Виталий Гольденберг

Забросить удочку: кому нужен MVP и как правильно его создать

Забросить удочку: кому нужен MVP и как правильно его создать

Когда речь заходит о стартапах, часто можно услышать аббревиатуру MVP. Но что это такое и зачем оно нужно тем, кто только начинает свой путь в большой бизнес? Об этом рассказываем в нашем материале.

Что такое MVP

Как вы уже могли догадаться, MVP – аббревиатура, образованная с английского языка. Переводится она как Minimal Viable Product - минимально жизнеспособный продукт. По сути, MVP представляет собой некую тестовую версию товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций. Такой продукт создают для того, чтобы проверить, насколько он будет ценным для потребителя и востребованным на рынке. От того, как пройдет тестирование и какую обратную связь даст целевая аудитория, станет понятно, надо ли вообще дальше развивать проект или какие изменения в него необходимо внести для дальнейшего успеха.

Как рассказала Порталу предпринимателей заместитель генерального директора по развитию АНО «Агентство инноваций Ростовской области» Марина Москинова, на начальном этапе проекта, когда только появляется идея, она нуждается в проверке. И вот тут как раз можно обратиться к понятию MVP.

«MVP позволит инноватору выделить главное в проекте, понять его суть. Кроме того, MVP позволяет собрать информацию о будущих клиентах проекта - что им нравится, что - нет, чем они пользуются и чего ожидают от внедрения вашей идеи? Т.е. работая над MVP инноватор как раз раскрывает весь потенциал будущего проекта. Как театр начинается с вешалки, так успешный проект - с MVP», - пояснила Марина Москинова.

Какие бывают MVP

Минимально жизнеспособные продукты можно условно разделить на несколько видов. Давайте остановимся на них поподробнее.

Один из видов – это MVP Флинстоуна. И тут действительно есть отсылка к тому самому одноименному мультфильму из детства. Достаточно вспомнить автомобиль главных героев мультика. Выглядело все это как реальная машина, однако, чтобы она поехала, водителю необходимо было отталкиваться собственными ногами от земли. По сути, это была имитация транспортного средства. Так и с этим видом MVP. Вы создаете иллюзию наличия функционала, который на деле еще не реализован. При этом такой псевдопродукт нацелен на то, чтобы проверить гипотезу, а способен ли ваш проект вообще выжить?

Еще одна имитация – это консьерж MVP. Такой метод подходит для онлайн-сервисов, цель которых автоматизировать какие-либо задачи своей целевой аудитории. Впрочем, на этапе тестирования автоматизировать необязательно. А для того, чтобы вообще проверить спрос на такие услуги, на стадии теста их можно оказать вручную. Это позволит сэкономить массу средств и понять, надо ли вообще вкладываться в дорогостоящий проект.

Бывает также разрозненный MVP. Цель такого продукта - донести до клиентов ценность использования существующих инструментов, но при этом не создавать сразу уникальное решение. Так можно проверить свою идею без разработки собственного программного обеспечения. В качестве примера можно привести проект торговой площадки. Необязательно создавать свой маркетплейс с нуля, чтобы проверить его жизнеспособность. Для этого можно использовать сторонние программные решения.

Еще один способ проверить жизнеспособность идеи – выпустить продукт всего с одним параметром или функцией. Такой метод позволяет сузить целевую аудиторию, получить от нее обратную связь и провести анализ непосредственно перед тестированием продукта.

Кому нужен MVP

MVP – история не только про стартапы. Минимально жизнеспособный продукт понадобится как начинающему, так и «взрослому» бизнесу. Первому он нужен, чтобы понять, правильный путь дальнейшего развития, но сделать это с минимальными вложениями. А вот крупным компаниям MVP может пригодиться, когда станет необходимо протестировать какие-то новые функции в уже существующем продукте или создать новые направления. Такой подход снижает риски пустых финансовых вливаний в случае неудачи.

Как создать MVP

Когда мы выяснили, что такое MVP и кому он нужен, самое время разобраться, как его создать. И тут важно действовать поэтапно.

- Для начала исследуйте рынок и посмотрите, не делает ли кто-то уже похожий продукт. Если да, стоит рассмотреть этот продукт повнимательнее, выявить лучшие и худшие качества, дабы не повторить чужих ошибок.

- Не менее важно изучить целевую аудиторию. На что именно у нее спрос, и поможет ли конкретно ваш продукт справиться с теми задачами, которые людям необходимо решать. При этом выявите цели вашего будущего продукта.

- Теперь важно определиться с основным набором функций, которые будут закрывать потребности ваших конечных потребителей. И здесь главное не переусердствовать, так как MVP – продукт минимальный. Включайте сюда только то, что необходимо для того, чтобы понять, нужен ли продукт на рынке.

- После того, как вы определились с основным функционалом вашего MVP, выберите его формат и начинайте разработку. В зависимости от того, какого рода ваш проект, форматы могут быть разными, начиная от прототипов и заканчивая простейшим лендингом в интернете.

- Приступайте к анализу результатов тестирования. Так вы поймете плюсы и минусы вашего MVP.

Ну и напоследок…

При создании MVP начинающие стартаперы, как правило, совершают одни и те же ошибки. Чтобы не повторять их, давайте остановимся на этой теме чуть подробнее.

Часто при создании минимального продукта новички стараются сделать все сразу идеально. Однако, перфекционизм тут не нужен, так как задача стоит лишь протестировать жизнеспособность и дать пользователю базовое представление о проекте. Минимума хватит для того, чтобы понять, стоит ли идти дальше.

Есть и обратная сторона, когда MVP делают совсем уж низкопробно. Такой продукт будет попросту непонятен целевой аудитории. Поэтому MVP должен быть минимальным, но качественным, иначе может отпугнуть потенциальных пользователей.

Не забывайте про обратную связь. Даже если у вас будет идеальный MVP, он ничего вам не даст, если вы не будете собирать отзывы пользователей о нем. Поэтому крайне важна связь с целевой аудиторией. А собранные данные, будь то количество новых пользователей или скачиваний, необходимо тщательно анализировать. Именно они покажут успешность проекта.

Следите за тем, чтобы маркетинг вокруг вашего MVP не превратился в фантастику. Не давайте пустых обещаний, которые потом не сможете выполнить. Если делаете анонсы о будущем функционале, всерьез просчитайте возможность воплощения этих идей в реальность.

Нередко начинающие предприниматели пренебрегают аналитикой на этапе тестирования MVP. А ведь именно эти данные, как сказано выше, определяют успешность будущего проекта, да и вообще его жизнеспособность. Если продукт не нравится людям сейчас, он не понравится им позже, если вы вложите еще больше денег и расширите функционал. Поэтому отнеситесь серьезно к анализу информации.

Еще об одном важном нюансе рассказали Порталу предпринимателей в Агентстве инноваций Ростовской области. По словам, директора по развитию Агентства Марины Москиновой, там часто консультируют проекты, в частности, по вопросам грантовой поддержки. И тут приходится обращать внимание стартаперов на то, что любая идея нуждается в правильном подходе. Агентство рекомендует проходить различные акселерационные программы, чтобы правильно оценить в том числе бюджет, который необходим на создание MVP.

«Этот вопрос, как и вопросы создания команды, определение заинтересованных сторон проекта, требует детальной проработки. Часто из-за абстрактного описания проекта невозможно просчитать финансовые затраты на MVP или же разбег стоимости слишком большой. Поэтому нужно хорошо продумать техническое задание проекта, чтобы от него отталкиваться при расчете затрат на создание MVP», - подытожила Москинова.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/