Ольга Аввакумова, аналитик сервиса Бухгалтерия.Контур

Обмен товарами и взаимозачет с контрагентом

Обмен товарами и взаимозачет с контрагентом

Часто бывает, что для одной и той же фирмы вы можете выступать и покупателем, и поставщиком. И в таком случае намного удобней расплачиваться за покупку не деньгами, а товарами.

Вы можете просто договориться с контрагентом об обмене товарами или услугами: например, вы поставляете партию своего товара, а ваш покупатель взамен оказывает вам рекламные услуги. Бартерные сделки привлекательны тем, что экономят деньги, находящиеся в обращении, и помогают продвигать товар. Иногда складывается такая ситуация, когда у вас и вашего контрагента имеются взаимные задолженности перед друг другом, в этом случае можно их погасить взаимозачетом: деньги по договорам не перечисляются, а просто заключается соглашение о взаимозачете. О том, как именно оформляются такие сделки, а главное, как их учитывать в налоге УСН (упрощенной системе налогообложения), и пойдет речь в этой статье.

Бартер

В российском законодательстве бартер именуется договором мены. Удобнее всего заключать такой договор при обмене равноценным товаром с контрагентом. Например, вы поставили в организацию партию досок на сумму 35 000 рублей, а она вам — материалы для обработки древесины такой же стоимости. Можно обмениваться и неравноценными товарами — в этом случае фирма, которая приобретает по более дешевой стоимости, должна произвести доплату.  

Договор мены заключается в письменной форме — вы будете являться продавцом одного товара и покупателем другого одновременно. К такой сделке применяются правила купли-продажи.

При составлении договора мены можно воспользоваться любым шаблоном из интернета, переделав его под себя. В договоре обязательно укажите:

  • характеристику передаваемого товара (наименование, количество, качество, ассортимент);
  • стоимость товара (если стоимость не будет указана, то товары будут признаны равноценными);
  • срок исполнения обязательств (безопаснее предусмотреть одновременный обмен товарами);
  • переход права собственности (в общем случае право собственности переходит после передачи товара обеими сторонами).

Не стоит сильно занижать цену товара в договоре, чтобы не привлекать внимание налоговой инспекции. При проверке, если заподозрят значительное отклонение стоимости товара от рыночной цены, могут доначислить налог и придется заплатить пени. Передача товара контрагенту, как и по договору поставки, оформляется товарной накладной. Стоит отметить, что обмениваться можно не только товарами. Когда в бартерной сделке участвуют работы или услуги, заключается смешанный договор, включающий в себя условия договора подряда или оказания услуг. Такой обмен проще оформить взаимозачетом, подробнее об этом расскажем немного позже.

Если вы применяете УСН «Доходы», нужно учесть рыночную стоимость переданного вам товара по договору мены на дату получения товара от контрагента. Например, вы договорились с ООО «Ромашка» о взаимной поставке товаров на сумму 35 000 рублей, которые вы передали согласно договору 2-го сентября, а ООО «Ромашка» передала оговоренные вами ранее материалы позже — 10 сентября. В таком случае ваш товар будет считаться оплаченным 10-го сентября, поэтому в КУДиР (Книге учета доходов и расходов) нужно будет отразить доход от реализации досок в сумме 35 000 рублей на 10 сентября.

Если вы используете УСН «Доходы за вычетом расходов», то вам будет интересна возможность списания полученного товара и себестоимость переданного товара в расходы. Применяются прежние правила учета расходов, а именно:

  • соответствие списку из ст. 346.16 НК РФ;
  • экономическая обоснованность: товары должны быть целесообразны для бизнеса;
  • документальное подтверждение: у вас должен быть подписанный договор мены и накладная от контрагента;
  • товары должны быть получены от контрагента;
  • расходы должны быть оплачены, то есть вы должны были выполнить свое обязательство и передать взамен товары контрагенту.

