05.04.2013
Людмила Нистратова, Портал предпринимателей SMALLBUSINESS.RU

Дмитрий Толстов, картодром «LE MANS», соучредитель

Дмитрий Толстов, картодром «LE MANS», соучредитель

"Почему бы не попробовать открыть свой картодром?"

На сегодняшний день прокатный картинг все больше и больше завоевывает популярность в России. Кто бы мог подумать, что этот вид активного отдыха станет настолько популярен! Для Дмитрия Толстова и его команды картинг стал не только хобби и частью жизни, но и бизнесом.

Как все начиналось? Вы профессионально занимались картингом или просто решили начать такой бизнес?

Нет, я картингом профессионально никогда не занимался. Увлекался, часто ездил на один из московских картодромов. Потом были открытые площадки, а потом пришла мысль: «А почему бы не попробовать открыть свой картодром?» Ну вот, наверное, так все это и получилось.

А до этого предпринимали попытки начать бизнес?

Нет.

То есть вот так сразу, взяли и «поехали»?

Да нет, конечно. Это был долгий путь, который до конца еще не пройден. Как бизнес, как какая-то структура это уже работает, но мы все равно постоянно совершенствуемся. Это очень длительный процесс.

Получается, это ваш первый бизнес?

Как руководителя — да. Естественно, до этого я работал, но не руководил.

А как с бизнес-планом? Вы все сами просчитывали?

Да, мы все делали сами. Мы — это я и люди, которые мне поверили. На самом деле, это больше семейный бизнес — сами считали, думали, гадали, как это все лучше сделать, анализировали. Что-то помогали сделать близкие друзья, которых я мог вовлечь в этот процесс.

Как проходило общение с официальными лицами, хотя бы на уровне аренды помещения? Как вы нашли место для картодрома?

Интернет. Есть много сайтов, где сдаются именно нежилые помещения. Ездили, смотрели. Наверное, несколько месяцев ушло только на то, чтобы подобрать нужное нам помещение. А общение с арендодателями… Я бы не сказал, что это было очень тяжело, просто много вопросов пришлось обсуждать. Надо было объяснить, что такое картинг, чего мы здесь хотим, что это, как это, насколько это опасно. А после того, как мы представили все документы и бумаги, начали строительство.

То есть вначале были только стены?

Ну, как стены… Здесь было все разрушено. Я могу показать фотографии, чтобы было понятно, что здесь было раньше. Это был цех формовки завода железобетонных изделий номер 9. Две огромные ямы, действительно огромные. 18x6 метров и 6 метров в глубину. Полная разруха. Мы за два месяца построили все.

Получается, что трассу подгоняли под имеющуюся площадь?

Получается так. Если сначала сделать трассу, то потом для этой трассы придется строить помещение, а это совершенно другие деньги. Были мысли по поводу трассы, как она должна выглядеть, как ее можно изменять, но был минимальный размер помещения, меньше которого открывать в Москве что-либо бессмысленно. Это помещение подошло лучше всего, и на нем мы и остановились.

Какая-нибудь помощь от Правительства Москвы или спортивных организаций была?

Нет. Абсолютно ничего не было.

А пробовали обращаться?

Пробовали. Но это бесполезно. К сожалению, спорт в России в принципе в зародышевом состоянии. Даже не в зародышевом, а в непонятно каком состоянии. Я говорю даже с не точки зрения картодрома, а с точки зрения спортивной команды, которая у нас есть. А сам картодром всеми воспринимается как бизнес, который приносит миллиарды и так далее. Абсолютно никакой помощи нет.

Мы выполнили все требования, которые нам были предъявлены. Поставили систему пожаротушения, обеспечили безопасность наших посетителей и на этом все. Нас попросили — мы сделали. Хорошо, что не мешают работать.

Понятно, тогда про госсубсидии спрашивать не буду.

Не надо. Префектура знает, что мы здесь находимся, но это никому не интересно. К нам постоянно приезжают дети из детского дома. Мы их катаем, устраиваем мини гонки. Конечно, это все бесплатно.

Но это же благотворительность!

Возможно, но в России благотворительности нет! Это была наша инициатива. У нас есть возможность делать доброе дело, и мы его делаем.

Когда мы пытались объяснить в управе, что у нас занимается много детей, что у нас большая школа, что лучше пусть дети у нас занимаются, чем остаются один на один с тем, что им предлагает улица, нам сказали, что мы молодцы, что мы занимаемся хорошим делом, но, к сожалению, у них нет возможности нам помогать, потому что управа, она не все может.

