14 шагов для сокращения издержек
В трудный период малый бизнес могут поддержать успешные продажи и управление расходами. От того, насколько грамотно вы управляете тратами, зависит прибыльность компании, ее устойчивость. Рассмотрим главные способы уменьшения издержек для малого бизнеса.
1. Арендуйте более дешевую коммерческую недвижимость
Тренд вынесения офисов и точек продаж из центра на периферию появился не сегодня. Но в настоящем времени это становится глобальным вопросом для многих предпринимателей: стоимость квадратного метра недвижимости в спальных районах на порядок ниже. А посещаемость, скажем, предприятий сферы услуг (парикмахерской, автосервиса, химчистки) может быть даже выше. Также подумайте, нужен ли вам такой большой офис, торговый зал или склад? Возможно, уменьшение площади арендуемой недвижимости сократит издержки.
2. Арендуйте жилое помещение
Другой способ – аренда жилого помещения, которое обойдется существенно дешевле коммерческой недвижимости. Для небольших организаций (нотариальная контора, небольшой салон красоты) в спальном районе жилое помещение может оказаться удобным вариантом сокращения расходов для бизнеса.
3. Откажитесь от офиса
Альтернативой могут стать регулярные встречи команды в коворкинге и использование программ для совместной удаленной работы. Но, как правило, долго в таком режиме организация существовать не может. Офис (хотя бы очень маленький) открывать в итоге все же придется.
4. Часть сотрудников переведите на удаленку
Оптимизация штата для снижения бизнес-расходов совсем не обязательно грозит увольнением части сотрудников или срезанием им зарплаты. Таких радикальных методов можно избежать, если перевести часть специалистов на удаленный режим работы.
5. Снижайте налоговую нагрузку
Проверенный метод снижения налоговой нагрузки – переход на спецрежим (ЕНВД, УСН, ЕСХН, патент). Налоговые льготы получают организации, которые развивают инновационные производства, предприниматели без наемных работников, самозанятые и т.д.
Организации с относительно невысокой выручкой могут получить освобождение от уплаты НДС. Для этого ИП или ООО должны быть на общей системе налогообложения, заниматься не подакцизными товарами, а выручка за квартал не должна превышать 2 млн рублей без учета налогов.
6. Используйте аутсорсинг вместо непрофильных отделов
Многие компании малого бизнеса предпочитают пользоваться услугами внешнего подрядчика по юридическим или бухгалтерским вопросам, дизайну, созданию и поддержке сайтов и т.д.
Плюсы такой стратегии понятны. Не нужно тратиться на содержание и обучение персонала. Вы нанимаете персонал (сотрудника) на проект, это сдельная оплата труда (за проект или за конкретные объемы работ, а не по ставке в месяц штатному специалисту).
7. Откажитесь от неэффективных инструментов маркетинга и рекламы
Сократите расходы на рекламу и маркетинг. В эпоху соцсетей и авторского контента результативные маркетинговые каналы больше не работают. Поэтому стоит сесть и внимательно пересмотреть все свои инструменты продвижения.
8. Откажитесь от нерентабельных проектов
Есть проекты, которые создаются для имиджа компании. Они, как правило, убыточны. Подумайте, так ли они для вас важны в сложный период, когда нужно сокращать издержки. Посмотрите на динамику выручки и проанализируйте ее. Решите, что можно сократить.
9. Совместные промо и бартер
Для сокращения бизнес-издержек можно объединяться и проводить совместные промо и рекламные акции, например, с соседями по торговому или бизнес-центру. Такая схема подходит для тематически связанных бизнесов. Например, фотостудия и салон красоты могут заказать один большой рекламный баннер на фасад своего здания. Вы не только существенно экономите бюджет на маркетинг, но и расширяете аудиторию покупателей.
Выделите бюджет на удержание старых покупателей: их легче привлекать. При этом не отказывайтесь от рекламы совсем, не забывайте про бесплатные способы привлечения трафика.
10. Используйте бартер – услуги или товары по обмену
Однако у этой схемы есть и минусы: при заключении бартерных сделок остро встает вопрос о налогах и прочих выплатах.
11. Проверьте «прочие расходы»
В каждом бизнесе есть статья «Прочие расходы». Она не связана напрямую с получением прибыли. К таким нестратегическим расходам относятся закупка канцелярии, оргтехники, питание сотрудников, корпоративы и т.д. Сократите эти расходы, чтобы оптимизировать издержки. Подсчитано, что пересмотр непрофильных расходов помогает снизить издержки до 30%, что для малого бизнеса может оказаться спасительным в трудные времена.
12. Закупайте б/у вместо нового оборудования
Закупки оборудования для основной деятельности фирмы и даже для полноценной рабочей обстановки сотрудников в офисе невозможно исключить совсем. Но совсем не обязательно покупать все новое. Например, зачем новый дорогой плоттер в типографию, витрины для магазина или профессиональная кофе-машина, если можно найти такой же товар хорошего качества на вторичном рынке?
Купив подержанную технику в приличном состоянии, можно сэкономить до 50% бюджета на организационные расходы.
13. Автоматизируйте бизнес-процесс и сервис
Опытные и трудолюбивые сотрудники – половина успеха бизнеса. Однако совсем не обязательно держать большой штат профессиональных и высокооплачиваемых специалистов на одном направлении деятельности. В малом бизнесе достаточно одного или двух стратегов или управленцев. А всю работу по отлаженным схемам, текучку и аналитику можно доверить специальным программам. Таким образом, вы сократите издержки на зарплату сотрудников и сделаете бизнес-процессы более отлаженными и оперативными.
14.Сократите бизнес-расходы
Это стратегия работает во все времена. Даже если вы просто, уходя из офиса, не забываете выключать компьютер и гасить свет (и всех своих сотрудников попросите), это тоже экономит немалую часть бюджета.
Между тем стоит понимать, что конкретные статьи издержек для одного малого предприятия могут быть неприемлемы для другого. Поэтому оцените свой бизнес и решите, без каких позиций вы можете обойтись, а без каких нет. Главное, чтобы издержки не сказались на бизнесе, и компания приносила прибыль.