11.01.2023

Чужой пример заразителен: треть молодых предпринимателей открыли своё дело, вдохновившись успешными бизнесменами

Чужой пример заразителен: треть молодых предпринимателей открыли своё дело, вдохновившись успешными бизнесменами

Большинство молодых предпринимателей в России решили открыть свое дело благодаря желанию много зарабатывать (39%), быть независимым (39%) и под влиянием ролевых моделей: успешных предпринимателей (37%) и блогеров (23%). Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведённого совместно с треком Росмолодёжь.Бизнес Федерального агентства по делам молодёжи.

Драйверы открытия своего дела  
Результаты исследования, проведенного среди молодых российских предпринимателей до 35 лет, показывают: главными драйверами открытия собственного бизнеса для молодых людей чаще всего становятся желание больше зарабатывать (39%), быть независимым (39%), заниматься любимым делом (35%), иметь свободный график работы (32%) и воплотить в жизнь свои мечты (30%).

Среди других причин, которые побудили молодых бизнесменов встать на путь предпринимательства: желание повысить свой социальный статус (16%), помогать другим (15%), решать интересные задачи (13%) и продолжить семейный бизнес (13%). 

В возрастной группе 14-17 лет чаще, чем в остальных, упоминался мотив, связанный с решением интересных задач (27%). В группе 18-24 лет – желание работать на самого себя (43%) и приносить пользу людям (18%).

Жители городов федерального значения чаще связывают свое желание заняться бизнесом с возможностью получить больший заработок (52%) и работать на самого себя (54%). В городах-миллионниках чаще говорят о желании больше зарабатывать (55%) и иметь свободный график (48%), в городах с населением 50 тыс. – 300 тыс. человек – о возможности заниматься любимым делом (48%). Жителей населенных пунктов с численностью населения 50 тыс. человек и менее отличает более высокая доля тех, кто хотел продолжить семейный бизнес (18%) и решать интересные задачи (18%).

Вдохновители и ролевые модели 

Если говорить о вдохновителях, ярких образах и ролевых моделях, которые повлияли на решение молодых людей открыть свое дело, то главное значение здесь играют другие успешные предприниматели. О том, что пример успешных бизнесменов побудил принять решение о старте своего дела, говорят 37% молодых российских предпринимателей. 

Чуть больше четверти опрошенных заявляют, что большой вклад в их становление на пути бизнесмена внесли родственники (29%), знакомые и друзья (26%). 

Каждый четвертый предприниматель (23%) указал, что вдохновился блогерами – теми, кто рассказывает о бизнесе, в том числе на собственном примере, для многочисленных подписчиков в интернете.

По словам каждого пятого, стимулом для старта своего дела стал успешный пример работодателя (20%) или чтение бизнес-литературы (19%). 

О важности чужих историй успеха чаще остальных говорили те, кто живет в городах федерального значения (54%). 

Барьеры и трудности

В ТОП-5 трудностей, с которыми сталкивались на этапе открытия своего дела молодые россияне, входят:

    •    недостаток финансов (38%), 
    •    недостаток знаний, информации (33%), 
    •    неуверенность в себе (30%), 
    •    сложности с документами (регистрация бизнеса, получение лицензий, сертификатов – 25%),
    •    отсутствие опытного наставника (25%). 

Еще 20% молодых предпринимателей заявили о том, что им не хватало времени, а 14% не хватало поддержки близких. 
Не сталкивались с проблемами на первоначальном этапе открытия своего дела 8% владельцев бизнеса до 35 лет. 

О сложностях с документами чаще остальных говорили жители городов-миллионников (42%), о недостатке информации чаще говорили жители городов с населением 300 тыс. – 500 тыс. человек (56%).

Действующие предприниматели продолжают сталкиваться с проблемами ведения бизнеса. 

В первую очередь они отмечают проблемы, связанные с ростом цен (38%). Наряду с этим, сложности вызывают высокие налоги и сборы (32%). 

В меньшей степени упоминаются такие проблемы, как снижение платежеспособности клиентов (23%, девушки жалуются на это чаще – 32%), сложности с поиском нужного персонала (23%), сложности в работе с поставщиками (21%, в городах федерального значения – 32%), а также требования и проверки со стороны контролирующих организаций (21%).

Всероссийский опрос молодёжи проведён Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2022 года. Опрошены 4000 человек в возрасте от 14 до 35 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населённого пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.


 

Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».
Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/