Что малый бизнес ждет от государства?

В условиях экономической нестабильности малый бизнес России сформулировал четкий запрос к государству. По результатам анализа медиаполя, предприниматели рассчитывают не на разовые меры поддержки, а на системные изменения, которые снизят административное давление и дадут возможность для долгосрочного планирования. Какие именно шаги властей считают наиболее важными представители МСП, выяснили в новом исследовании.
Государственные меры поддержки
В условиях современных экономических реалий государственная поддержка стала для малого и среднего бизнеса не просто помощью, а критически важным инструментом выживания и роста. Власти сформировали широкий спектр мер, охватывающих практически все болевые точки предпринимателей — от стартового капитала до выхода на международные рынки. Анализ публикаций в СМИ и открытых данных позволяет составить четкую картину этих мер поддержки.
Наиболее активно обсуждаемой и, по всей видимости, самой востребованной остается прямая финансовая помощь. В приоритете у бизнеса — безвозвратные субсидии и гранты. Они особенно важны для капиталоемких и социально значимых отраслей: в сельском хозяйстве (программы «Агростартап», компенсации на приобретение племенного скота), в туризме (субсидии на создание модульных отелей) и в промышленности (компенсации затрат на научно-исследовательские работы).
Параллельно с этим высок спрос на льготное финансирование. Для начинающих предпринимателей и социально уязвимых групп ключевым инструментом становятся безвозвратные выплаты по социальным контрактам. Для более зрелого бизнеса, особенно в регионах с особым экономическим статусом (ТОР), жизненно важны сниженные ставки по аренде, налоговые каникулы и другие преференции, повышающие рентабельность инвестиционных проектов.
Однако одних денег недостаточно. Все чаще бизнес озвучивает запрос на качественное изменение взаимодействия с государством. Ключевое ожидание здесь — цифровизация и снижение административных барьеров.
Предприниматели ждут от властей работающей модели «одного окна» — единого и простого механизма получения всех видов поддержки, который избавит их от необходимости собирать одни и те же документы для разных ведомств. Успешные примеры такой практики уже есть в регионах и подтверждают ее востребованность. В Хабаровске, к примеру, действует механизм, упрощающий доступ бизнеса к инфраструктурным и финансовым мерам поддержки. Эта система позволяет предпринимателям быстрее получать разрешения и участвовать в региональных программах. Отдельно бизнес отмечает эффективность работы через институты развития Дальнего Востока, которые предлагают специальные режимы для привлечения инвестиций. Такой подход не только экономит время, но и повышает прозрачность получения помощи.
Этот кейс показывает, что бизнес ждет комплексных решений, которые учитывают всю цепочку потребностей — от старта проекта до его масштабирования.
Согласно исследуемым публикациям, не менее важен и инфраструктурный аспект. Для промышленных, аграрных и туристических проектов возможность получить землю или производственные помещения на льготных условиях часто значит больше, чем прямая субсидия. Запрос на эту меру поддержки звучит особенно громко в регионах, где с подходящей инфраструктурой есть сложности.
Помимо традиционных мер, формируется запрос на новые форматы поддержки. Бизнес начинает видеть свою роль в решении социальных задач, ожидая встречных шагов от государства. Речь идет о субсидиях работодателям за трудоустройство уязвимых категорий граждан: многодетных родителей, инвалидов, одиноких матерей. Также растет интерес к софинансированию корпоративных программ здоровья сотрудников, что власти могут стимулировать через налоговые вычеты или гранты.
Наконец, для компаний, ориентированных на рост, ключевой является поддержка продвижения и экспорта. Наиболее востребованы меры по компенсации затрат на участие в отраслевых выставках, а также программы по выходу на международные рынки. Эта помощь особенно актуальна для производителей товаров народных промыслов, предприятий АПК и креативных индустрий.
Бизнес упирается в «бетонный потолок» системных проблем
Широкий спектр государственных мер поддержки сталкивается с суровой реальностью операционной деятельности малого и среднего бизнеса в регионах. Как показывают данные мониторинга публикаций в СМИ, предприниматели по всей России продолжают сталкиваться с рядом острых, системных вызовов, которые не решаются точечными субсидиями.
Одна из самых критичных проблем, носящая общероссийский характер, — острейший дефицит квалифицированных кадров. Особенно сильно он ударяет по Хабаровскому краю, где к общей нехватке специалистов добавляется фактор миграционного оттока населения. Отрасли ЖКХ, промышленности, транспорта и сферы услуг испытывают сложности с поиском водителей, технических специалистов и линейного персонала. Ситуацию усугубляет старение кадров, недостаток профильного обучения на местах и необходимость привлекать работников из других регионов, что неизбежно повышает издержки.
