Портал предпринимателей SmallBusiness.ru

Франчайзинговые особенности бизнеса

Франчайзинговые особенности бизнеса

Франчайзинг представляет собой способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которого одна из сторон, называемая франчайзи, получает от другой – франчайзера – официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели.

Обычно такое право реализуется на условиях внесения платы – роялти – и действует при ведении деятельности в чётко установленном месте на основании положений, закреплённых в регламенте, с соблюдением качественных характеристик товара или услуги, применением нужной технологии, использованием определенного товарного знака.

Франчайзинг и МСБ


Считается, что в современных экономических реалиях франчайзинг – это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело, как для молодого предпринимателя, начинающего бизнесмена, так и для вовсе неопытного человека. Следует отметить, что согласно статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, – лишь 14 %.


Во многих развитых странах франчайзингу уделяется особое внимание и поддержка со стороны законодательной и исполнительной власти. Ведь открытие франчайзинговых предприятий вместе с созданием новых рабочих мест означает дальнейшую легализацию предпринимательской деятельности, повышение собираемости налогов. Франчайзер, исходя из своих договорных интересов, тщательно контролирует франчайзи на предмет финансовой прозрачности операций и достоверности его отчетности.


Очевидно, что использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики в целом.


Помимо этого, франчайзинговые сети выступают в качестве каналов трансфера инноваций, в которых франчайзер выступает разработчиком инноваций, а франчайзи является их потребителем и испытателем.


В развитии современного малого бизнеса существует целый ряд проблем, препятствующих полноценному раскрытию всего его потенциала и возможностей.


Предпринимателям требуется расширять рынки сбыта, привлекать специалистов в дилерскую сеть крупных фирм, устанавливать каналы взаимодействия малого и крупного бизнеса.


Для решения таких проблем требуются новые экономические механизмы, одним из них является франчайзинг, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса.


Франчайзинг в России и в мире


Россия, показавшая прирост почти 98% за последние годы, является одной из передовых стран по темпам развития франчайзинга.


По данным Российской Ассоциации Франчайзинга (далее РАФ) на 2012 год, в нашей стране насчитывается 485 франчайзеров и более 20 000 франчайзинговых предприятий (далее ФП). По этим показателям наша страна немного опережает Грецию (18 089 ФП на 11 млн.человек). Страной-лидером во франчайзинге являются США (более 800 000 ФП на 310 млн. человек). Также в тройке лидеров Китай (330 000 ФП на 1 339 млн. чел.) и Австралия (85 000 на 22 млн. человек).


Американский Портал Entrepreneur's ежегодно составляет рейтинги 500 лучших франшиз мира (Franchise 500®), исходя из финансовых и статистических данных. В первую 10ку в 2012 году входят малоизвестные в России компании, но её наиболее яркие представители популярны и принадлежат к сектору пищевой индустрии: Subway (2е место), McDonald’s (6е место), Pizza Hut inc. (9е место) и Duncin Donat’s (10е место). Все четыре компании занимают активные позиции на отечественном рынке, хотя франшизу McDonald’s на территории РФ приобрести нельзя.


Стоит отметить, что структура российского франчайзинга отличается от американского. В США распространены франшизы в B2B-сфере (28%) и fast-food (24%), в России, по данным РАФ, франчайзинг представлен следующим образом:

 

  • розничная торговля 45%;
  • предприятия питания 22%;
  • бытовое обслуживание 18%;
  • обслуживание бизнеса 9%;
  • производство 6%.


Первые российские франшизы проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», первая иностранная франшиза – корпорацией «Баскин Роббинс», сегодня охватывающей почти все уголки нашей Родины вплоть до Нового Уренгоя.


Франчайзинговая «кампания» в РФ проходит по двум основным направлениям: первое – проникновение иностранных фирм, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и второе – самостоятельное развитие франчайзинга отечественными фирмами.


Лидеры франчайзинга в России


Ассоциация ресторанов «Веста-центр Интернешнл» развивает по франчайзингу популярные концепции «Якитория» и «Гин-но таки». В столице работают только корпоративные «Якитории», а франшизы продаются на развитие ресторанов за пределами Москвы. Финансовые инвестиции – от $300 000 до $500 000, роялти – 5%. В городах, расположенных за пределами Московской области, роялти не взимается.


Subway – это лидер мирового рынка и один из крупнейших игроков в сегменте fast-food. Этой сетью охвачено более 99 стран, в которых работает около 35 000 ФП. В последние годы темпы роста Subway в России поражают воображение: сегодня на территории РФ уже более 287 заведений, а к 2015 году планируется расширить сеть до 1 300 ресторанов. Стоимость франшизы – $12 000, роялти – 8% от валого оборота, период окупаемости – 26 месяцев, прогнозируемая среднемесячная прибыль – 300 000 рублей.


