30.09.2011
Надежда Донских, Портал предпринимателей

Василий Митько, Московское городске региональное отделение (МГРО) партии «Единая Россия», член политсовета

Василий Митько, Московское городске региональное отделение (МГРО) партии «Единая Россия», член политсовета

«Не надо кидаться на проект, пока хорошо не продумаешь стратегию развития и точку выхода из него»

Секрет успешной карьеры Василия Митько в том, что он всегда просчитывает свои действия на несколько шагов вперед. Касается это собственного бизнеса, наемной должности в крупной компании или политической деятельности – главное, по словам предпринимателя, видеть перспективы развития. Василий рассказал о ситуации в риэлторском бизнесе, о своих проектах, а также поделился готовой бизнес идеей в интервью на портале предпринимателей Smallbusiness.ru

О персоне: Василий Митько, член политсовета Московского городского регионального отделения (МГРО) партии «Единая Россия»

Занимал должность директора по маркетингу и стратегическому развитию ГК «Бронницкий ювелир»;

был управляющим партнером рекламного агентства AntimultMSK;

заместителем гендиректора по маркетингу «Сибур — русские шины»;

директором по маркетингу Depot WPF Brand & Identity;

генеральным директором федерального агентства недвижимости МИАН.

Как Вы стали генеральным директором компании «МИАН»?

Длительное время я отвечал в различных компаниях за маркетинг и стратегическое развитие.   

Начинал карьеру в рекламном агентстве, куда пришел, когда еще был студентом в ВШЭ.

Мне очень повезло в жизни с коллегами и руководством – где бы я ни работал, меня всегда окружали люди, у которых я чему-то учился.

Маркетинг и реклама не являются  самодостаточными. Они всегда работают на какую-то цель более высокого порядка – продажи, стоимость компании. И важно понимать, как цели  акционеров компании перевести в цели для производства, продаж, для маркетинга, и только  потом уже для рекламы. Когда я это понял и приобрел опыт, стал ценным специалистом во всех смыслах этого слова.  Опыт и знания должны быть транспонируемыми.

Какими качествами должен обладать маркетолог, чтобы быть успешным?

В зависимости от того, чего он хочет добиться в жизни. Говорить о том, какими качествами обладаю я, глупо. Да и успешен ли я – еще вопрос, зависит от базы для сравнения.  Тем более,  я давно не маркетолог в чистом виде. Маркетолог или финансист – главное, четко понимать, чего ты хочешь добиться через год, через три, кем себя видишь.  

С большой теплотой я вспоминаю преподавателей из Высшей школы экономики, где  получал первое образование. «Вышка» дает не только отличные знания и прикладной аппарат, но и воспитывает железную волю.

А Вы видели себя гендиректором?

Да, я понимал, что в российской действительности на высшие руководящие посты можно попасть с двух позиций: финансы и стратегия маркетинга.

Я хорошо понимал финансовую сферу и работал в области маркетинга. Мне было достаточно просто общаться на равных, еще в начале моей карьеры, с генеральными директорами, акционерами крупных компаний.  Мы говорили на одном языке – языке финансового результата.

Каким был Ваш первый бизнес?

Мы с партнером создали, если упрощенно говорить, рекламное агентство. Это был коммерческий проект, который я создавал с расчетом на то, что он будет продан.

На тот момент - до кризиса 98-го года - я увидел свободную нишу на этом рынке. Агентство работало в области new медиа: на стыке интернета, видеопродакшна, вирусного маркетинга. Тогда таких агентств в России не было. Страна сильно   отставала от зарубежных рынков. И я понимал, что если построить бизнес с нуля, накачать его клиентской базой и выручкой, то для любой рекламной международной сети гораздо проще купить его, чем создать новый «с нуля». Исходя из такой логики, начинали этот бизнес.

Цели, которые ставились, не были реализованы на 100%, но все равно я остался доволен результатом.

Почему Вы не стали развивать сами  эту компанию?

Надо идти вперед. Развивать и делать – это здорово. Но необходимо  понимать стратегию выхода из бизнеса. Ты всю жизнь хочешь этим заниматься?  Да нет, это неинтересно, драйва не будет.

Каждый проект начинаешь создавать на эмоциях. Прошу прощения за циничное сравнение, но это  как с личной жизнью: можно увидеть красивую девушку, влюбиться в нее, но если ты с холодной головой не будешь думать о завтрашнем дне, то все может закончиться скандалом и разводом – вероятность 70%, как говорит статистика.

А если сразу обо всем договориться на берегу, конфликтной ситуации можно избежать.

То же самое с проектами.  Ты можешь начинать на эмоциях, но нужно  четко просчитывать, куда ты придешь, и как из этого проекта будешь выходить.