В Москве есть несколько картодромов такого же уровня, как ваш…

Я понял вопрос. Мы не являемся конкурентами. Москва — большой, а лучше сказать — огромный город. В Москве очень сильно действует территориальный признак, а с учетом московских пробок нет никакого желания ехать на другой конец города, или в центр, чтобы покататься. Когда проходят соревнования — то да, люди целенаправленно едут на соревнования. А если вы живете где-нибудь в районе Кузьминок, вы поедете на ближайший картодром и не поедете на другой конец Москвы. Это уже проверено. Мы спрашивали. Чтобы 40 минут покататься, ехать два часа в другой конец города вряд ли у кого-то возникнет желание.

Но это скорее для проката, а не для тех, что «помешался» на этом виде спорта?

У нас буквально вчера был разговор. В каждом клубе есть своя тусовка, то есть люди, которые постоянно приходят в один и тот же клуб. И у каждого клуба эта тусовка своя, люди оттуда не ходят по другим картодромам. Мы сейчас говорим о картодромах, которые примерно одинаковы по уровню техники, отношению к посетителям.

Но, если картодромы примерно одинаковы, то чем вы привлекаете клиентов?

Ну, есть свои фишки, есть свой подход. Я всего не буду рассказывать. А основное… У нас всегда тепло, всегда плюсовая температура, сколько бы на улице не было. У нас абсолютно не душно, у нас самый чистый воздух и у нас самый большой парк техники.

А вот на момент открытия, как вы привлекали клиентов? Были серьезные вложения в рекламу?

Естественно вложения в рекламу есть. Лучше всего работает реклама в Интернете.

А какая именно?

Самая разнообразная.

По какому принципу вы подбирали персонал? Ваши сотрудники выполняют определенные функции или совмещают несколько? Бывает ведь, что один и тот же сотрудник и маршал, и механик?

Нет. У нас маршал отвечает за безопасность на трассе. У нас по всей длине трассы есть три зоны, где стоят маршалы, то есть всегда есть человек, который максимально быстро поможет. Задача сотрудника зоны выпуска — обеспечить выход человека на трассу: еще раз объяснить технику безопасности, ответить на имеющиеся вопросы, посадить человека в карт, пристегнуть, проверить застегнут ли шлем.

Отдельная группа сотрудников выполняет функции механиков. Бывают нестандартные ситуации, когда очень много народа, тогда все помогают, но это скорее исключение. Администраторы на ресепшене общаются с клиентами. Старший администратор занимается с корпоративными клиентами. У нас коллектив небольшой, но очень дружный.
У нас коллектив небольшой, но очень дружный.

Сколько всего человек занято обеспечением работоспособности вашего картодрома?

23 человека.

Это большой коллектив!

А по-другому не получится. Работаем мы допоздна, поэтому нужно как минимум две смены для того, чтобы люди могли отдыхать.

Вы проводите соревнования. Это делается для привлечения и вовлечения новых клиентов, вы хотите, чтобы в клубе были свои спортсмены, или главную роль играет финансовая составляющая?

Это и то, и то. Я не буду говорить, что мы все хорошие, что деньги мы печатаем или зарабатываем где-то в другом месте, а картинг — это для души. Нет. Любой спорт, даже спорт на уровне проката, помимо привлечения клиентов, помимо удержания той самой тусовки, которой нравится именно наш клуб, это еще и средство заработка. Да, это меньше приносит денег, потому что всегда есть призы, всегда есть кубки…

А что с техникой?

При проведении соревнований техника изнашивается меньше, чем когда приходят люди в прокат, которые первый раз в жизни сели за руль карта. Есть люди, которые понимают, что можно, а что нельзя, и есть люди, которые приходят, чтобы «поврезаться». К сожалению, есть и такие, и с этим ничего не поделаешь. Но спортивная составляющая обязательно должна быть, потому что спорт объединяет ребят. У нас очень большая школа, в ней занимаются более 80 детей и более 50 стоят в очереди, чтобы попасть. Мы, к сожалению, не можем предоставить больше времени для занятий школы.

У нас проходят два детских чемпионата. Мы первые такой формат придумали в этом году, и я уверен, что в следующем году мы продолжим. Существует две группы детей. Первая группа — это дети, которые соревнуются на микрокартах, а вторая — это мини и юниоры, они едут уже на взрослых картах. Я считаю, что там очень-очень хорошие призы.

И там, и там за первое место ребенок получает возможность целый сезон участвовать в составе команды в соревнованиях на спортивной технике совершенно бесплатно.

Получается, что у вас есть школа и спортивная команда?

