супруга закончила бакалавриат по туризму. Она единственный человек из команды, знающий теорию. Остальных мы называем «сбитыми летчиками»: люди работали в разных сферах, потом увидели туризм и поняли, что это их. Они искренне любят туризм, и это перевешивает ценность образования. А обучить людей не сложно.

- За что вы любите Ямал?

Это невозможно перечислить по пунктам. Ямал – очень гостеприимный регион, он принимает всех. У нас холодно, но зато совсем не бывает слякоти или перепадов температуры: если снег выпал, то будет лежать полгода, если похолодало до -25, то такая температура и держится. Ямал – это северное сияние и полярный день. Это - отсутствие коррупции и взяток, высокий уровень образования и медицины. Ямал невозможно не любить. 

-Каковы ваши планы по развитию проекта на ближайшие три или пять лет? Планируете ли вы новые маршруты или расширение команды?

Конечно, планов много. Мы работаем не только для приезжих гостей, но и на внутренний региональный туризм, и планируем развивать это направление. Людей нужно баловать новыми турами. Для приезжего все туры новые, а для местного населения уже нет. Будем ездить в тундру и сплавляться по тундровым рекам на плотах, ездить к краснокнижным животным: моржам, белым медведям и овцебыкам. Будем развивать легенды: изучать Лукоморье и по-настоящему искать «Золотую бабу» и Снежного человека.

Потому что туризм – это экономика впечатлений. А экономику надо развивать.

Еще одно направление нашего развития – этнографический туризм. На Ямале живет 60% всех российских кочевников. А кочевье как явление осталось только в России и Монголии. Раньше этим направлением больше всех интересовались европейцы, сейчас путешественники из ЮАР, Индии, Китая, Ирана.

По развитию команды тоже есть планы. Я хочу сделать свой бизнес семейным. Я считаю, что ни один наемный работник не будет так болеть за твое дело, как семья. Возможно, я ошибаюсь, но это мое видение.

- Какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям, планирующим подобные проекты?

Если у вас уже есть какие-то идеи, то делайте это для начала минимальными силами. Туризм – это общение с людьми. Для начала можно просто собирать группы единомышленников через интернет, затем начинать с ИП, с минимальной налоговой нагрузки. Крупные туроператоры не любят работать с самозанятыми, к ИП доверия уже больше. И, если ваше направление пользуется спросом, тогда можно расширяться. Главное вовремя найти человека, который возьмет на себя бухгалтерию и прочий документооборот, чтобы не погрязнуть в рутине и не начать проклинать все на свете. Сразу найдите бухгалтера хотя бы на аутсорс, не повторяйте моих ошибок.

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/