Эмоций в бизнесе должно быть намного меньше. Не надо кидаться на проект, пока хорошо не продумаешь  стратегию развития и точку выхода из него.

После продажи проекта  Вы пошли на наемную должность в компанию?

Я около полутора лет занимался недвижимостью за границей.  Когда вернулся в Россию, около года работал как наемный менеджер в производственном холдинге – производство, торговый дом, собственная розница. В тот момент активно набирала обороты программа  «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны» партии «Единая Россия».  Меня пригласили сотрудники Ward Howell попробовать свои силы и пройти отбор, и я стал участником этой программы.

Один из результатов - значительно расширившийся круг общения с профессионалами, так же как и я вошедшими в «Кадровый резерв».

Через некоторое время меня пригласили в инвестиционную группу «КоперниК», где я возглавил риэлторский бизнес.

Какая ситуация в риэлторском бизнесе сейчас?  Насколько свободна эта ниша?

Замечательная ниша. Объясню почему. В России риэлторский бизнес дикий.

На массовом рынке практически нет компаний, которые работали бы с клиентами на 100% фискально,  по договорам и через кассу. У большинства наших сограждан правовая и финансовая  грамотность, особенно в сфере недвижимости - нулевая.  Их  обманывают при покупке/продаже квартир на сотни тысяч рублей. И существует масса «грязных» вариантов работы. Например, покупателю нравится квартира, он готов ее купить. Ему нужно внести аванс. Аванс вносится по таким договорам, что ни один более-менее вменяемый человек, имеющий опыт работы в бизнесе, никогда в жизни его не подпишет, потому что это филькина грамота и к авансу не имеет никакого отношения. После этого начинают устраивать аукцион. Авансы принимаются у 2-3 покупателей, и кто больше денег даст, тот в итоге квартиру и купит.

При продаже квартир могут заключаться договора на продажу Вашей квартиры по фиксированной цене, которая реально на 10-15% ниже рынка. А то и больше. В результате «дельта» остается у агентства и агента.  Уровень образования, юридического и финансового, у большинства «риэлторов» крайне низкий. По сути, идет дикий естественный отбор, когда выживают и зарабатывают те, кто лучше обманет клиента, и возьмет с него максимальную комиссию.

Поэтому есть спрос на профессиональные агентства, которые будут работать с клиентами честно. Сейчас  этот спрос латентный – в среднем человек меняет квартиру 1-2 раза в жизни, цикл слишком длинный.  Пока журналисты или государство не захотят навести порядок – рынок останется диким. Да, именно журналисты. Я считаю, что серия материалов в формате журналистского расследования, со съемкой переговоров с риэлторами, приложением тех бумажек, которые они называют «договорами» и так далее, реально может изменить ситуацию.

С одной стороны, маленькое профессиональное агентство очень сложно открыть с нуля, потому что нужны грамотные  сотрудники с опытом и компетенциями, у которых психика не поломана возможностью обмануть клиента. Таких людей найти очень сложно. Но они есть на рынке.

И конечно, будет непросто первое время найти клиентов и завоевать их доверие.  Но это решаемо. А так, вполне можно открыть маленький офис в хорошем районе (запад, юго-запад Москвы), набрать профессиональную команду, которая не будет обманывать клиентов. Не ждите сразу больших денег, но в перспективе маленький семейный бизнес возможен.

Неужели таких агентств не существует в Москве?

Они есть, но если вы о них не знаете, значит, их нет.

Почему Вы ушли из МИАНа?

Те задачи, ради которых я туда пришел, были выполнены.

И решили заняться политикой?

Да, мне это интересно. Я считаю, что сейчас именно то время, когда профессионалы могут реализовать себя, поскольку они востребованы. В этом году я участвовал во внутрипартийных «праймериз». Не смотря на то, что в «шорт-лист» я не вошел, это дало мне бесценный опыт.

Вы видите прекрасно, какие изменения происходят сейчас в Москве. Их можно критиковать, не принимать. Но слова не расходятся с делами. За год город сильно изменился, и в лучшую сторону.

А меняется ли ситуация в малом бизнесе?

Здесь  тоже происходят большие изменения. Практически у каждого, имеющего небольшой бизнес, есть возможность обратиться к городу и получить реальную помощь в той или иной форме. Начиная от денежных дотаций, заканчивая возможностью получить офис на льготных условиях.

Вы считаете, такая господдержка эффективна?  

Она существенна, эффективна, но тут ситуация такая же, как с небольшим риэлторским агентством. Пока на вопрос:  «Какие маленькие риэлторские агентства ты знаешь?», ответ «никаких», значит, их нет, даже если они и существуют. То же самое с господдержкой.

Есть огромное количество программ, реально работающих. Но  широкие массы о них просто не знают. Или не хотят знать, потому что есть устоявшееся мнение, что обращаться за поддержкой к государству - бессмысленно.

