Социальная ответственность малого бизнеса
Хотя по статистическим данным в сфере малого бизнеса задействовано 16 процентов трудоспособного населения, ему живётся нелегко: частые проверки различных инстанций, мздоимство, коррупционная составляющая подтачивают основы и не вызывают оптимизма.
Государство старается помочь, но с другой стороны, руководители предприятий должны нести социальную ответственность перед работниками. Это в первую очередь касается неукоснительного выполнения трудового и налогового законодательства. Также важным является соблюдения обязательств в социальной сфере.
В широком понимании социальная ответственность — это успешное и динамичное развитие малого предприятия, что подразумевает:
- создание дополнительных рабочих мест и обеспечение большей занятости населения;
- организацию производства и реализацию товаров и услуг, полезных населению;
- реализацию целевых социальных программ;
- своевременное наполнение бюджетов различного уровня;
- создание в коллективе здоровой нравственной и социальной атмосферы.
Неверны утверждения некоторых предпринимателей о том, что основная цель любого бизнеса — получение прибыли. Это, конечно, важно. Но, главное, при желании получать доход, не забывать о тех, чьими усилиями и трудом эта прибыль достигается.
Само понятие «социальная ответственность бизнеса» стало актуальным с 2005 года. Период неуправляемого развития прошел, и многие задумались о том, что правильно поставленная социальная работа — путь успешного продвижения. Как свидетельствует опыт европейских стран, социальная ответственность малого бизнеса способствует увеличению объема продаж и создания привлекательности для инвесторов. На некоторых предприятиях грамотно организованная социальная работа позволяет даже снизить себестоимость продукции.
Владельцев небольших предприятий настораживает термин «социальная ответственность». Почему-то сложилось впечатление, что это связано с дополнительными поборами со стороны государственных органов. Да, малые предприятия должны вносить свою лепту в благоустройства территории, вокруг зданий, в которых они размещаются. Но не более. К тому же это носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Все зависит от местной власти. Если она заинтересована в развитии города, района, то создает условия для развития малого бизнеса. Или просто не мешает ему спокойно работать.
Малый бизнес в Подмосковье развивается динамично. По данным статистики, в Москве и области сосредоточено более 10-ти процентов всех малых предприятий России. Ведь это основной поставщик новых рабочих мест. На крупных предприятиях основной упор делается на автоматизацию производственных процессов. Небольшие предприятия работают с использованием средств малой механизации. Поэтому на них занято большое количество работников. Правительство Подмосковья регулярно проводит конкурсы на выдачу целевых субсидий малому предпринимательству. Активно работает фонд региональных социальных программ, что благоприятно сказывается на общем развитии предприятий. Действует программа «Предпринимательство Подмосковья». Создан специальный электронный ресурс «Малый бизнес Подмосковья», где каждый может получить квалифицированную помощь и консультацию.
В 2015 году выделено 115 миллиардов рублей на реализацию четырех программ в Подмосковье:
- развитие частных детских садов;
- совершенствование предприятий, занимающихся ремеслами и народно-художественными промыслами;
- развитие фермерских хозяйств;
- оказание помощи небольшим организациям, работающим в сфере экологического туризма.
Авторитетный фонд «Наше будущее» в мае этого года признал программу лучшей среди всех субъектов России.
В Московской области начинающий предприниматель может получить субсидию в размере 58 800 рублей. По информации, полученной от министра экономики Московской области, доля малого и среднего бизнеса составляет 18 процентов в валовом продукте области. Это вдвое меньше, чем в Европе.
Социальная ответственность малого бизнеса заключается и в создании условий для самореализации личности. Идеальный вариант малого предприятия, когда работник идет на предприятие с удовольствием, а не через силу. Только в этом случае можно говорить, что руководителю не безразлична социальная атмосфера в коллективе.
В житейском понимании, социальная ответственность малого бизнеса — это создание комфортных условий труда, соответствующая заработная плата и производство востребованной продукции или услуг. Это произойдет, если руководитель будет характеризоваться, как человек ответственный и умелый организатор.