21.02.2013
Елена Курочка, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Владимир Иванов, Мотоциклетная Федерации России, вице-президент, генеральный директор государственной компании "Росспиртпром"

Владимир Иванов, Мотоциклетная Федерации России, вице-президент, генеральный директор государственной компании "Росспиртпром"

«Один из моих лозунгов: не бояться делать то, чего ещё никто до тебя не делал!»

«Мы живём в огромной стране, и несмотря на не самую подходящую погоду я считаю, что той роли, которую Россия всегда играла на мировой арене, достаточно, чтобы стать успешной во всех максимально возможных областях, в том числе и в шоссейном мотоспорте!» — Владимир Иванов.

Вы получили высшее образование в Военном инженерно-космическом институте имени Можайского. Помогло ли Вам военное образование построить такую успешную карьеру?

Да, несомненно! Вуз дал мне не только хорошую базу знаний, но и ещё один, даже более важный фактор, чем военное образование, — становление личности, приобретение самостоятельности, способности преодолевать трудности. Для мужчины в первую очередь важно вырасти, уметь отвечать за то, что происходит, и не быть «маменькиным сынком». Второй важный момент, за который я благодарен своим профессорам — они научили меня не бояться делать не так, как все. Ещё Эйнштейн, по-моему, сказал: «Чтобы решить какую-то проблему, нужно мыслить совсем по-другому, чем те люди, которые её создали». И я запомнил на всю жизнь: если ты хочешь сделать действительно что-то стоящее, тебе нужно действовать не так, как все остальные. Если бы Королёв делал так, как делали до него, мы бы никогда не полетели в космос.

Вы некоторое время прослужили в ГРУ. Как из военной службы Вы пришли в сферу инвестиций?

Получилось как у всех: тяжело, резко и больно. Это произошло, когда вышел приказ министра обороны, который гласил, что армия становится профессиональной и офицеры обязаны подписать контракт со всеми вытекающими из него последствиями. А те, кто не согласен, должны подать рапорт об увольнении. В тот момент я и принял это сложное решение. Я понимал, что мне придётся самому заботиться о своей семье, о том, где она живёт и чем питается, и мне пришлось сделать этот выбор. Но всё, что ни делается, делается к лучшему. Я нашёл себя в других ипостасях.

С чего начинали Вашу предпринимательскую карьеру? Почему для старта было выбрано направление инвестирования?

Всё предпринимательство — это инвестиции. В своей жизни я сталкивался со многими видами бизнеса: строительство, алкоголь, полиграфия, логистика... Один мой знакомый очень верно однажды сказал: «Предприниматель — это человек, который управляет деньгами и отношениями и, если у него это получается, он нашел свое призвание!». Мне интересно управлять, развивать отношения, связанные с продвижением бизнеса как такового.

Как создавалась компания «Русский алкоголь»? Почему именно эта сфера бизнеса стала Вашим выбором?

Так, как обычно это и происходит: определённый момент, определённые люди, определённые связи и инвестиции. Вместе с моим товарищем, на тот момент занимавшимся алкоголем, мы создали компанию и стали развивать несколько проектов. Позже к нам присоединились ребята с интересными идеями, в том числе с идеей создания «Зелёной марки», в которую мы поверили и сделали необходимые инвестиции в этот бренд. Потом Сергей Генералов предложил выкупить у нас этот проект. А через некоторое время мы объединили с Группой «Промышленные инвесторы» все наши алкогольные проекты, тогда и я уже пришёл в компанию в качестве менеджера.

Как изменилась компания после ее выкупа Central European Distribution Corporation (CEDC), почему Вы ее покинули? Это было Вашим решением или условием сделки? Отличаются ли между собой отечественные и зарубежные способы ведения бизнеса?

Отличаются, конечно, но обсуждать это — не в правилах хорошего тона. О своих партнёрах нужно говорить либо хорошо, либо ничего. С новым владельцем компании мы просто не сошлись в ключевых подходах. Не буду ёрничать, но, по-моему, многое можно понять по сегодняшней цене их акций на бирже.

Почему вы решили сменить частный бизнес на государственный? В чём принципиальная разница и где развиваться удобнее?

Нет ни одного Вашего коллеги, который бы не позвонил мне и не спросил «А зачем вам вообще это надо?» Так сложилось, что после «Русского алкоголя» возникла идея. Мои друзья сказали: «Есть такой вот вариант, как ты на него смотришь?»