Но я знаю очень много примеров, когда люди получали эту поддержку. У нас в сознании закрепилось, что бессмысленно стучаться в какие-то двери, потому что тебя или пошлют, или попросят денег, или сначала попросят денег, а потом пошлют.

А это не так?

Нет. Я не идеалист. Но я знаю, что это не так.

Сейчас Вы занимаетесь бизнесом? Расскажите о компании, которую создали недавно.

Это еще один проект в сфере недвижимости.Как таковой компании с офисом и штатом у нас нет.  Работают 5 человек, у каждого из которых своя компетенция – финансовая, юридическая, общеорганизационная и т.д. Кто-то занимается поиском объектов, кто-то их оценкой, приобретением.

Рынок недвижимости очень интересен, потому что за короткое даже по российским меркам время   можно увидеть результат своей работы: построенные районы, дома, приведенные в порядок старые здания.

Реально ли для этого бизнеса получить поддержку у государства?

Есть ограничения по программам поддержки. В основном господдержка распространяется на так называемый реальный сектор.  Торговля,  например, не поддерживается. Я считаю, это правильно, потому что надо помогать тем, кто что-то создает.

А еще поддержка оказывается бизнесам с инновационной составляющей… Например, на  проект по уборке мусора проще получить субсидию...

Уборка мусора – очень интересная тема для Москвы.В наши почтовые ящики ежедневно сыпется  огромное количество макулатуры. Приходится ставить картонные коробки рядом с ящиками, куда люди выбрасывают ненужную бумагу. А это же уникальное сырье для переработки. И все идет на помойку.

Кто первый догадается открыть маленький завод по переработке такой макулатуры и наладит ее сбор, тот заработает хорошие деньги. Я знаю, что в Европе есть специальное оборудование для макулатуры, автомобили, которые прямо во время сбора перемалывают ее и прессуют в брикеты. Надо только закупить 5 таких машин и наладить логистику по сбору.  Вот вам готовая бизнес идея.

Как подбирать сотрудников в компанию? Через кадровое агентство?

Лучше самостоятельно через  сайты поиска, и не пытаться купить «звезд» с рынка – это бессмысленно для малого бизнеса. Надо набирать людей, на мой взгляд, по двум основным критериям.  Во-первых, с ними должно быть комфортно работать с эмоциональной точки зрения. Во-вторых, у людей должна быть собственная мотивация на развитие и рост вместе с твоим бизнесом. Надо принимать на работу  людей, у которых горят глаза.  

Чем руководитель должен заниматься на своем месте?

Есть операционная работа, так называемая текучка, а есть планирование.В малом бизнесе руководитель на 99,9%  вовлечен в операционную работу команды.

Это  плохо. Потому что чем больше времени уделяется планированию и осознанию, куда идет компания, тем больше у нее шансов  эффективно работать.

Многим известна Матрица Эйзенхауэра, которая  состоит из 4-х квадрантов, имеющих разную приоритетность: важное и срочное, важное и несрочное, неважное и срочное, неважное и несрочное.  У людей все дела сосредоточены в основном либо в «важном и срочном», либо в «неважном и срочном».  А у руководителей большая часть усилий, на мой взгляд, должна быть направлена на квадрат «важное и несрочное», то есть на долгосрочные планы развития.

Как Вы все успеваете? Остается свободное время на себя?

Конечно. Я фанат горных лыж, мотоцикла. Я понял, что чем выше уровень стресса в жизни, тем эмоциональнее  должно быть хобби, чтобы этот стресс уравновесить.

К сожалению, напряженная работа  пока  не позволяет мне расслабиться, поэтому продолжаю кататься на горных лыжах и мотоцикле. :)

В России до сих пор уникальная ситуация, когда за 2-3 года можно сделать то, на что в Европе может потребоваться до 10 лет. А может и больше.

Хочется услышать какой-то совет, пожелание для начинающих предпринимателей.

Заниматься надо тем, от чего получаешь кайф. Если нет драйва, эмоциональной вовлеченности, зачем заниматься бизнесом?

У вас может быть маленькая компания по ремонту компьютеров, но если гендиректор видит, что через десять лет она превратится в сетевую компанию с охватом по всем городам – миллионникам, он достигнет этого с  большей вероятностью, чем тот, кто будет уделять внимание мелким деталям, не понимая, куда эти действия должны привести компанию через 3-5 лет.

При этом всегда должен быть баланс между работой и личной жизнью. Мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить.

Партнеры
http://www.slongroup.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://smart-motion.ru/
http://www.nffrussia.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
http://www.business-angels.su/
https://www.brainity.moscow/
https://theoryandpractice.ru/organizations/7544-skillsurfer/seminars?type=added
 https://netology.ru/