Портал предпринимателей SmallBusiness.ru

Вадим Дымов: «Кризис не самое лучшее время для стартапов»

Вадим Дымов: «Кризис не самое лучшее время для стартапов»

Принципы ведения бизнеса основателя колбасного производства, книжных магазинов и ресторанов.

Дымову была уготована карьера военного или юриста, но в 26 лет он стал предпринимателем. Сейчас он даже не помнит, как именно первая компания (мясоперерабатывающее производство «Ратимир», основанное в 1997 году во Владивостоке) за три года превратилась в крупнейшее предприятие отрасли на Дальнем Востоке. Бизнес в Москве, по словам Дымова, тоже вышел случайно, в результате спора на бутылку шампанского — в начале 2000-х он доказал, что в Москве можно создать компанию с нуля. Основатель ООО «Дымовское колбасное производство» Вадим Дымов также владелец фабрики по производству керамических изделий в Суздале, сети книжных магазинов «Республика», сети ресторанов «Дымов №1» и других бизнес-проектов. Теперь Дымов готов делиться опытом, участвовать в менторских программах. Особенно предпринимателю интересен инновационный бизнес. «У нас ничтожное количество малого бизнеса, его должно быть очень много, как в Гонконге», — заявил Дымов на конференции «Москва. Аэродром для малого бизнеса». Вадим Дымов дал мастер-класс по развитию бизнеса начинающим предпринимателям и рассказал «Деловой среде», какую тактику лучше выбрать во время кризиса.

Как вести себя во время кризиса


Самое главное не паниковать. Кризис — не лучшее время для стартапов и инноваций. Нужно сфокусироваться на самом главном направлении бизнеса, понять, на чем именно ты зарабатываешь, где конкретно. Лучше приостановить все инновационные проекты и сконцентрироваться на том, что ты делаешь ежедневно. В первую очередь я бы постарался максимально скинуть с себя все кредиты и сфокусировал бы внимание на направлениях, которые приносят наибольшую прибыль. Во-вторых, урезал бы расходы. При открытии нового бизнеса многое зависит от того, чем именно вы собираетесь заняться. Если ваш бизнес будет основан на том, что в кризис вы поможете людям чувствовать себя лучше и увереннее, то стоит стартовать. Возможно, что вы сделаете бизнес на преодолении кризиса.


Ищите возможности, которыми еще не пользуются другие


Не путайте бизнес с предпринимательством. Бизнес — это наемный менеджмент. Предпринимательство — это когда человек, который там, где все видят проблему, находит вдохновение, возможности для улучшения собственного бизнеса. Это еще и умение успешно пользоваться ресурсами при прочих равных условиях. Все мы находимся в равных условиях и с подключением к энергосетям, и с кредитами, и с налоговой нагрузкой, предприниматель увидит возможность использовать более дешевые ресурсы, которым не могут пользоваться другие.


Ставьте реальные и достижимые цели

Например, цель — к 25 июля построить за 500 000 рублей магазин силами трех человек лучше, чем убеждать себя в том, что вы когда-то сделаете лучший магазин. Я тоже часто совершал подобную ошибку, и меня все время жизнь возвращала к этой простой технологии постановки целей. Для того, кто начинает свое дело важно видение того, что именно он будет делать. В начале моей предпринимательской деятельности меня часто выручала интуиция, умение слышать себя, мне кажется, именно это давало мне ощущение того, что я должен предпринимать.

Действуйте быстро и решительно

Раздумывать и рассуждать можно долго, но действовать следует быстро и решительно. Если вам пришла идея, берите и действуйте.


Действие — лучшее средство от хандры и неуверенности. Даже если вы допустите ошибку, помните: ошибки обогащают людей. Каждая ошибка давала мне опыт и делала мудрее.

Работайте с честными людьми

Каких людей я беру на работу? Честных. Сам я могу быть строгим и даже жестким, но открытость, справедливость и честность для меня не пустой звук. Я не считаю себя особенным человеком и всегда этим дорожил. Я всегда хотел чувствовать себя частью общества, у меня близкие контакты с подчиненными, и бизнес я строил по принципу семейной по духу компании.

Не бойтесь выглядеть некомпетентным

Важно уметь признаваться в своих ошибках, это освобождающее качество. Сознаваться своим подчиненным в том, что вы чего-то не знаете, —это даже некая искусная тактика. Мы как руководители хотим казаться всегда правыми, выглядеть авторитетными, давать ощущение, что мы контролируем ситуацию. Это иллюзия, от которой нужно избавляться. Если руководитель старается придать своим поступкам важность — это грех бизнеса, как и иллюзия контроля и желание не выглядеть лохом. Я не признаю игры в маски серьезности, болезненности, открытости. Будь таким, какой ты есть и все будет получаться.

Ищите в других качества, которых нет у вас

У меня был хороший партнер, он погиб четыре года назад в авиакатастрофе. И я почувствовал, как мне не хватает его раздраженности и неудовлетворенности. Старайтесь искать в партнере качества, которых у вас нет. Оставляйте место для критики. Это драйвер и помогает бизнесу. Вообще партнер должен соответствовать простым человеческим критериям, этого достаточно.

