Почему виртуальные примерочные Леонида Пячица спасут маркетплейсы в кризис?
О том, как справиться с проблемами фешн-ритейлеров и дать российскому e-commerce новый импульс развития, рассказывает системный аналитик и проектный менеджер Леонид Пячиц в преддверии форума «Сильные идеи для нового времени».
На фоне санкций онлайн-торговля — один из немногих секторов российской экономики, которые ждет рост оборотов и прибылей. Но чтобы вывести fashion-e-commerce на новый уровень, придется избавить его от издержек формата: например, от невозможности быстро примерить и оценить удобство вещей. Сделать это помогут такие проекты, как виртуальные примерочные инноватора Леонида Пячица — участника-заявителя форума АСИ и Росконгресса «Сильные идеи для нового времени».
Идея для создания онлайн-примерочной родилась около 10 лет назад: тогда Леонид, реализовывавший одну из своих разработок в сфере проекционных технологий, задумался над ее потенциалом в области фешн-ритейла — и спустя 10 лет нейросети наконец достигли в своем развитии точки, когда его стало возможно раскрыть. Приложение, способное снять «цифровую копию» силуэта человека и с помощью нейросети наложить его на типичную размерную сетку, перевернуло бы рынок онлайн-торговли одеждой: его главная проблема, как известно, — это недоступность функции примерить вещь до ее заказа и невозможность заказать образцы нескольких размеров на выбор.
Магазины и платформы по-разному пытались решить эту проблему, в том числе создавая сервисы по доставке до оплаты, но сталкивались с мошенничеством и логистическими проблемами: широко прогремел, к примеру, прошлогодний февральский случай с хищением вещей у курьера ЦУМа почти на полмиллиона рублей.
Кроме того, уходящие западные бренды планируют распродавать остатки своей продукции именно на маркетплейсах (такая информация уже просочилась в прессу об Inditex Group — владельце брендов Zara, Bershka и др.). Тем временем на горизонте, похоже, маячат новые локдауны, а крупнейшие торговые центры страдают от нехватки арендаторов — все эти тренды говорят о том, что российская торговля «вживую» в ближайшем будущем переживет серьезный кризис, а вот сегмент онлайн-коммерции, напротив, расцветет.
Именно ему и пригодится разработка системного аналитика и автоматизатора с 30-летним стажем Леонида Пячица: стартапер планирует совместить в одном приложении функционал по сканированию 3D-копии фигуры самого себя (это можно сделать не только с помощью обычной камеры, но и посредством устройства LiDAR, присутствующего на некоторых современных смартфонах), загрузке такой копии на устройство и сравнении ее с цифровыми моделями товаров, хранящимися на серверах продавцов и дистрибьюторов.
Выглядеть функционал приложения будет проще простого: однажды сняв с себя самого цифровой скан, пользователь будет заходить на маркетплейс или на сайт продавца, выбирать нужную вещь и, нажав на кнопку «Примерить виртуально», сканировать появившийся на экране QR-код в приложени, где хранится этот скан. Сравнив данные 3D-моделей, приложение само расскажет покупателю, какой размер ему подходит, а если производитель заранее произвел такое же сканирование для вещи, — и смоделирует одежду на нем.
Среди других позитивных эффектов разработки — уменьшение количества времени, проводимого пользователями за покупками, при росте средней корзины; рост доверия к маркетплейсам и объемов их продаж.
Разработав концепт проекта, Леонид решил подать заявку на участие в форуме «Сильные идеи для нового времени», проводимом Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Фондом Росконгресс. Инноватор уверен: форум поможет ему не только привлечь инвестиции в будущем, но и уже сейчас найти бизнес-ангела или ментора, который поможет проекту выстроить бизнес-коммуникации и набрать сильную команду разработчиков и аналитиков.
Ориентировочный срок, через который будет готов прототип приложения, — 1…1,5 года. Для отладки виртуальной примерочной планируется сотрудничество с гигантами российского фешн-ритейла — O’STIN, Lamoda, Wildberries — а в перспективе и внедрение похожего функционала в офлайне через QR-коды на полках рядом с физическими вещами.
А в контексте санкций и срочного поиска российским бизнесом отечественных IT-решений проект Леонида Пячица может оказаться не просто одним из способов модернизировать бизнес, но и экспортноориентированной разработкой, подходящей для масштабирования и лицензирования на рынках дружественных стран.