Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Дмитрий Андреев: «Наша основная цель – создать образование будущего»
Принято считать, что самые классные предпринимательские истории вырастают из желания решить какую-то свою насущную проблему или помочь ближнему. В этой истории сложилось все: перспективный современный бизнес на технологиях + образование и здоровье для наших с вами детей. Дмитрий Андреев, директор компании «Инновации Детям» разрабатывает и производит интерактивное оборудование для школ и детских садов, и рассказывает, как устроен этот бизнес.
– Дмитрий, насколько нам известно, вы планировали заниматься наукой, но решили начать собственное дело и открыли компанию «Инновации Детям». Расскажите подробнее, в каком году была создана компания, а главное, почему вы выбрали сферу EdTech?
У меня не было цели заниматься предпринимательством в IT. Но, когда моя дочь пошла в садик, я понял, что там ничего не изменилось с тех пор, как я сам туда ходил. Общепринятые программы развития и обучения заставляют ребенка сидеть за столом, за партой, за ноутбуком, а главное, меньше двигаться. Врачи подтверждают, что малоподвижность – это серьёзная болезнь XXI века. Гаджеты дети используют все больше для развлечения.
А я вижу в развитии IT-технологий большой потенциал для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
И я как отец задумался над созданием такой вещи, которая бы помогала моему ребенку учиться, сохраняя при этом его здоровье.
Так появился первый продукт – «Играй и развивайся». Он состоит из компьютерной программы и специального датчика, с помощью которого ребенок может управлять программой жестами и движениями, перемещаясь по комнате. Например, в игре «Пешеходный переход» ребенок в виртуальной реальности переходит перекресток. Педагоги увидели в этом большой потенциал, и продукт был запущен. Это был 2012 год. Сегодня уже около 4 тысяч детских садов используют этот продукт. Мы продаемся по всей России, продукция присутствует в 56 регионах.
– Не смотря на все преимущества интерактивных устройств, такое оборудование – достаточно дорогое для обычного сада (минимальная комплектация начинается от 260 тыс. рублей). Кто на данный момент является основным покупателем: частные сады и частные школы?
Если это частный сад или школа, то финансовые вопросы в основном принимает директор. Но большую часть рынка составляют муниципальные сады и финансируется оборудование для образовательного процесса именно из федеральных программ. Если посмотреть, какие деньги выделяются на развитие образования, мы занимаем очень незначительную часть рынка. В Москве из-за введения кластерной структуры, получается так, что школы финансируются больше детских садов. Но и с Москвой мы сейчас выстраиваем пилотные проекты, чтобы показать эффективность наших продуктов. Например, сейчас проходит краткое внедрение продукта «Интерактивная песочница» в одной из коррекционных школ Москвы (наши продукты подходят для коррекционного образования).
– Могли бы рассказать о наиболее ярком кейсе использования оборудования на примере одного из ДОУ: в каком регионе было внедрено и для каких целей используется интерактивное оборудование?
Расскажу про особых детей. Наша продукция вошла в лучшие практики Минздрава Челябинской области и в каталог лучших практик Смартека, который организует Агентство стратегических инициатив. Детям с РАС сложно устанавливать контакт с людьми и процесс выстраивания взаимодействия с преподавателем может занимать более 6 занятий. С нашей песочницей дети адаптируются значительно быстрее. Был случай, когда ребенок обнял педагога после второго занятия. Соответственно, если контакт педагога с ребенком налажен, образовательный процесс идет.
Также известно, что детям 2-3-летнего возраста сложно удерживать фокус внимания. С нашими продуктами фокусировка внимания составляет до 20 минут, что повышает эффективность образовательного процесса.
Про деньги
– Где вы находили финансирование на ранней стадии проекта? И сколько было вложено на старте: на создание производства и на программное обеспечение?
