Виталий Гольденберг

Прорвемся! Какие перспективы ждут российский бизнес в 2023 году

Прорвемся! Какие перспективы ждут российский бизнес в 2023 году

2022 год выдался для россиян особенно непростым, в том числе и для предпринимателей. После начала спецоперации Запад массово ввел против нашей страны санкции, что существенно повлияло на привычные бизнес-процессы. Пришлось адаптироваться к новой реальности. О том, как это было, мы поговорили с коллегами по цеху.

Под знаменем специальной военной операции

24 февраля этого года Россия начала специальную военную операцию на территории Украины. И сегодня многие признают, что жизнь разделилась в тот день на до и после. Под различными западными санкциями наша страна жила уже не первый год и во многом сумела адаптировать свою экономику к этим ограничениям. Однако, новые пакеты санкций, которые ввели против России США, Европа и некоторые азиатские страны, все-таки смогли поначалу осложнить россиянам жизнь.

Так, в минувшем марте, согласно опросам, каждая пятая российская компания сократила или отправила на простой часть сотрудников. При этом почти 3% отказались минимум от половины штата. Чаще всего предприниматели жаловались тогда на падение выручки или сокращение количества клиентов, потери поставщиков и необходимость снижать текущие расходы. И только 14% предприятий заявили, что санкции не повлияли на их деятельность.

К 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран. К тому моменту часть российских активов была заморожена, многие российские банки уже были отключены от SWIFT, а европейские порты для отечественных судов – закрыты. Но главное – это запрет на экспорт большого количества товаров в нашу страну, включая автомобили, электронику и многое другое. Кроме того, западные компании одна за одной стали закрывать свои бизнесы в России.

Необходимая мобилизация

Неудивительно, что в этой ситуации российским компаниям пришлось перестроить рабочие процессы. Для некоторых предприятий даже встал вопрос о выживании. 21 сентября Владимир Путин объявил частичную мобилизацию, в рамках которой призвали 300 тысяч резервистов. Этот процесс также не остался незамеченным для российской экономики в целом и для отечественных компаний в частности.

В ноябре бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал результаты очередного опроса. Выяснилось, что каждая третья компания в нашей стране ощущает дефицит кадров. У 34% предприятий мобилизовали какую-то часть сотрудников. На тот момент почти 20% компаний не удалось найти замену этим работникам. Впрочем, большинство – 66% фирм – мобилизация вообще не коснулась. А свежие опросы показывают, что более половины российских компаний уже справились с трудностями, возникшими после 24 февраля.

О том, как отечественные бизнесмены пережили 2022-ой и какие перспективы ждут компании в новом году, мы поговорили с предпринимателями.

Со сложностями столкнулись все

Год стал трудным для всех видов бизнеса, включая пищевую промышленность и торговлю. Для «Останкинского завода бараночных изделий» самым сложным оказался рост цен на сырье. Как пояснила Порталу предпринимателей Валентина Лыкова, ведущий инженер-технолог по развитию производственной системы завода, «в короткие сроки пришлось искать аналоги зарубежного сырья среди отечественных производителей».

Задел компанию и кадровый голод. Сегодня, чтобы сохранить и развивать бизнес, предприятие активно расширяет каналы сбыта продукции, а при выборе поставщиков основной выбор падает в пользу отечественных производителей сырья. «С целью сокращения издержек своими силами внедряем Бережливое производство», - добавила Валентина Лыкова.

Из-за санкций пришлось перестраивать логистические цепочки и торговым сетям «Слата» и «ХлебСоль» в Иркутской области. По словам исполнительного директора сетей Ярослава Шиллера, ключевой проблемой стало обеспечение всех точек (262 магазина) бесперебойными поставками и наличием товара по доступным ценам.

«Замена уходящих брендов, санкции, разрывы поставок, быстрая ротация ассортимента с целью удержания покупателей и сдерживания роста стоимости продуктовой корзины, — это ключевые вызовы этого года. На сегодня, под занавес, можно уже резюмировать, что все эти вызовы оказались по плечу и по силам нашей компании и команде», - рассказал Ярослав Шиллер.