На тот момент я мог позволить себе не думать про материальную сторону вопроса. Новое дело стало для меня неким вызовом, ведь нужно было постараться изменить шаблон «государство — неэффективный собственник». Я считаю, что «эффективный собственник» — достаточно абстрактное определение и говорить нужно все же больше про «эффективный менеджмент». Это менеджмент принимает какие-то решения, что-то постоянно делает. Это он в первую очередь эффективен или неэффективен. Как правило, квалифицированный собственник, создающий определённые условия, вложивший определённые деньги, очень мало вмешивается в бизнес. Все его дальнейшие действия — это назначения менеджмента, ну или его увольнение. А если собственник сам занимается менеджментом, он должен забыть, что он собственник бизнеса.

Понятное дело: государство, выполняющее функции менеджера, — это всегда странно. Частный собственник всегда действует оперативно, а вот что-то быстро решить на уровне государства невозможно. Но когда государству удаётся привлечь квалифицированных менеджеров, оно вполне эффективно начинает заниматься бизнесом. Другой вопрос, что государству не так легко привлечь к работе эффективных менеджеров и создать им определённые условия. Как пример — ОАО «Росспиртпром», в котором нам удалось при отсутствии денег и вполне прогнозируемом векторе социального развития (алкоголь — не самое позитивное поле для политической деятельности, этот бизнес должен быть в первую очередь максимально социально осторожным и консервативным) создать успешную компанию с нуля, из ничего. Мне кажется, что в этом смысле у нас всё получилось.

Государственный бизнес — это сфера, куда путь представителям малого предпринимательства заказан. Есть ли способ это изменить?

Есть сферы, в которых очень тяжело развиваться малому бизнесу. Производство алкоголя — в их числе, ведь даже лицензионное требование — минимальный уставной капитал — 10 миллионов рублей. С другой стороны, я не вижу в этом серьёзной проблемы, ведь есть много примеров кооперации.

Есть совсем небольшие группы лиц, которые рождают какую-то яркую маркетинговую идею и приходят с ней к производителю. Производитель берёт на себя изготовление качественного продукта, а малый бизнес — его продвижение. Ведь чем хорош малый бизнес? Тем, что можно собрать группу креативных единомышленников, заниматься коворкингом, который сейчас активно развивается. Получается, чтобы заниматься алкоголем, совсем не обязательно иметь собственный завод, самим заниматься уплатой акциза, получением марок, и всем прочим. Но, буду объективен, государство не будет инвестировать деньги в такой проект. Государство не выделит больших бюджетов в маркетинг, продвижение, потому что эти деньги будет невозможно контролировать.

А удалось ли вам выполнить поставленную государством задачу и занять 25% российского алкогольного рынка?

Дело в том, что в этой ситуации есть небольшое misunderstanding, непонимание. В процессе обсуждения стратегии работы «Росспиртпром» было разработано несколько сценариев.

По первому сценарию мы могли создать реально большую маркетингово ориентированную компанию с большой долей на рынке. Но для того, чтобы это сделать, требовались существенные средства на продвижение, на маркетинг. Этот сценарий не получил развития, но, как показало время, такой консервативный подход был оправдан: выделять деньги на развитие маркетингово ориентированной компании не захотели и не стали.

Тогда «Росспиртпром» был переформатирован. Мы осознанно отказались от такой деятельности и стали производственно ориентированной компанией. Сейчас наша компания — надёжный партнёр для любого бренд-оунера, для любого маленького частного предпринимателя, у которого есть идея. Мы ориентированы на производство, не занимаемся продвижением торговых марок и таким образом не боремся за долю на рынке. Мы боремся за производственный заказ: готовы произвести продукцию под вашей торговой маркой надёжно, качественно, недорого и полностью выполняя все условия. В этом ключе достигли серьёзных успехов.

Расскажите о тех продуктах, которые вы уже выпустили на рынок. Как их удалось продвинуть и кто стал их автором?

Сегодня самый продаваемый продукт на рынке — это «Зелёная марка». Идея принадлежит Вадиму Касьянову, пришедшему к нам с ней несколько лет назад.

Скажите, неужели в классический рецепт можно что-то добавить принципиально другое, новое? Или вопрос только в правильном позиционировании алкогольной продукции, в частности, водки?