Мы создавали компанию при Южно-Уральском государственном университете как малое инновационное предприятие на грант в 500 тыс. рублей. С этого и начали. Все, что у нас было на старте – это ноутбуки и четыре светлых головы. С тех пор внешнего финансирования мы не привлекали ни разу. Сразу создавали продукт, который продавался: сначала показывали клиенту задумку и, если получали одобрение, разрабатывали и реализовывали.
– Можно ли назвать производство интерактивного оборудования прибыльным бизнесом?
Можно. Прибыль у компании есть. Но, так как мы постоянно растем, почти всю прибыть инвестируем в развитие.
Наша основная цель и ценность компании – создать образование будущего, сделать образование более прозрачным для родителей и педагогов, эффективным и счастливым для детей.
Сейчас мы создаем систему для школьников, которая должна помочь в том числе родителям понять, каков его ребенок, и в какую сторону он хочет развиваться, к чему он имеет предрасположенность. Это поможет эффективнее выстраивать его развитие. Мы видим, что для нас, как для родителей, это было бы очень полезно. Ведь часто случается так, что родители видят в ребенке хоккеиста, а он – прирожденный музыкант.
О команде
– Как вы искали сотрудников, когда только запускали проект, и о вас никто на рынке не знал? Возникали ли проблемы с поиском квалицированных кадров?
Проблема поиска квалифицированных сотрудников актуальна на любом этапе развития компании, потому что сотрудников со временем требуется все больше и со все большим набором квалификаций.
Вообще основная ценность любой компании – люди, которые в ней работают.
На начальном этапе нам были не по карману опытные специалисты. Мы просто брали своих ровесников и вместе с ними развивались и добивались результатов. Выращивать сотрудников внутри компании удобно еще и потому, что каждая отрасль имеет свои особенности.
Например, если взять менеджеров по продажам, то большинство специалистов привыкли работать как менеджеры по сбыту с входящими заявками, и совсем не хотят работать консультантами. Они просто прячутся от клиентов, и клиентам приходится преодолевать множество препятствий, чтобы что-то купить. Конечно, в таких случаях надо объяснять сотрудникам нюансы работы именно в вашей отрасли, ценности компании и ценность продукта, учить доносить эти ценности до клиента.
– Сколько сотрудников работают в вашей команде сегодня?
Сегодня в команде остались два основателя, двое других вышли из состава топ-менеджеров. Работают в компании более 100 человек: программисты, дизайнеры, иллюстраторы, бухгалтерия, продажи. Офисное и производственное помещения находятся в Челябинске.
– Как много менеджеров по продажам работают с детскими садами?
Мы – производственная IT-компания, поэтому с образовательными учреждениями общается в большей степени техническая и методическая поддержка. На протяжении всего срока пользования продуктом, клиенты могут обращаться к нам как по чисто техническим вопросам, так и в случаях, когда, например, не понимают, как встроить наш продукт в программу для разных возрастных групп, или когда нужно обучить работе с продуктом педагогов.
В прошлом году мы получили образовательную лицензию.Это дает нам право проводить обучение и выдавать дипломы о повышении квалификации.
Поэтому теперь мы еще и образовательная организация, которая может создавать курсы. Это очень актуально, потому что квалификация кадров в сфере дошкольного образования – большая проблема.
О производстве
– Высока ли сейчас конкуренция среди производителей оборудования для школ и дошкольных учреждений?
Похожих интерактивных продуктов очень много, но большинство из них направлены на развлечение детей в торговых центрах и прочих подобных местах.
Мы же держим фокус на образовании потому, что считаем это важнее. Есть даже специальный термин – edutainment («Educational entertainment» – игровое обучение, образование через игру, - ред.).
Это когда ребенок, изучив на уроке таблицу умножения, приходит домой и говорит: «Папа, мы сегодня так интересно играли!». Когда ребенок обучается без парт, но получает все те же знания, – это более здоровый подход, я считаю.
– Вы изначально планировали стать производителем продукции и создавать собственное программное обеспечение или планировали закупать интерактивные столы, полы и сенсорные экраны у других производителей для их дальнейшей перепродажи?