С необходимостью поиска новых поставщиков столкнулась и компания PestControlGroup, которая поставляет на рынок продукты для борьбы с вредителями. Как пояснил генеральный директор фирмы Евгений Белов, большую часть продукции раньше приобретали в странах, которые с 2022 года стали недружественными. Поэтому потребовалось длительное время, чтобы найти новых партнеров-производителей и наладить поставки. Впрочем, есть и позитивные стороны. Сегодня компания начинает выпускать продукцию под собственной торговой маркой.

Похожие проблемы с поставками возникли и у производителя детской одежды Lelu Kids. По словам основателя бренда Елены Лежневой, ткани для производства заказывают в основном из Турции. После того, как западные страны ввели санкции против российских банков, возникли сложности с оплатой. Однако, эту задачу со временем удалось решить. Одновременно компания искала альтернативные варианты поставок. В итоге производство удалось увеличить, равно как и прибыль.

А вот исполнительный директор городского сервиса «Зелёная капля» Светлана Швиндт рассказала Порталу предпринимателей, что для ее бизнеса самым сложным в этом году оказалось планировать развитие:

«Нестабильная экономическая ситуация несколько раз заставляла нас корректировать планы и формировать новые стратегии для продвижения компании. Кроме того, повысились оперативные затраты на функционирование сервиса».

Сегодня компания вкладывает больше собственного труда и старается выполнять максимум задач своими силами, без расчета на чью-либо помощь. При этом главным инструментом развития стал поиск возможностей по расширению.

Санкции сильно ударили и по цифровой сфере. По словам проектного директора Digital-агентства «Интериум» Айты Лузгиной, из-за массового ухода западных компаний с российского рынка, многие агентства лишились клиентов. Как следствие, многие отечественные специалисты лишились работы. На эту тему «Интериум» совместно с hh.ru даже провел исследование. Выяснилось, что после 24 февраля значительно уменьшилось количество вакансий в сфере маркетинга, рекламы и PR. При этом количество резюме, наоборот, возросло. Если раньше на одно место претендовало 6 человек, то после начала спецоперации конкурс вырос до 10. К новой реальности пришлось адаптироваться и «Интериум». И это несмотря на то, что клиенты агентства из России или дружественных стран.

«По понятным причинам перевели все соцсети клиентов с запрещенных и заблокированных на разрешенные. И теперь активно продаем услуги именно разрешенных площадок. Плюс в этом году у нас открылось новое направление по продвижению в Китае. Это и пиар классический, работа со СМИ, блогерами, ведение соцсетей и создание сайтов, полное сопровождение бизнеса или проекта по выходу на китайский рынок», - рассказала Айта Лузгина.

В целом, как считает коммерческий директор агентства Андрей Ермошкин, главной задачей в уходящем году стало удержать компанию на плаву. Особенные сложности возникали с планированием бизнеса, так как анализировать ситуацию можно было не далее, чем «на ближайший час». Несмотря на это, открылись новые возможности, включая обозначенное выше китайское направление:

«Мы очень активно развиваем Восток, в частности, Китай. Работаем с Индией, Эмиратами, Латинской Америкой. Все эти направления не новые для нашего агентства, но они достаточно новые для рынка. Если раньше они были не очень востребованы, то сейчас потребность в них возрастает».

По мнению Андрея Ермошкина, самое главное во время кризиса – не впадать в ступор. Необходимо видеть новые возможности, не опускать руки и начинать действовать. «Мы как специалисты должны прийти к клиентам и предложить им какие-то новые условия», - пояснил он.

Испытанием 2022 год стал и для ИТ-отрасли. Как рассказала Порталу предпринимателей партнер IT группы Открытие Майя Розина, в начале года компания активно перестраивала логистику:

«Пришлось полностью менять схемы доставки оборудования. Например, в марте поставщики не могли дать цены на свою продукцию. Тогда в работе у нас был ряд проектов, где в смете мы прописывали определенные позиции. Потом цены взлетели вверх. Это было критично с точки зрения построения бизнес-процессов, где мы заранее просчитывали бюджет».

Спасение пришло, когда российские власти ввели параллельный импорт. Тогда же удалось наладить работу со странами Азии и Латинской Америки. По словам Майи Розиной, уход ряда западных компаний показал, что приспособиться можно ко всему. Минувшей весной предприятие запустило производство собственного ПО, которым компания пользуется и сегодня.