Не буду раскрывать все секреты, но решение вопроса — в комплексном подходе. Должны быть «производственники», производящие качественный продукт, должны быть грамотные маркетологи. Потому что всё равно XXI век — это в первую очередь век маркетинга: людям важны эмоции. Недостаточно сделать очень вкусный продукт, нужна ещё и идея, вызывающая эмоции у потребителей. Точно так же как нельзя сделать ужасный по качеству продукт, но с хорошей идеей. Всё должно быть в комплексе. Рецептура — не единственный момент, и в каком-то смысле даже не самый главный. Должна быть команда, в которой каждый знает свою задачу и выполняет ее.

Каков сейчас процент нелегального алкоголя на рынке и удаётся ли Вам с этим бороться?

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. В первую очередь этим вопросом должна заниматься Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. В данной ситуации возможен только эволюционный путь, путь развития правильных отношений, правильных механизмов. Мне кажется, что сейчас всё движется в верном направлении, хотя предпосылки тяжёлые. Все немного переживают за те реформы, которые могут начаться в 2013 году, так как государство приняло решение придать акцизам очень резкую динамику: если раньше акцизы росли чуть быстрее, чем инфляция, то в ближайшие годы нас ждёт очень резкий их рост и это может стать предпосылкой к росту нелегального рынка алкоголя. Если стоимость бутылки в большей степени определяется размером акциза, то, конечно, появятся люди, которые свернут с прямого пути, увидев для себя неплохой финансовый мотив. Я не жду мгновенных решений, я надеюсь на долгую кропотливую работу, которая будет приносить свои плоды.

Какая доля российского рынка принадлежит «Росспиртпрому» на сегодняшний день?

Если мы говорим про производство, то порядка 8%.

А как вы относитесь к ограничению продажи спиртного в вечернее время?

Положительно.

Поддерживаете эту идею?

Да.

Как сказалось ограничение продаж крепких алкогольных напитков в вечернее и ночное время на Вашем бизнесе и сказалось ли?

Как я уже говорил, я занимаюсь бизнесом, в котором надо помнить не только про деньги, но и про то, что ты ещё папа, муж, сын. Это бизнес, которым надо заниматься аккуратно. Опять же, глупо думать, что можно устроить революцию и алкоголь в нашей стране станет никому не нужен, нужно просто иметь культуру потребления.

Как Вам удается достигать таких карьерных успехов? В одном из своих интервью Вы сказали, что «люди сами ставят себе ограничения», как можно избежать этого?

Один из моих лозунгов: не бояться делать то, чего ещё никто до тебя не делал! Когда я слышу фразу: «Ну так же никто не делает!», я сразу думаю — «значит надо брать».

С вашей точки зрения, как государство сегодня должно поддерживать молодых предпринимателей?

Я думаю, что государство в первую очередь должно выполнить свою основную задачу — наладить правоохранительную и оборонную систему. Наша проблема не в том, что у нас плохие законы: человечеством давным-давно выработаны главные законы — моральные ценности. Поэтому всё, что государство должно сделать — это показать молодым предпринимателям, молодым врачам, молодым спортсменам, что они сами творцы своей судьбы, и что не надо ни на кого надеяться. В задачи государства не входит вам что-то дать. Вы молодые, и можете сами решить свои проблемы, а оно должно обеспечить вам только одно — адекватные условия игры, а всё остальное сделает малое предпринимательство, крупное предпринимательство, интеллигенция. И этот принцип я считаю основным, это принцип, который работает.

Вторая сторона вашей жизни — мотоспорт. Откуда это?

Как техническому инженеру мне эта тема всегда была интересна. Когда сын увлёкся мотоспортом и возник вопрос «помогать или запрещать?», я понял, что ничего хорошего из запретов не получится, и мы с сыном заключили некий контракт: хочешь адреналина — получай его на треке, а не в городе.

Вы занимаете пост вице-президента Российской федерации мотоспорта и курируете направление шоссейно-кольцевых гонок. Расскажите, почему именно шоссейно-кольцевые? Вы считаете это направление наиболее перспективным?

