31.07.2013
Виктор Зажицкий, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Леонид Эдлин, АКМ «ИнтелСпорт», креативный директор: всё об интеллектуальных играх

Леонид Эдлин, АКМ «ИнтелСпорт», креативный директор: всё об интеллектуальных играх

Леонид Эдлин: «Многие предприниматели знают: вот сейчас они делают некий стартап и это им должно приносить в будущем деньги. Я, когда начинал, понимал, что это – скорее удовольствие. Я делал такое место, в которое мне было бы самому интересно и комфортно прийти.»

О персоне: Леонид Эдлин, креативный директор АКМ «ИнтелСпорт», президент Клуба «60 секунд».

Про предпосылки

Мне всю жизнь было интересно заниматься на работе тем же, чем интересно заниматься по жизни. Я всегда старался организовать свою жизнь так, чтобы работа и бизнес хотя бы отчасти совпадали с хобби. Так как я очень любил активный спорт и занимался спортивной журналистикой, я начал заниматься организацией корпоративных спортивных мероприятий, открыл с партнёром компанию – event-агентство – которое до сих пор существует, прекрасно работает и занимается в том числе организацией и спортивных мероприятий. Позже, когда мне более интересна стала сфера интеллектуальных мероприятий, я увлёкся интеллектуальными играми: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», покер, «Мафия» и прочими. Поскольку эта сфера стала представлять для меня большой интерес, я переориентировал часть своей компании на проведение именно таких мероприятий. С точки зрения бизнеса, ниша интеллектуальных игр, в тот момент, когда мы начинали, была совершенно свободна. Да и сейчас она, в общем-то, почти никем не занята.

Про то, как всё начиналось

Дело было так. В 2003–2004 годах я познакомился с Максимом Поташевым, известным знатоком телеклуба, который задолго до нас проводил корпоративные мероприятия в стиле интеллектуальных вечеринок. Познакомившись с ним, я понял, что направление интеллектуальных игр можно успешно развивать и что на нём можно довольно прилично зарабатывать. Свою деятельность мы начали с того, что стали дважды в год проводить корпоративные кубки по игре «Что? Где? Когда?». На первый Кубок собралось около 15 команд, в основном – московских, хотя потом приезжали и из Питера, и из Екатеринбурга. Кубки проходят до сих пор, только теперь уже трижды в год. Выросло и число команд – в рекордные годы их число доходило до 30-ти. На основе этих Кубков со временем возникло целое движение. Можно сказать, что поначалу это был такой event-бизнес – одна из многочисленных программ агентства «Интел-спорт», совладельцем которого я являюсь. Мы начали предоставлять в том числе и программу интеллектуальных корпоративов, которые прекрасно годятся в общем-то для любого мероприятия: большинство клиентов, с которыми мы работаем, – это всё таки люди, которые хотя бы отчасти занимаются интеллектуальным трудом. Поэтому один из вариантов почти любой программы всегда включает в себя индивидуальную составляющую, какую-нибудь игру.

В какой-то момент среди друзей возникло мнение, что не хватает такого места, в которое можно просто прийти вечером своей компанией, посидеть и под кружку пива не просто футбол посмотреть, а поиграть в какие-нибудь «вопросы-ответы». Как раз в тот момент – удачное совпадение – от одного из дружественных нам ресторанов поступило предложение провести пробную игру для нескольких команд. Кто бы знал, что эта инициатива приведёт к тому, что через четыре года в Москве уже будет порядка 300 команд и что клубы откроются в 6 городах России?