Изначально мы были IT-компанией, создающей образовательный продукт, и не планировали заниматься производством. Но потом нашли хороших ребят, которые смогли это производство качественно организовать. Далеко не планируем, просто решаем актуальные задачи и развиваемся поступательно. Один мой знакомый любит говорить: «Нас не учили строить бизнес, нас учили работать». Вот и мы просто работаем.
– Приходится ли вам перестраивать производственные процессы в связи с последними экономическими и политическими событиями?
Да, ряд наших поставщиков, включая Microsoft, уже объявили об уходе из России, но, несмотря на это, продолжают продавать. Некоторые процессы мы уже перестроили, каких-то поставщиков поменяли, из-за подорожания комплектующих произошли небольшие изменения стоимости в сторону повышения.
Кардинально пока ничего не поменялось, но мы держим руку на пульсе. Одна из наших задач сейчас – увеличение выручки, чтобы добиться бОльшей экономической устойчивости компании.
В остальном все идет по плану: мы продолжаем работать, разрабатывать и выпускать новые продукты, здесь никаких ограничений на нас текущая ситуация не накладывает.
– Вашу продукцию копируют? Вы отслеживаете это?
Отслеживаем. Копируют. Но нас это только радует: это значит, что те продукты, которые мы придумали, востребованы. И, если наши ценности дополнительно транслируются кем-то еще, – это делает нам рекламу. Конкуренция – это вообще всегда хорошо, а в данном случае она заставляет нас двигаться еще быстрее.
О продвижении
– Какие способы привлечения новых клиентов являются наиболее действенными в вашей сфере? Ищите ли вы новых клиентов с помощью холодных звонков?
У нас есть направление digital-маркетинга. Известные социальные сети ушли, но есть ВКонтакте, куда перешли многие наши клиенты. Мы уже работаем над тем, как улучшить взаимодействие в ними: перестроили рекламные каналы и перенаправили людей. На самом деле стало даже проще, потому что раньше было 5 соцсетей, теперь осталось только три. Значит, нужно сфокусироваться на них. ВКонтакте уже меняется, другие соцсети тоже начнут расширять функционал.
– В 2021 году компания вошла в ТОП-10 компаний в сфере цифрового образования (EdTech) и вы стали победителем Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель» в категории «Инновационное предпринимательство». Что дает бизнесу участиевбизнес-конкурсах, не является ли это пустой тратой времени?
Основной приз – это сообщество предпринимателей, с которым мы продолжаем общаться на разных форумах, обмениваемся опытом и связями. Это, безусловно, очень помогает. Сейчас все сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами, и чужой опыт решений и неудач дает возможность не делать лишних ошибок.
А во-вторых, конкурс состоял из нескольких частей, среди них были и публичные выступления, которые отлично тренируют опыт презентации. Наша региональная «Территория бизнеса» помогла создать качественный ролик с презентацией, который мы можем использовать во всех наших рекламных кампаниях. Это – значительная экономия и большое подспорье.
Мне лично очень помогло знакомство с Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и его председателем, который помог нам решить имеющиеся вопросы по авторскому праву и интеллектуальной собственности.
Вообще объединение в сообщества позволяет преуспевшим в разных областях предпринимателям взаимно дополнять друг друга и помогает строить еще более сильные бизнесы, которые будут развиваться не только в России, но и на международном уровне.
– Поделитесь планами по развитию компании на ближайшее будущее.
Мы понимаем, что наши продукты уникальны не только в России, но и в мире. Хотим выстроить системные продажи на международный рынок, в хорошем смысле экспортировать образование за рубеж. У нас уже были продажи в более, чем 10 странах мира, но это еще не система. В числе ближайших задач – адаптация продуктов под региональные особенности. Например, у нас есть игры на развитие речи, но они создавались под развитие русской речи, и надо провести большую работу по их адаптации для, например, арабских языков. Сейчас ищем педагогов, которые могли бы нам в этом помочь.