Параллельно в южных регионах, Москве, Подмосковье и Перми представители общепита, туризма и сферы услуг отмечают растущую сложность соблюдения трудового законодательства. На фоне снижения маржинальности бизнесу финансово тяжело обеспечивать даже обязательные условия: зарплаты не ниже МРОТ, проведение медосмотров, закупку средств индивидуальной защиты и качественное обучение по охране труда. При этом в туристических кластерах растет запрос от клиентов на более высокое качество сервиса, создавая дополнительное давление на предпринимателей.
Серьезным тормозом для развития становятся инфраструктурные ограничения. В Тюмени, Ростове-на-Дону и Приморье бизнес жалуется на хроническую изношенность коммунальных сетей, частые аварии и недостаток инвестиций в обновление жилья, транспорта и общественных пространств. Для туристического и девелоперского бизнеса в Приморье особой болью являются административные ограничения на развитие новых маршрутов, включая круизные. Повсеместно ощущается нехватка качественной инфраструктуры для самого бизнеса: современных офисов, складов и логистических парков.
Не менее остро, особенно в южных регионах, Владивостоке и Татарстане, стоит проблема сбыта и привлечения клиентов. Представители ритейла, общепита и сервисов констатируют, что традиционные методы маркетинга перестают работать. Бизнес осознает острую необходимость перехода на новые каналы продаж — онлайн-агрегаторы и маркетплейсы, — но зачастую не имеет для этого компетенций и ресурсов. Ситуацию усугубляет снижение покупательной способности населения и растущая конкуренция с федеральными сетевыми компаниями.
Рост операционных издержек — универсальная проблема для производств, общепита, торговли и строительства в Татарстане, Ростовской области, Пермском крае, Краснодаре и Приморье. Предприниматели называют главными драйверами роста цен высокие логистические расходы и проблемы на таможне, а также постоянный рост стоимости сырья, услуг ЖКХ, аренды и коммунальных платежей. Несмотря на политику импортозамещения, сохраняются сложности с обновлением оборудования и доступом к качественным комплектующим. Удар наносит и ужесточение денежно-кредитной политики: рост банковских ставок делает кредиты малодоступными для МСП.
Наконец, фундаментальной проблемой остаются административные барьеры. Во всех регионах, особенно в крупных промышленных центрах, бизнес указывает на удушающую бюрократию, сложность получения разрешений и согласований, а также на частые изменения в законодательстве, которые не дают возможности для долгосрочного планирования. Высокая налоговая нагрузка и сложности с подтверждением стажа для получения льгот и субсидий завершают картину регуляторного пресса, который сводит на нет эффективность многих мер поддержки.
На деньги жалуются реже, чем на правила
Проанализировав весь спектр проблем, малый и средний бизнес сформировал четкий и иерархичный список ожиданий от государства. Данные мониторинга СМИ показывают, что, вопреки стереотипам, запрос предпринимателей не сводится только к прямому финансированию. На первом месте — ожидание системных изменений, которые создадут условия для устойчивого роста.
Тем не менее, материальная поддержка остается критически важным направлением. Бизнес ждет не разовых инъекций, а расширения и усовершенствования уже существующих финансовых инструментов. В приоритете — увеличение объемов грантов и субсидий, а также обеспечение реального доступа к льготным кредитам с приемлемыми ставками. Отдельный и крайне актуальный запрос — целевые субсидии на развитие и обновление изношенного оборудования, что напрямую связано с проблемами импортозамещения.
Параллельно звучит требование к государству выступить в роли сдерживающего фактора для роста издержек. Предприниматели ждут законодательных и регуляторных мер, которые позволят сдержать тарифы на коммунальные услуги для МСП, а также упростят логистические и таможенные процедуры, напрямую влияющие на себестоимость товаров.
Осознавая остроту кадрового кризиса, бизнес ждет от государства стратегических решений в области поддержки кадрового потенциала. Ключевое ожидание — развитие системы профессионального образования и переподготовки на базе реальных потребностей рынка, а также создание федеральных и межрегиональных программ по привлечению и адаптации специалистов, включая решение жилищных вопросов.
Почти равный по значимости запрос бизнес формулирует в сфере социальной стабильности. Речь идет не о благотворительности, а об инвестициях в среду, которая делает бизнес привлекательным для жизни и работы. Предприниматели ждут поддержки проектов по озеленению, благоустройству, а также программ, напрямую нацеленных на сохранение малого бизнеса как основы социально-экономического благополучия городов и поселков в условиях кризиса.