Про идею

Нужно отметить, что эта идея зарождалась не как бизнес. В отличие от event-программ, которые изначально планировались для продажи и продвижения среди потенциальных дилеров, эта идея была в большей степени развлечением и откликом на просьбу владельцев этого ресторана. Но после нескольких попыток мы поняли, что у нас получается. Сначала было 3 команды, потом 5, потом – 10, потом 2 лиги, 3 лиги... Игра говорит сама за себя, и объяснить этот успех можно тем, что людям она нравится и они рассказывают об этом другим. Вот с чего начинались социальные сети? С «лайков» и перепостов. Собственно, в нашем деле те же «лайки» и перепосты, только в живом общении: ты проводишь игру для шести человек, на следующую игру приходят пять с прошлой игры, а шестой – новый. Этот новый играет и приводит на следующую игру свою команду. И вот когда мы поняли, как это работает, мы поставили процесс на коммерческие рельсы. Опять же, очень удачно подоспело приглашение от Сообщества менеджеров Executive, теперь уже наших постоянных партнёров. Они предложили: «Мы пригласим наших читателей, наших участников, а вы проведёте для них игру». Мы согласились, и с тех пор – с 2010 года – запустили эти вечеринки. На данный момент в трёх лигах только серии Executive играет порядка 120 команд. Есть лиги, организованные с другими партнерами, есть лиги ресторанов, но вот серия Executive – основная, её мы изо всех сил развиваем и продвигаем в другие города.

Про особенности «гражданской» версии «Что? Где? Когда?»

В России есть спортивное «Что? Где? Когда?»: оно выросло из телевизионной передачи, но потом стало отдельным проектом, отдельным миром, основанием для которого послужили студенческие сообщества, вузовские вечеринки и тусовки. Это спортивная федерация, которая проводит совершенно нормальные спортивные соревнования: начиная от чемпионатов вузов, заканчивая чемпионатами мира. Есть иерархическая структура проведения соревнований, с которой мы не конкурируем, как раз наоборот: вступили в некое параллельное существование. В чём суть спортивного «Что? Где? Когда?»? Там, как правило, сложные вопросы, требующие специальной подготовки: нужно что-то читать, тренироваться, знать определённые приёмы. Для участия в спортивной версии игры нужно много знать, это правда. И голова должна быть определённым образом настроена. Но большинству нормальных людей, обычным офисным работникам это не интересно. Им хочется после работы придти вечером и за кружкой пива не просто расслабиться, но и поиграть со своими друзьями. И я встал на место таких людей, сам, кстати, являясь обычным, нормальным офисным работником: я более-менее неплохо зарабатывал, мне было не жалко потратить пятьсот – тысячу рублей за вечер, чтобы получить удовольствие, поесть и выпить.

Про вопросы

Я могу громко заявить: «Это не страшно». Это не страшно, это не больно и это не стыдно. Человек, который приходит, даже если он никогда ни в какие интеллектуальные игры не играл, даже кроссворды не разгадывал, всё равно сможет играть, потому что из 36 вопросов, которые мы предлагаем, хотя бы на 3 ответят все команды. Мы специально так подбираем вопросы, чтобы никто не ушёл «с нулём». А если ты ответишь ещё на 2 вопроса, просто откуда-то из глубины взяв идею, которая поможет дать ответ, ты уйдёшь довольный и счастливый: да, я сегодня помог команде. Пусть кто-то взял 20-30, это неважно – победители есть всегда. Играют же отчасти ради удовольствия. Не зря же на олимпиадах участвуют африканские спортсмены на лыжах! Так бывает и здесь: это интересно, это удовольствие и это кайф. И это не страшно.

Вопросов очень много – десятки тысяч. В основном берутся те вопросы, которые отыгрываются на различных спортивных турнирах, но они адаптируются под нашу аудиторию, они подбираются так, чтобы этой аудитории было интересно играть. Хотя я могу сказать, что люди, которые играют в высшей лиге, достигли уровня достаточно сложных вопросов и им неинтересно уже играть простые вопросы. Таких команд 45 – 50. Остальные играют вопросы чуть полегче уровнем.

Это – одна из составляющих успеха. Казалось бы, ничего сложного мы не делаем: берём вопросы, собираем людей, задаём вопросы. Это не совсем так. Нужно иметь вкус к подбору вопросов, чтобы они, с одной стороны, были интересны, с другой, были не сложными, с третьей – позволяли соревноваться.

