Виталий Гольденберг

Транспорт последней мили: как заработать на кикшеринге?

Транспорт последней мили: как заработать на кикшеринге?

Электросамокаты становятся в России только популярнее. Вместе с этим в наших городах растет и количество прокатов таких устройств. Не пора ли задуматься над открытием собственного кикшеринга? Такой бизнес требует относительно малых вложений и кажется на первый взгляд не таким сложным. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Что за кикшеринг вообще?

Все мы уже давно привыкли к такому сервису, как каршеринг. А относительно недавно в России появился еще и кикшеринг. Очевидно, что речь о поминутной аренде, правда, на этот раз не автомобилей, а электросамокатов. Такие устройства стали в последнее время настоящим трендом. В итоге скутеры заполонили улицы не только Москвы, но и других крупных российских городов.

Прародитель кикшерингов – российский предприниматель Василий Быков. Свою компанию Samocat Sharing он запустил в 2015 году. Годом позже свой кикшеринг под названием Telepod запустили в Сингапуре. А в 2017-ом бывший топ-менеджер Uber Трэвис Вандерзанен открыл в США свой проект под названием Bird. Сегодня это один из крупнейших сервисов по аренде самокатов в мире.

Что касается нашей страны, то, по данным портала «Трушеринг», сейчас парк российских кикшерингов состоит из порядка 90 тысяч самокатов, а количество пользователей по всей стране достигло 10 миллионов. И эти цифры будут только расти. При этом емкость отечественного рынка кикшеринга эксперты области оценивают в этом году в 10 миллиардов рублей.

Одновременно с этим в России сразу в несколько раз выросли продажи электросамокатов. По данным «AliExpress Россия», за последние полгода спрос на эти средства индивидуальной мобильности (СИМ) вырос в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А доля продаж электросамокатов составила примерно 90 от всего электротранспорта в нашей стране, представленного на площадке.

Почему это так популярно?

Во-первых, это удобно. Регистрация в любом кикшеринге проходит быстро, а сама аренда также не представляет особых сложностей. Такой транспорт позволяет с легкостью объезжать пробки. При этом электросамокат может двигаться значительно быстрее, чем просто пешеход. Усилий, в отличие от обычного самоката, он не требует, а значит получается экономия времени и сил. Управлять таким гаджетом достаточно легко – справится практически любой неподготовленный человек.

Сколько стоит открыть кикшеринг?

Очевидными плюсами кикшеринга, как бизнеса, обычно приводят следующие аргументы:

- Такой бизнес можно быстро открыть, максимум за несколько месяцев.

- Он не требует гигантских вложений на старте.

- Бизнес относительно прост, но быстро окупается.

А теперь давайте разберем вопрос более подробно.

В среднем с одного самоката можно заработать около шести тысяч рублей в сутки. Соответственно, чем больше самокатов в парке, тем больше будет доход. Но прежде, чем мечтать о потенциальной прибыли, необходимо посчитать размер обязательных вложений.

Стоимость электросамоката составит, как правило, не менее 30 тысяч рублей. Это без учета возможных оптовых скидок. Даже в небольшом городе вам понадобится построить хотя бы десяток пунктов выдачи СИМ. А в каждом пункте опять же нужно обеспечить хотя бы десять единиц транспорта. Арифметика здесь довольно простая. Для примера, выручка кикшеринга Whoosh с 30 тысячами самокатов в 17 городах составила в минувшем году почти 900 миллионов рублей.

Наиболее популярны для кикшеринг-бизнеса такие бренды электросамокатов, как Xiaomi и Ninebot, а также City-Bird. При выборе нужно в первую очередь обращать внимание на емкость аккумулятора. От этого зависит максимальная дистанция, которую пользователи смогут проехать на самокате без зарядки. Слабые аккумуляторы приведут к лишним проблемам, как, например, внезапные остановки в пути.

Помимо непосредственно самих электросамокатов, нужно будет вложиться еще и в оборудование, программное обеспечение и рекламу. От ПО, кстати, во многом зависит успех будущего бизнеса. Неудобное или проблемное мобильное приложение быстро оттолкнет потенциальных пользователей. На разработку программы могут уйти десятки миллионов рублей. Впрочем, есть варианты открытия бизнеса по кикшерингу без собственного ПО. Для этого крупные компании предлагают открыть свой прокат по системе франшизы.

Какие сложности могут возникнуть, если открыть кикшеринг?

Любой бизнес имеет свои нюансы и подводные камни. Так и здесь. Давайте разберем все по порядку.

Кикшеринг – бизнес, который использует общественное пространство. А значит нужно будет договариваться с городом, администрация которого может быть против того, чтобы по улицам рассекали люди на электрическом транспорте.

Прокат самокатов – бизнес сезонный. И если в южных регионах страны кикшеринг может работать круглогодично, то в средней полосе России сезон длится около семи месяцев.

Любая станция проката электросамокатов нуждается периодически в перезагрузке, мелком ремонте и другом обслуживании. На это может уходить до 20 процентов потенциальной выручки.

Также нужно учитывать возможный вандализм. Самокаты находятся все время на улице, а значит подвержены кражам и порче.

Какое будущее у кикшеринга в России?

Казалось бы, все понятно и можно смело открывать собственный кикшеринг. Однако, есть один важный вопрос, который нужно учитывать, прежде чем решиться на такой бизнес. Этим летом в разных городах России произошло сразу несколько серьезных аварий с электросамокатами, после которых власти крупных городов задумались о том, чтобы так или иначе ограничить этот вид транспорта. В итоге поднялась настоящая волна дискуссий, которая охватила даже ток-шоу на федеральных каналах.

Некоторые эксперты призывают даже запретить электросамокаты в городах, так как они якобы стали угрозой здоровью пешеходов. До радикальных действий пока, к счастью, не дошло. Однако, в Петербурге силовики провели обыски в офисах сразу нескольких сервисов аренды самокатов. Позже администрация города ограничила скорость движения самокатов в центре северной столицы. Примеру Петербурга последовали и другие города – в целях безопасности они снизили максимальную скорость движения такого транспорта, в первую очередь там, где много пешеходов.

Не прекращаются и разговоры о том, чтобы приравнять электросамокаты к мопедам. Пока это только дискуссии, но участившиеся аварии с участием СИМ могут изменить ситуацию. Сейчас самокатчики приравниваются к пешеходам, а значит им не нужны водительские права и особые разрешения, что позволяет сдавать такой транспорт в аренду практически любому человеку.

По словам издателя портала «Трушеринг» Юрия Николаева, любая из обсуждаемых мер по регулированию СИМ отразится на бизнесе и на конечной стоимости услуги для пользователей. При этом ограничение по возрасту и требование прав категории «М» снизит количество старых клиентов и приток новых, уверен он.

Партнеры
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/