Компания «Маркон» возглавляет сегмент street-food и развивает по франшизе сеть «Стардог!s», точки которой могут работать в формате мини-юнита, кафе на фуд-корте или автокафе. Финансовые инвестиции – от $50 000, паушальный взнос – $3 000, роялти – 5%.


«Пятерочка», в составе этого продовольственного бренда корпорации X5 Retail Group насчитывается около 500 ФП. Минимальная площадь, на которой должен располагаться магазин франчайзи, – от 300 до 1100 кв. метров. В число обязательных требований входит наличие подъездного пути, разгрузочного узла, интернета и телефонной связи.


«Бэби-клуб» – сеть детских развивающих клубов, находящаяся более 11 лет на рынке и уже более 2 лет компания, готовая предоставлять свой опыт для работы партнеров в различных регионах России. К концу 2011 г. насчитывается 72 ФП. Стоимость франшизы (на 2013 год) – 800 000 руб., роялти в 1й год – 12 000 руб., период окупаемости – 24 месяца, прогнозируемая среднемесячная прибыль – от 100 000 руб. до 200 000 руб. в Москве и от 70 000 руб. до 150 000 руб. в регионах.


Студия маникюра Лены Лениной – единственная компания в сегменте экспресс-маникюра, имеющая «своё лицо» одноименного писателя и издателя. Стоимость франшизы – 300 000 руб., роялти – 10 000 руб., период окупаемости – 22 месяца, прогнозируемая среднемесячная прибыль – 170 000 рублей.


ОАО «Лукойл», во владении которого находится около 200 станций, работающих на условиях франчайзинга. К компаниям, которые хотят сотрудничать с корпорацией, предъявляются следующие требования: объем инвестиций от $25 000, наличие коммерческого опыта и лицензии на розничную реализацию нефтепродуктов.


Компания «1С» – разработка, дистрибьюция, издание и поддержка компьютерных программ делового или домашнего назначения. «1С» ведет работу с пользователями посредством разветвленной партнерской сети, включающей более 10 000 партнеров из 600 городов 23х стран. Основные требования к франчайзи – прохождение как минимум двумя сотрудниками компании сертификации и аттестации по каждому компоненту «1С: Предприятие».


«Экспедиция» – розничная сеть, работающая на стыке туристического и сувенирного сегментов. Считается, что весь период открытия магазина занимает от 2х недель до 2х месяцев. Франчайзинговые фирменные магазины могут быть открыты в форматах: «Территория ярких впечатлений» и «Оранжевый джип». В настоящее время установлена нулевая оплата за франшизу.


«ЧистоFF» – сеть прачечных самообслуживания. Франчайзинговая программа включает в себя полное сопровождение проекта: от момента подписания до запуска предприятия. Стоимость франшизы – 150 000 руб., роялти – 8 000 руб., период окупаемости – 20 месяцев, прогнозируемая среднемесячная прибыль – 150 000 рублей.


Пути расширения франчайзинговых бизнес-горизонтов


Понятия «франчайзинг» и «малый бизнес» тесно переплетены. Малый бизнес выступает в качестве реальной базы для франчайзинга, а франчайзинг – как действенный механизм для подъема малого бизнеса. Заметное оживление деятельности франчайзинговых схем в малом бизнесе актуально и важно.


Основные моменты, сдерживающие развитие франчайзинга в стране, связаны с несовершенством законодательной базы по защите интересов каждой из сторон сделки, а также с отсутствием финансовой поддержки со стороны банковских структур. В частности, речь идет о предоставлении кредитов на приобретение и развитие франчайзинга.


Сбербанк России один из немногих банков, предлагающих программу кредитования для тех, кто собирается открыть свой бизнес по системе франчайзинга. При этом на срок до двух лет сумма кредита может составлять до 70% инвестиций под 18,5% годовых.


Также отсутствуют механизмы действенного контроля за франчайзинговыми операциями и отечественная система стандартов франчайзинговой деятельности, отвечающая современным рыночным условиям.


В развитых странах малое предпринимательство давно стало одним из ключевых экономических факторов. Оно дает основную долю ВВП и обеспечивает высокий процент занятости населения (в странах ЕС до 70% ВВП и 72% рабочих мест, в Японии - более 60% ВВП и 75,3% рабочих мест, в США – до 40% ВВП и более 50% рабочих мест).


Возможно, франчайзинг – тот самый инструмент, который будет способствовать росту российского бизнеса, повысит его вклад в производственном и воспроизводственном процессах, а также приблизит вероятность построения по-настоящему стабильного будущего нашей страны с развитым слоем малого и среднего предпринимательства.

 

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/