Как пояснил эксперт кластера «РАЭК / ИИ» и генеральный директор компании DCS Александр Скоморохин, уход или приостановка активной деятельности части зарубежных компаний в России стали серьезным вызовом для его предприятия. Это повлекло за собой падение спроса на услуги и продукты. При этом наблюдается резкий скачок интереса заказчиков к отечественным разработкам в области ИИ.

«Мы рассматриваем текущие условия как открывшееся окно возможностей для того, чтобы привлечь профессиональные кадры, расширить набор ИТ-решений в портфолио и активно участвовать в переходе рынка на отечественные решения в области машинного обучения». – подытожил Александр Скоморохин.

Чего ждут предприниматели в 2023-ем?

Несмотря на непростой год, в 2023-ий российские бизнесмены смотрят с оптимизмом. Как рассказала Порталу ведущий инженер-технолог по развитию производственной системы ЗАО «Останкинский завод бараночных изделий» Валентина Лыкова, в следующем году компания ожидает увеличения объема продаж.

Исполнительный директор торговых сетей «Слата» и «ХлебСоль» Ярослав Шиллер надеется увидеть в следующем году «если не стабильности, о которой наивно сейчас говорить, то хотя бы не такой турбулентности и лучшей видимости в горизонте событий». При этом, по его словам, цели по развитию торговых сетей уже определены. Речь не только об улучшении сервисов и открытии новых проектов, но и наращивании поставок из Китая.

Увеличивать производство и прибыль планирует и основатель бренда детской одежды «Lelu Kids» Елена Лежнева. «Надеюсь, что глобальных потрясений в 2023 году не будет и все будет плюс минус протекать так же, как в этом году», добавила она.

Еще более лаконично пожелания на будущий год сформулировал генеральный директор PestControlGroup Евгений Белов: «Мира. Относительной стабильности. Развития и роста».

Исполнительный директор городского сервиса «Зелёная капля» Светлана Швиндт с надеждами на 2023-ий поосторожничала и считает, что «грядущий год может стать не менее богатым на внезапно возникающие сложности для малого бизнеса». В «Зелёной капле» при этом готовы к любым вызовам. По словам Светланы Швиндт, у компании есть четкое понимание, куда двигаться дальше.

С оптимизмом в будущий год надеется смотреть проектный директор Digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина. «Хочется думать, что следующий год будет лучше. Для себя в агентстве мы приняли такое решение, что нужно более тщательно следить за распределением ресурсов, потому что всегда очень сложно оценить, стоит ли затраченных усилий тот результат, который мы можем получить», - пояснила она. А вот коммерческий директор компании Андрей Ермошкин подвел небольшой итог уходящего года:

«Тренд 2022 года – и он перейдет в 2023-ий – это такое объединение и единение во всем. И в смыслах, и в работе, и в каких-то социальных процессах. То есть поддерживать друг друга, больше общаться, где-то искать компромиссы, создавать какие-то новые интересные направления».

О новых направлениях помнят и в ИТ-секторе. По мнению партнера IT группы Открытие Майи Розиной, будет активная интеграция с рынками Ближнего Востока, Латинской Америки и Индии. «Уже сейчас ясно, что Латинская Америка и Азия имеют все шансы для эффективного решения текущих кризисов», - считает она.

Активный интерес клиентов с Ближнего Востока и Индии уже сейчас видят в компании DCS. Как рассказал эксперт кластера «РАЭК / ИИ» и генеральный директор предприятия Александр Скоморохин, это касается, в частности, решений в области машинного обучения.

Позитивные ноты на 2023-ий озвучил коммерческий директор Digital-агентства «Интериум» Андрей Ермошкин. По его словам, меняется рынок, меняется общество, а потому меняются и подходы к бизнесу. И здесь, уверен он, бизнес должен быть на коне. При этом необходимо не только подстраиваться под новые условия, но и создавать эти условия:

«От 2023 года ждем только позитива. Все плохое когда-нибудь заканчивается и наступает хорошее. Поэтому будем верить и надеяться, и также продолжать открывать для себя какие-то новые направления, создавать новые проекты, а старым клиентам показывать новые рынки».

Партнеры
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://www.fcaudit.ru