Исследование: спустя год после начала пандемии санкт-петербуржцы изменили потребительские привычки

С начала пандемии часть санкт-петербуржцев пересмотрела покупательские приоритеты: стали следить за скидками и делать ставку на качество товаров, планируют начать путешествовать не раньше чем через год, а также — откладывают крупные покупки «до лучших времен».
Спустя год после начала пандемии четверть жителей города покупают реже и стали больше следить за скидками, 20% покупают реже, но делают ставку на качество товаров, а почти 70% опрошенных отложили крупные покупки «до лучших времен». Об этом сообщает аналитический проект Tinkoff Data на основании всероссийского опроса 7 000 жителей крупных городов. При этом, по данным Tinkoff Index, потребительская активность санкт-петербуржцев за неделю с 18 по 24 апреля 2021 года выросла на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
На вопрос о том, как изменились их расходы, 26% респондентов ответили, что расходы не изменились, 19% остались в том же бюджете, но изменили категории трат, 24% тратят меньше и стремятся откладывать деньги, треть ответивших тратит больше, чем до пандемии.
Одна из причин увеличения расходов — рост цен. Так, по данным Росстата в среднем цены на товары, входящие в потребительскую корзину, по Санкт-Петербургу выросли почти на 11% с февраля 2020 по февраль 2021 года. При этом размер прожиточного минимума, по данным Росстата, за аналогичный период в среднем по городу с прошлого года увеличился на 1,1%.
По данным Росстата за период с февраля 2020 года по февраль 2021 года, самый высокий рост показали сахар (+60,5%), картофель (+52%) и морковь (+38%). Примерно на уровне допандемийных цен остались рыба мороженая неразделанная (+0,3%) и масло сливочное (+2,4%). При этом снизилась цена на молоко: -3,7%.
По данным Tinkoff Index, за неделю с 18 по 24 апреля по сравнению с предыдущей неделей (11-17 апреля) санкт-петербуржцы потратили на железнодорожные билеты 7% больше, а на авиабилеты и на аренду авто — на 10% и 4% меньше соответственно.
Несмотря на открытие некоторых стран для путешествий, пока траты на туры, отели, авиа- и ж/д билеты не достигли уровня 2019 года. Однако разница сокращается: например, в 2020 году по сравнению с 2019 годом разница трат на отели составляла более 40%, в 2021 году она снизилась до 20%.
Еще больше сократился разрыв в ж/д билетах и пакетных турах по сравнению с допандемийными показателями. По данным опроса, 17% респондентов после снятия ограничений в первую очередь потратили деньги на путешествия.
Полный график индекса потребительской активности по регионам, динамику затрат россиян по более чем 40 категориям товаров, прирост трат в каждом регионе и другие данные можно посмотреть на сайте Tinkoff Index. Индекс учитывает информацию о финансовых операциях в онлайне и офлайне более 13 млн клиентов экосистемы Тинькофф во всех регионах России (физические лица-клиенты розничного банкинга и более 600 000 компаний — клиентов Тинькофф Бизнеса и эквайринга Тинькофф).
Изменения потребительских трат по категориям рассчитаны как разница расходов 18-24 апреля по сравнению с предыдущей неделей (11-17 апреля) 2021 года.
Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, выстроенная вокруг потребностей клиента.
Экосистема Тинькофф предоставляет полный спектр финансовых услуг для частных лиц и для бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и планировать личные траты, инвестировать сбережения, получать бонусы в рамках программ лояльности, бронировать путешествия, покупать билеты в кино, бронировать столики в ресторанах и многое другое.
Все сервисы Тинькофф доступны через мобильные приложения и сайт Tinkoff.ru.
Тинькофф не имеет отделений: сеть собственных представителей позволяет доставлять продукты компании в любой регион страны в кратчайшие сроки, а клиенты обслуживаются через онлайн-каналы и контакт-центр. Тинькофф реализует стратегию AI Banking, что позволяет во всех коммуникациях Тинькофф использовать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Голосовой помощник Олег обрабатывает более 40% обращений клиентов в чатах без участия сотрудников банка, а в контакт-центре решает вопрос клиента в среднем за 40 секунд.
Все продукты и большинство внутренних ИТ-систем Тинькофф разработаны самой компанией. 70% сотрудников штаб-квартиры — ИТ-специалисты.
Ядром экосистемы является основанный в 2006 году Тинькофф Банк — крупнейший независимый онлайн-банк в мире, обслуживающий более 13 миллионов клиентов. Тинькофф стал третьим крупнейшим банком страны по количеству активных клиентов.
Банк был признан журналом Global Finance «Лучшим розничным онлайн-банком мира» (2018, 2020), «Лучшим розничным онлайн-банком России» (2015, 2016, 2018-2020 г.), «Лучшим розничным онлайн-банком в Центральной и Восточной Европе» (2019, 2020), журналом The Banker — «Банком Года России» (2013, 2017 г.). и «Лучшим онлайн-банком России (2020 г.). В 2020 году Тинькофф вошел в топ-3 «Лучших работодателей России» по версии журнала Forbes.
Материнская компания банка TCS Group Holding PLC торгуется на Лондонской фондовой бирже и на Московской бирже. Чистая прибыль TCS Group Holding PLC по МСФО за 2020 г. составила 44,2 млрд руб., рентабельность капитала — 40,6%.