У нас есть несколько ступеней. Первая ступень — это школа на территории картодрома, вторая ступень начинает действовать с этого года, это гоночная академия микро, где будут ездить дети в классе «ротакс-микро», это начальные классы для детей, в которых дети будут привыкать к спортивной технике, к работе с техникой, с механиком, с тренером. Будут выезды примерно на неделю, чтобы дети привыкали. Следующая ступенька — это старшие классы в «ротаксе», куда дети будут приходить уже подготовленными, и следующая ступень — это Чемпионат России по картингу в классах КФ, КЗ.

Все эти ступени — они есть, есть возможность их пройти. Сейчас спортивной составляющей активно занимаюсь я. Мы начали второй проект, в котором мне активно помогает наш тренер Сергей Жеребятьев. Он успешный тренер и не только дипломированный специалист и преподаватель автомобильных видов спорта по специализации «картинг», но и мастер спорта, и просто талантливый человек, который помимо школы является тренером спортивной команды.

Бензин 95-й?

98-й. Мы используем 98-й бензин, крайне редко 95-й, только при форс-мажорных обстоятельствах. Используем 98-й, потому что все сделано для чистоты выхлопа. Кроме того, все наши карты оснащены каталитическими нейтрализаторами, которые служат той же цели. Именно поэтому у нас чистый воздух, плюс к этому крышные вентиляторы. Сам по себе объем помещения большой, высота потолков 13 метров, и даже когда мы проводили 12-часовую гонку, все чувствовали себя абсолютно нормально. Дежурила бригада врачей скорой помощи, которую мы вызвали на такое мероприятие, и врачи сказали, что нет никаких проблем, и что не было ни одного человека, который обратился к ним за помощью.

Расскажите, чего мы может ждать от вас в будущем? Какие планы? Может быть будет «Le Mans» — 2?

Я не люблю заглядывать далеко вперед, но почему нет? Открыть можно сколько угодно, найти инвесторов, есть опыт, только надо понимать, будет ли это работать. В Москве уже после нас были открыты два картодрома хорошего уровня. Я сейчас занят подготовкой к спортивному сезону 2013, надо развивать спортивную команду, ну и может быть думать, потому что если будет хороший вариант, хорошие предложения, естественно, от них нельзя отказываться.

Через какой период времени картодром вышел на самоокупаемость?

Все зависит от того, сколько потратили, сколько вложили, сколько тратится ежемесячно и прочее, прочее, прочее. Мы обновили весь парк техники, закупили немецкие карты Rimo, которые стоят очень дорого.

А сколько стоит один карт?

Стоимость такого карта с такими опциями, как у нас, примерно составляет 7 тысяч евро. Мы — единственный картодром, который предоставляет в прокат и взрослым и детям ремни и дуги. Дуга и ремень безопасности установлены на каждом карте. Детские карты оснащены системой дистанционного управления двигателем, то есть мы в любой момент можем как ограничить мощность, так и заглушить двигатель. Это все сделано в целях безопасности. Все эти узкоспециализированные системы стоят абсолютно «небюджетно», но они нужны, они помогают, особенно когда много детей, да и мы себя чувствуем спокойнее.

Самые затратные части бюджета?

Все затратное. На самом деле это достаточно масштабный бизнес. Нужно большое помещение. Это не склад, который ты арендовал, покрасил полы и запустил субарендаторов, либо перевез свой груз. Здесь всегда кипит жизнь. Ну вот, как я сказал, один карт стоит около 7 тысяч евро. У нас более 40 картов. Система телеметрии, хронометража. В России она не производится, ее можно купить только за границей. Табло, даже то, которое произведено в России, стоит от 300 тысяч. Самое примитивное табло. У нас табло побольше, которое мы заказывали специально, чтобы можно было проводить соревнования, на нем отображается больше символов. Дальше — оборудование ремзоны, оно тоже требует вложений, потому что нужны хорошие инструменты. Хороший асфальт. Мы заказывали асфальт на том же заводе и у тех же людей, которые перекладывали трассу в Мячково. Просто хороший асфальт стоит дорого. Осветительные приборы. Посмотрите, сколько их. Все стоит дорого. Нет какой-то дешевой вещи, нет какой-то дорогой вещи. Все надо смотреть вместе. Будут хорошие карты, но не будет системы хронометража, картодром не будет пользоваться такой популярностью, потому что все хотят знать, за сколько они проехали. Будет плохой асфальт, будет портиться техника и люди будут недовольны, потому что их трясет. Нельзя рассматривать картодром по частям, можно только в комплексе.

Есть какая-нибудь спонсорская поддержка?