Про то, как и где играть

С переменным успехом наш клуб действует в Киеве, Казани и Самаре. Это 3 города, в которых клуб находится на уровне старта и сложного развития. Совершенно прекрасные клубы действуют в Санкт-Петербурге и Ижевске – там нашлись люди, которым это интересно. На самом деле, аудитория есть в любом крупном городе, даже Ижевск – не такой крупный город, даже не миллионник, тем не менее там действует один из самых успешных клубов, там уже на третьей игре полностью забили ресторан, такого не было нигде. Всё зависит от уровня инициативы, таланта того представителя, который развивает клуб в том или ином городе.


Что нужно сделать, чтобы принять участие в игре? Вы должны зайти на наш сайт и нажать на кнопку «Хочу играть». На самом деле в Москве сейчас вариант один – прийти во вторник на игру учебной, или «открытой» лиги. Это лига для новичков, где мы занимаемся обучением, знакомим людей с азами и подбираем самые несложные вопросы. Если вы сразу приходите с командой – это хорошо, если нет – ничего страшного: если вы не социопат, то приходите, вас посадят играть за какую-нибудь уже существующую команду, места всегда есть. И так рождается много новых знакомств: у нас на глазах люди приходят в новые команды, потом становятся членами этой команды, дружат, а потом даже женятся. Бывает и такое.
 

Про то, чем интеллектуальные игры полезны предпринимателям

Здесь необходимо отметить две составляющие.

Первая – утилитарная, называющаяся умным словом «нетворкинг». Ты приходишь на тусовку довольно успешных молодых энергичных людей. Они все где-то работают и чем-то интересуются помимо интеллектуальных игр. Ты с ними знакомишься и получаешь массу контактов самого широкого профиля. Кстати, потом это знакомство продолжается в социальных сетях: у нас есть страничка, где люди общаются, фотки смотрят, на вопросы отвечают. Нетворкинг – в первую очередь.

Вторая составляющая – это умение играть: навыки решения разнообразных задач за минуту в жизни очень пригодятся. Правда в обычной жизни время не ограничено одной минутой, но уж если вы за минуту успели договориться, значит за более долгое время справитесь точно. Берите свою команду, приходите и пробуйте! Не надо ничего знать, не надо ничего читать, вы можете не помнить ни одного стихотворения Пушкина – часть вопросов не требует вообще никаких знаний. Нужно просто найти какой-то интересный логический ход, пошутить, пофантазировать. Это может каждый, а если у вас сложится нормальная команда, в которой каждый знает свой манёвр и есть нормальный капитан- организатор, всё будет хорошо.

Про креативность

Я считаю, что креативность развить нельзя: она либо есть, либо её нет. Но проявить – да. Креативщики в команде обязательно нужны, причём не меньше двух.
 

Про планы на будущее

Ближайшие год – два мы планируем посвятить филиальной сети. Вскоре нам предстоит провести очень серьёзные переговоры с издательским домом «Коммерсантъ», и если переговоры увенчаются успехом, то мы будем стараться открыть клубы во всех более-менее крупных городах, где есть достаточно крупные сообщества менеджеров и предпринимателей. Пока мы не понимаем, куда развиваться вглубь, но много об этом думаем и знаем, что несмотря на то что каждый вопрос – это новая задача, люди могут устать от одного и того же. К сожалению, тяжело придумать сразу то, что можно масштабировать на большую аудиторию, играющую одновременно. Придумываем уже не один год и надеемся, что когда-нибудь получится что-нибудь интересное.

Начинающим предпринимателям

Я всего дважды заходил в эту реку, и оба раза более-менее успешно. Не скажу, что стал миллионером, но неплохо себя чувствую. Предприятие будет успешным, когда ты занимаешься не «нишевым» бизнесом, не тем, что сейчас модно, не тем, что приносит деньги, а тем, что тебе самому доставляет удовольствие. Можно найти супернишу, вложить огромные деньги, но, не получая удовольствия от работы, ты рано или поздно либо отойдёшь от этого, либо что-то испортишь, либо бросишь. Когда ты сам делаешь то, что нравится, успех будет.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/