Сумма расхода при списании товара равна стоимости товара по договору мены. Дата списания товара в расходы зависит от того, что именно вы получили по договору мены: товары для перепродажи списываются по мере реализации, материалы — на дату передачи товара контрагенту, основное средство — с момента ввода в эксплуатацию и равными долями в течение одного календарного года на последнюю дату квартала. Например, доски вы приобретали для перепродажи, поэтому можете списать их себестоимость в статью расходов только при их реализации (вы передали товар по договору мены ООО «Ромашке» — реализовали его, — поэтому на дату передачи товара (2-ое сентября) вы списываете их себестоимость в расходы.

Если материалы для обработки древесины вы будете использовать в своей деятельности, то можете списать их в расходы на дату оплаты — 2 сентября (когда вы передали доски ООО «Ромашка», вы с ней расплатились). Если материалы для обработки древесины вы будете, например, перепродавать, то сможете их списать в расходы после реализации своим покупателям.

Взаимозачет

На практике предприниматели редко пользуются договором мены и чаще всего производят взаимозачет, поскольку его легче оформить. Взаимозачет от бартерной сделки отличается тем, что он проводится как минимум по двум договорам, где в одном вы — покупатель, а в другом — поставщик, и у вас с контрагентом существуют взаимные задолженности. Взаимозачет не рассматривается как сделка, это зачет взаимных однородных обязательств. Например, вы заключили с организацией договор поставки и передали товар, а организация заключила с вами договор об оказании рекламных услуг и оказала вам услуги. При этом заключаются обычные договоры поставки и возмездного оказания услуг, которые предполагают денежную оплату. Вы можете не расплачиваться деньгами, а договориться погасить обязательства перед друг другом взаимозачетом. Задолженность можно погасить полностью или частично, если стоимость по договорам не совпадает.

Взаимозачет можно проводить при выполнении двух обязательный условий:

  1. Требования должны быть однородными. Например, чаще всего у обеих организаций денежная задолженность — это однородные требования. Если вы по договору должны были рассчитаться деньгами, а ваш контрагент по договору — векселем, то такие требования не являются однородными и погашать их взаимозачетом нельзя.
  2. Обязательство по договору превратилось в задолженность, то есть. не был произведен расчет за поставленные товары, оказанные услуги.


Взаимозачет можно оформить заявлением в одностороннем порядке. Вы просто направляете своему контрагенту заявление, составленное в свободной форме. Вам нужно будет убедиться, что заявление до организации дошло, поэтому лучше отправить его заказным письмом с уведомлением. Начиная со дня уведомления контрагента, обязательства перед ним считаются исполненными. Но безопаснее провести взаимозачет в двустороннем порядке по акту взаимозачета. Форма акта не утверждена, он составляется в свободной форме и обязательно содержит реквизиты документов, по которым проводится взаимозачет (договоры, акты, накладные) и подписи обеих сторон.

При расчете налога УСН в доходах нужно отразить стоимость товаров или услугу, по которой погашена задолженность. Доходы учитываются на дату заявления или подписания акта взаимозачета. При применении УСН «Доходы минус расходы» списать в расходы стоимость договора с контрагентом можно только после направления заявления или подписания акта взаимозачета. И не забывайте о существовании таких видов расходов, которые списываются в особом порядке: товары для перепродажи, основные средства.

Например, вы поставляете в ООО «Ромашка» доски по договору поставки, а она вам оказывает рекламные услуги по договору возмездного оказания услуг. Сумма по договорам одинаковая — 20 000 рублей. Товары поставлены, услуги оказаны, имеются накладная и акт, но денежные средства не были уплачены, поэтому вы оформили взаимозачет и подписали акт взаимозачета 12 сентября. В своей отчетности вы отражаете доход в размере 20 000 на 12-ое сентября. Вы приобретали доски у лесопилки для перепродажи, поэтому ранее учесть их в расходах не могли. По акту взаимозачета доски считаются реализованными покупателю. В расходы вы списываете себестоимость поставленных досок также на 12-ое сентября.

Договор мены удобно оформлять при одновременном обмене товарами и в случае, если стоимость этих товаров равноценна. Когда в обмене участвуют услуги или работы, намного меньше хлопот составит оформление взаимозачета. К тому же при взаимозачете в налоге участвует не рыночная стоимость, а сумма, которая была погашена по акту взаимозачета.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/