31.07.2025

На выставке «Истоки русского PR» рассказали, как продвигали бизнес в дореволюционное время

На выставке «Истоки русского PR» рассказали, как продвигали бизнес в дореволюционное время

22 июля в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей открылась выставка «Истоки русского PR» — проект, посвященный дореволюционным коммуникациям.

Открытие выставки стало не только культурным событием, но и площадкой для профессионального диалога. В этот вечер в Музее собрались члены Совета предпринимателей Москвы, представители профессиональных PR-ассоциаций, меценаты, общественные деятели и исследователи. Символично, что исследование о публичных коммуникациях прошлых веков объединило под одной крышей представителей бизнеса, экспертов по связям с общественностью и людей, формирующих общественную повестку сегодня.

В начале мероприятия прошло заседание Рабочей группы Совета предпринимателей по Рекламе и PR Совета на тему «Актуализация каналов продвижения Совета предпринимателей среди новых медиа в Москве». После дискуссии гостей ждала экскурсия по Музею, а затем — торжественное открытие выставки.

Экспозиция — это итог масштабного историко-коммуникационного исследования, охватившего более тысячи выпусков дореволюционной прессы. Авторы проекта собрали разрозненные упоминания, цифры, газетные строки, мемуары и получили представление о том, как выглядели публичные коммуникации в Российской империи во второй половине XIX – начале XX века.

Эксперты проанализировали широкий список источников, среди которых:

  • 1000 выпусков газет за 1861-1917 годы таких изданий, как «Московские ведомости», «Русские ведомости», «Русское слово», «Московский листок», «Голос», «Голос Москвы», «Утро России», «Биржевые ведомости» и «Коммерсант»;
  • очерки об истории более 20 компаний;
  • обзоры выставок 1872, 1882, 1896 годов;
  • воспоминания современников и исследования историков Боханова, Петрова, Ульяновой, Шапкина и др.

Как свидетельствуют архивные документы, уже в середине XIX века российские предприниматели использовали методики, которые сегодня составляют основу профессиональных коммуникационных стратегий: строили личные бренды, организовывали громкие PR-кампании в СМИ, занимались «партизанским» маркетингом, образовательными коммуникациями, GR и даже антикризисным PR-менеджментом.
Исследование показало: более 100 лет назад уже начали появляться конторы и агентства, толчком к созданию которых стало регулярное размещение платных публикаций в прессе — это настоящий прототип современной коммуникации бизнеса с аудиторией через СМИ, работы с репутацией и инфоповодами.

Благотворительность в России также активно применялась как PR-инструмент, формируя позитивный имидж как отдельных личностей, так и целых предприятий. Освещение благотворительных инициатив в прессе создавало репутацию социально ответственного предпринимательства, влияло на общественные настроения и усиливало доверие к меценатам и их бизнесу.

Как все выглядело на практике? Выставка предлагает целую галерею исторических примеров:

  • Фёдор Чижов, ученый, предприниматель и публицист, еще в 1850-х фактически создал первое в стране PR-агентство для промышленности;
  • в 1913-1915 гг. по России стали курсировать «агрономические поезда», созданные для обучения сельскому хозяйству жителей разных губерний;
  • в начале XX века уже были первые социальные PR-акции. Одна из них — «День белой ромашки», посвященный борьбе с туберкулезом;
  • меценаты, среди которых были Матвей Кузнецов, Гавриил Солодовников, Алексей Вишняков, Дмитрий Расторгуев, системно работали с репутацией — их пожертвования активно освещались в прессе и становились частью личного бренда;
  • компании — от Трехгорной мануфактуры до Товарищества братьев Рябушинских — выпускали исторические очерки и заказывали статьи, что способствовало формированию позитивного образа бизнеса и выполняло GR-функцию.

Выставка будет открыта до 31 августа. Это не только шанс взглянуть на развитие предпринимательства глазами историка, но и повод задуматься, насколько глубоки русские корни современной профессии, имя которой — PR.

«Конечно, приступая к исследованию, мы понимали, что предприниматели конца XIX — начала XX века использовали элементы публичных коммуникаций. Но когда мы начали собирать и системно анализировать архивные материалы, стало ясно: масштаб и осознанность этих практик поражают. Это не случайные всплески активности — это выстроенные стратегии, продуманные шаги, работа с репутацией, аудиторией и государством. Для нас важно было восстановить целостную картину того, как формировался отечественный PR — со своими смыслами, контекстом и культурной основой», — рассказала Надежда Смирнова, директор Музея.

«Многие уверены, что у русского PR нет корней. Сначала был американский PR, а потом он появился в современной России. Но это не так: у российского PR очень глубокие корни. И мы решили показать большому обществу их ценность. Фактически отцами русского пиара стали именно дореволюционные предприниматели и меценаты», — сообщил Валерий Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум».

Организаторы выставки и проведения исследования digital-агентство «Интериум» иМузей предпринимателей, меценатов и благотворителей при участии Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС).

Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».
Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/