ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ: НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЫЗОВОВ
На форуме «Сильные идеи для нового времени», прошедшем 19 февраля, эксперты поделились своим видением культуры будущего, которая формируется на пересечении искусства и технологий. В рамках дискуссии специалисты обсудили какие возможности скрыты в новейших технологических разработках и роль искусства в решении социогуманитарных проблем современного общества и формировании общественных ценностей.
Глава Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов привел статистику актуальных проектов. Он отметил, что стартапы в области искусственных технологий, платформенные решения пока занимают не более 2 % от общего количества заявок, которые поступают в фонд. На данный момент в базе фонда – 150 тысяч проектов. Поддержку получили 7202 проекта на сумму 25 миллиардов рублей.
«На первом месте по количеству участников – образовательные проекты, связанные с поиском талантливых людей в разных областях, – от академической музыки до художников, дизайнеров, театральных деятелей, артистов. На втором месте – фестивали, форумы, то есть все, что связано с событиями, мероприятиями, на которых уже есть что показать», – сказал Роман Карманов.
Режиссер и художественный руководитель Московского драматического театра Константин Богомолов отметил, что государство стало вкладывать огромные средства в культурную индустрию, в сферу креативных технологий и в производство контента в целом. Он призвал не бояться массового проникновения технологий или искусственного интеллекта в искусство. Они не разрушают традиции, а являются инструментом донесения контента для широкой аудитории.
«Идеи – это очень мощное оружие, это мягкая сила. И, мне кажется, сегодня в цивилизации огромный запрос на идеи, на эту энергию. Истощение в части идей грозит истощением во всех других смежных сферах. Идеи – это такие витамины развития, а креативные индустрии и технологии позволяют этим идеям захватывать массы», – считает Константин Богомолов.
Гендиректор Российского фонда развития информационных технологий Александр Павлов подчеркнул пересечение аудиторий – аудитории креативных индустрий, и тех, кто работает с цифровыми продуктами, создает их, внедряет на предприятиях.
По его словам, сегодня в регионах есть большой запрос на инструменты поддержки и грантовое финансирование продуктов по тематике креативных индустрий. «Как фонд мы еще в прошлом году смотрели ряд проектов форума «Сильные идеи», которые вошли в пул лучших и были представлены Президенту. В этом году мы также рассчитываем, что ряд IT-компаний, которые делают решения для разных сфер жизни, попадут в этот пул и получат поддержку», – сказал Александр Павлов.
Участники дискуссии отметили, что помимо креативных людей в различных областях, нужны и те, кто поможет реализоваться этим талантам. Директор центра по развитию креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде отметила, что для этого Агентство стратегических инициатив (АСИ) запустило Клуб продюсеров, ближайшая встреча которых пройдет в марте. Она добавила, что сегодня в продвижении нуждаются целые отрасли, в том числе игровая разработка, музыкальная индустрия и дизайн.
«Нужно систематизировать технологию российского дизайна, – подчеркнул основатель, генеральный директор SmirnovDesign Сергей Смирнов. – Это сложная задача, очень философская, ориентированная на культурологию, на историю, на инженерную школу. Но я думаю, что через десять-двадцать действительно есть шанс, что российский дизайн станет таким же устойчивым словосочетанием, как скандинавский дизайн или итальянский». Он также отметил важность трансляции национальных идей на внешний мир, особенно, когда продукт вырвется за пределы российского рынка.
Музыкант, основатель Resonance Moscow, Никита Забелин считает – «Невозможно создать экспортный культурный продукт, не понимая свои особенности и не подчеркивая свои сильные стороны».
В завершении дискуссии Константин Богомолов отметил, что русская культура, какой бы сферы она ни касалась, – это и «наш культурный код, и многие другие культурные коды, которые мы с легкостью можем воспринять, взять оттуда интересное, заразительное».