В глобальном понятии «спонсор» — нет. Спонсора найти очень тяжело, особенно в картинге, потому что в СМИ нет никакого освещения нашей деятельности. Сейчас основным для спонсоров является реклама. Будет освещение в прессе — будет спонсор. Я уже говорил, что у нас в России спорт находится в очень непонятном состоянии. Есть партнеры, есть люди, которые помогают, но это скорее бартер. Живых денег от спонсоров мы не получаем. Все делается нашими силами и силами родителей детей, занимающихся в нашей школе. Клуб помогает, чем может.

Картодром «Le Mans» выступает спонсором Чемпионата «RoadtoSport», чтобы дети проехали сезон. Будут подарки от наших партнеров, мы уже договорились, ведь будет интересно наградить детей ценными призами.

Перечислите, из чего складывается успешный картодром? Трасса, воздух…?

Достаточно большая трасса, свежий воздух — в меньшей степени. Есть картодромы, где люди мучаются, но едут. Хорошая техника обязательно. Техника должна быть «ровная». Мы раз в две недели тестируем карты: один и тот же человек садится и ездит на всех картах для того, чтобы выявить какие-то недочеты, а механики их тут же устраняют. Это кропотливая работа, которая, как правило, делается ночью. Хорошее отношение к клиенту – клиент всегда прав. Даже если человек приходит в нетрезвом состоянии, и мы не имеем права выпустить его на трассу, мы должны вежливо и красиво объяснить, почему мы не можем его выпустить, чтобы он вернулся к нам уже трезвым. Уважение ко всем клиентам, потому что мы существуем за счет того, что люди приходят к нам и платят нам деньги.
Уважение ко всем клиентам, потому что мы существуем за счет того, что люди приходят к нам и платят нам деньги. Если мы будеv вести себя по-хамски, люди не будут приходить, и мы будем сидеть с нашими замечательными картами или сами в них кататься.

Мы открыли ресторан, потому что поняли, что он действительно нужен, ведь люди приходят сюда не только покататься, но и отдохнуть. Кто-то катается в парке Горького на коньках,  кто-то — на лыжах, на сноуборде, а кто-то приходит к нам. Особенно в пятницу-субботу, когда следующий день — выходной, и в праздничные дни, люди строят планы на вечер и рассчитывают, что весь вечер они проведут в картодроме. Они приходят, заказывают еду, отдыхают, смотрят на других участников заездов. Это в целом положительно сказывается на отношении клиентов к нашему картодрому.

А часто проводятся корпоративные встречи в вашем клубе?

Да. Особенно перед Новым годом у нас пора корпоративов. Приходят с болельщиками. Еще часто отмечают дни рождения детей.

Существуют купонные сайты. На одном из них часто вылетает «купон на картинг». Вы использовали такие сайты?

Да, мы пользовались этим, чтобы поднять посещаемость, чтобы как можно больше людей про нас узнало. Сначала нам это помогло, но ничего хорошего не могу сказать по этому поводу не могу. Это пришло из Америки, а у нас менталитет, к сожалению, другой, и люди воспринимают это по-другому.

Посетители, оплатившие полную стоимость заезда, бережнее относятся к технике, чем те, которые катаются за полцены. Если в Америке люди покупают такой купон, чтобы попробовать, то у нас были случаи, когда один человек покупал по 30-40 купонов. Были клиенты, которые считали, что если они этот купон купили, то он у них безлимитный, и предъявляли нам претензии, что мы больше не выставляемся. Люди не понимали, что им просто предоставили возможность покататься. То есть мы сами пошли на это, нас никто не вынуждал, мы приняли условия этой игры. Но адекватность некоторых людей ставится под сомнение. Есть клиенты, среди них немало наших постоянных, которые покупают такие купоны. Да. Конечно. Почему нет? А есть люди, которые воспринимают купоны как должное. Они считают, что если мы один раз выставились со скидкой 50%, значит, мы можем себе это позволить, а иначе зачем мы это сделали? У нас на ресепшен цены в 2 раза выше, плюс достаточно плохое отношение было со стороны таких клиентов к технике. Мы обратили внимание на то, что посетители, оплатившие полную стоимость заезда, бережнее относятся к технике, чем те, которые катаются за полцены. Вот это неадекватное отношение очень не понравилось.

Купонные сайты помогают развиваться, помогают заработать деньги. Но надо понимать, что техника будет портиться. Еще важно то, что цена проката не просто так из головы взята. Если посмотрите цены на всех картодромах, то увидите, что она различается на плюс-минус 50 рублей. Цена складывается из арендной платы, из стоимости запасных частей… из всего. Есть себестоимость заезда, ниже которой опускаться просто нерентабельно. 

Только хотела спросить, где искать ваш купон.

Мы пока не планируем повторять этот опыт.

Спасибо за интервью и удачи вам!

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/