Четко регламентируйте отношения с партнерами

Дружба и бизнес совместимы. Мне кажется, что с друзьями комфортнее строить бизнес, особенно в начале развития. Близкие по духу люди дают более яркие ощущения от бизнеса. Но именно друзья острее реагируют на критику, с ними сложнее в трудных ситуациях. С ростом бизнеса люди часто начинают упрекать друг друга. Ценно умение договариваться. Если один из ваших партнеров не участвует активно в бизнесе, договоритесь: или вы выкупаете у него его часть, пока стоимость бизнеса не выросла, или же он «спящий» партнер. То есть всем управляете вы, и получаете долю от управления. Формализуйте отношения с партнером — написанное пером не вырубишь топором. Раз договоритесь, и потом проблем не будет. Иначе бизнес будет строиться на упреках и недоверии.

Растите работников внутри бизнеса

Ваши сотрудники понимают ваш бизнес. В моей компании трое сотрудников доросли до директоров и, так или иначе, стали моими партнерами. Например, последний директор компании «Дымов» несколько лет назад пришел на позицию с зарплатой в $400 и был незнакомым мне человеком. Сейчас он не просто директор, он мой партнер.

Делегируйте полномочия

Рост компании — это серьезный экзамен. Когда сотрудников в компании становится не 10, а 100 или 1000, нужно искать в себе силы доверять и делегировать полномочия. Доверяя человеку — руководителю звена, не лезьте к нему в работу, иначе отобьете уверенность. Он будет возвращать вам на согласование любое решение, и вовлечет вас в рутину. Пока бизнес жестко не структурирован и не формализован вы будете часто сталкиваться с проблемой подбора руководителей. Распишите задачи, которые вам предстоит решить. Нанимайте руководителей в зависимости от этих задачи.

В компании «Дымов» были периоды, когда я долго не мог подобрать директора из-за желания самому контролировать процессы, страхов и недоверия. Важно понять, что есть люди, которые лучше тебя делают то, что ты начал. Для меня важно оставаться для компании ментором, чтобы они чувствовали, что дух компании остается прежним.

Проект «Республика» долго не удавалось вытащить на операционную прибыль. Но моя задача была создать имидж магазина, чтобы туда приходили за настроением, эмоциями, продажи я отдал специалистам, включил в работу людей заточенных на ежедневную монотонную деятельность, тем, кто хорошо и цинично занимаются ритейлом.


Избегайте легких денег

Кажется, что больших ошибок в жизни и в бизнесе я не делал. Я не изменял себе и своим убеждениям. Это удерживало меня от серьезных ошибок. Порой кажется, что легкие деньги сделают тебя счастливым. Это неправда. Я всегда работал упорно, и даже избегал легких денег.

Читайте не только бизнес-литературу

Большое впечатление на меня произвели книга австрийского психоаналитика, бывшего узника концлагеря Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» и биография социолога Питирима Сорокина. Эти книги даже больше влияют на мой бизнес, чем бизнес литература. Из специальной литературы могу отметить книги Питера Друкера, Филипа Котлера. Вдохновляют книги Ричарда Брэнсона.

Как выбрать нишу в бизнесе

Кормить людей, защищать людей, лечить людей и учить людей. Если вы в одной из этих ниш это очень важно. Меня мой магазин «Республика», например, вдохновляет.

Не бойтесь брать чужие идеи

Нужно прислушиваться к чужим идеям. Я пользуюсь идеями и экспертными оценками своих сотрудников. Многие говорят, что уже где-то видели магазин «Республика». Я много путешествую, сам я такого же магазина не встречал. Доля правды есть в том, что все в жизни уже придумали до нас и нам нужно улучшать, совершенствовать то, что есть. Люди друг друга вдохновляют — нормальное явление. Многое в бизнесе уже было сделано на западе и надо быстро брать и что-то копировать. Европейцы, например, ушли далеко в упаковке и логистике. Мне не стыдно взять чужую идею, но впрямую я никогда ее не копирую. В той же «Республике» многое сделано уже моими сотрудниками, которые тоже чем-то вдохновляются.

Заемные инвестиции или личные средства?

Всегда более успешный бизнес тот, который работает на заемные средства. Такой бизнес более жизнеспособен. Если цель вашего бизнеса просто прокормить себя, то лучше жить на свои. Если вы думаете, например, в дальнейшем выгодно продать компанию, то очков вам прибавит тот факт, что в развитии бизнеса участвует заемный капитал. Значит, ваша компания заточена работать на жестких финансах.

Учитесь и развивайтесь

В компании важна эмоциональная составляющая. Людям важно ощущение дружбы, понимания единомыслия. Для меня это было гораздо важнее, чем какие-то бизнес тренинги с сухим остатком от чужого опыта. Но технология в бизнесе тоже имеет большое значение. Я всегда пользовался услугами тренеров, коучеров, бизнес консультантов, чтобы понять психологический портрет людей, с которыми работаю, чтобы вдохновлять своих сотрудников, придавать им больше уверенности. Тренинг это такая штука, где не должны говорить ничего приятного, он призван побороть страхи и раскрыть шоры. Тренинг путем открытого конфликта помогает выйти на улучшение.

Рекомендую пользоваться услугами консультантов, они позволят вам убедиться, что способы, которые вы выбрали для развития, верны. Сам пользуюсь услугами только тех консультантов, которые имеют опыт работы в бизнесе или западное образование с очень сильными теоретическими знаниями.

Управляйте своими активами

У меня был проект, в котором я был младшим партнером, просто инвестировал средства — мы строили кирпичный завод. Но случился кризис и проект обанкротился. И я потерял не только свою долю, но и деньги, которые занимал этому бизнесу. Разом потерял 1 млн евро. И тогда я подумал, что смалодушничал, нужно было лучше управлять своими активами. Был бизнес в другом регионе, который не пошел, потому что вдохновение не передается на расстоянии. Модель бизнеса нужно строить на своего партнера или на себя.

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/