В первую очередь на это направление обратил внимание сын, в то же время я считаю, что это еще и наиболее технический вид спорта, потому что современные шоссейные мотоциклы — шедевры инженерной мысли. Даже серийные они намного более продвинуты, чем автомобили. Двигатель серийного мотоцикла выдаёт 13 тысяч оборотов, а посмотрите на тахометр любого автомобиля: на 13 тысячах оборотов он просто развалится.

Ваша цель — именно популяризация этого спорта?

Слово «популяризация» мне не очень понятно. Я, как и многие другие больные этим видом спорта люди, хочу, чтобы мотоспорт в России развивался. Мы живём в огромной стране, и несмотря на не самую подходящую погоду я считаю, что той роли, которую страна всегда играла на мировой арене, достаточно, чтобы стать успешной во всех максимально возможных областях, в том числе и в шоссейном мотоспорте.

А можно ли считать мотоспорт прибыльным бизнесом в России? И на каком уровне он сейчас находится?

Если открыть сейчас закон о рекламе, мы увидим, что спорт очень похож на шоу-бизнес, хотя, конечно, российский мотоспорт и серьёзный шоу-бизнес разделяет даже не пропасть, а десяток пропастей. Организаторами соревнований выступают, безусловно, коммерческие компании. И мы за то, чтобы предложения о проведении различных мероприятий приходили в Федерацию именно от организаторов. Естественно, у нас есть определённые требования и правила, но мы открыты для любых предложений.



Есть ещё один момент: для того, чтобы спорт существовал, в нём должны появляться команды. Набор профессионально функционирующих команд — это неизбежный атрибут развития для любого спорта, а в шоссейных гонках команда — это в чистом виде маленький частный индивидуальный предприниматель.

Многие команды осуществляют функции школы, а многие школы создают команды. Просто школе тяжело быть бизнесом, хотя предпринимательство в них, безусловно, присутствует. Мы все сталкиваемся с немалым количеством проблем, связанных с несчастными случаями на дорогах. Часто это проблема низкого уровня подготовки отдельных водителей, в том числе и водителей четырёхколёсных транспортных средств. Нужно понимать, что если 4 колеса прощают ошибки на дороге, то два колеса не прощают ничего. А купить водительские права — это самое последнее, что может сделать человек.

Есть ли у Вас в планах создание собственного бренда? Может быть Вы собираетесь открывать какие-то салоны, представлять какие-то редкие марки?

Да, у меня есть свой мотобизнес — два салона в Англии: Ducati Manchester и Triumph Birmingham. Есть еще планы, но пока не буду загадывать.

А может ли мотоспорт в России наконец-то стать доступнее? Или он всё-таки останется спортом «для избранных»?

Я надеюсь, что бюджет, выделяемый в стране на спорт, будет расти. Массовый спорт в первую очередь — это среда, необходимая для высших достижений. В связи с этим я возлагаю большие надежды на нового министра обороны, потому что в нашей стране всегда были структуры подготовки спортсменов так называемых «технических видов спорта». Это всегда решало две задачи: с одной стороны — развитие технических видов спорта, с другой — развитие молодых людей, которые нужны армии. И у нас уже есть первый звоночек: было обращение в Федерацию с предложением потренировать спецподразделения для профессиональной езды на снегоходах.

XXI век — это век, когда армии в первую очередь — это не миллионы людей, это век спецназа, высококвалифицированных подразделений. Поэтому здесь Мотоциклетная Федерация России могла бы безусловно принести Министерству обороны пользу в плане подготовки профессионалов высочайшего уровня. Я даже по своей карьере сужу: каждый офицер обязан был пройти помимо всего прочего ещё и курс по вождению автомобиля. А сегодня пришло то время, когда для бойца спецназа недостаточно просто хорошо водить машину, нужно уметь хорошо водить снегоход, мотоцикл, квадроцикл, гидроцикл и т.д.

Мотоциклы для вас лично всё-таки бизнес или хобби?

Мотоциклы — это страсть.

А вы сами ездите на треке? Любите скорость?

На треке не гоняю, а в жизни иногда езжу на мотоцикле.

Какую марку мотоциклов предпочитаете?

Ducati.

Ваши планы на будущее? Какие задачи, цели перед вами стоят?

Если говорить о мотоспорте, то наша ближайшая задача — сделать так, чтобы Чемпионат России становился не только национальным, а интернациональным, и чтобы как можно больше молодых ребят приходило в наш спорт.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/