30.09.2011
Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей

Игорь Стоянов, сеть салонов красоты «Персона», президент

Игорь Стоянов, сеть салонов красоты «Персона», президент

«Бизнес – это служение, в моем случае - мастерам и клиентам»

Одна из самых известных сетей салонов красоты существует на рынке уже 18 лет - это не просто бизнес, а целая история. В случае Игоря Стоянова эта история неотделима от  его собственной  судьбы. Основатель   сети салонов красоты «Персона» с огромной любовью относится к тому, чему посвятил свою жизнь. Об отношении к своему бизнесу, людям, которые в нем работают, о творческом мировосприятии и многом другом Игорь рассказал в интервью на  Портале предпринимателей Smallbusiness.ru.

С чего началась история «Персоны» и Ваша карьера?

Я приехал в Москву в 1989 году. Поступил в педагогический университет им. Ленина. Это было началом моей московской карьеры.

А в 1994 году «Персона» уже была открыта.  В 2012, кстати, ей  исполняется 18 лет.

Мне кажется, что предпринимательство - это не карьера, а череда стечений обстоятельств или ряд событий, для кого-то удачных, для кого-то не очень.

А до «Персоны»  работали где-нибудь?

Нет. Сразу начал бизнес.

С кем открывали первый салон?

Один.

Это Ваш принцип – делать бизнес в одиночку?

Нет, я только начинал один. Сейчас у меня есть партнеры. И разные салоны открыты с разными людьми.

У меня нет однозначного ответа, хотел бы я вести бизнес один или с партнерами. Везде есть свои плюсы и минусы. Наличие партнеров   - это всегда большая ответственность, но это нормально для бизнеса.

Дружеские отношения допускаете в бизнесе?

В принципе да. У меня есть партнеры, которые разделяют эти понятия.

Может, мне и хотелось бы иметь в партнерах человека, который не разделяет эти вещи и является единомышленником от начала и до конца, на которого во всем можно положиться...

«Индустрия красоты» - это Ваш осознанный выбор?

На мой взгляд, это скорее череда событий, которые привели меня в ту точку, в которой сейчас нахожусь.  Это точно был не осознанный выбор.

Сейчас, спустя столько времени, могу сказать, что этот выбор был для меня не случайным.  И я очень благодарен провидению, судьбе, стечению обстоятельств, которые привели меня к этому бизнесу.

А что вас подтолкнуло открыть именно салон красоты, а не магазин, к примеру?

Череда событий. Салон - это в первую очередь люди. Клиенты, мастера. Мне кажется,  моя  задача – служить людям. Это важный момент. Бизнес – это служение, в моем случае - мастерам и клиентам.

Служить можно по-разному. Можно шины для машин изготавливать, а можно делать прически…

Да, именно так.

А вы  говорите, что выбор был неосознанным...

Я недавно только понял, что это мой смысл жизни. Когда начинал, выбор был сделан на уровне интуиции.

Как решили вопрос со стартовым капиталом?

Бизнес начал с нуля.  Это были тяжелые деньги, которые я брал в долг, и которые постоянно надо было отдавать. Но это было стимулом к активной работе.

Как обстояли дела на рынке в то время?

Тогда не было никакой культуры бизнеса. Ее и сейчас нет. Но сейчас есть хотя бы то, что можно рынком назвать. На создание культуры, я думаю, уйдет еще порядка 5-7 лет, если не будет никакого кризиса как в  2008-м.

С 1994 по 1998 год ситуация сильно не поменялась. Были дешевые салоны и были дорогие, типа «Долорес».

Салон «Персона» создан для таких людей, как мы с вами. Все кризисы показали, что это была уникальная ниша, которая остается такой и по сей день.

Посмотрите, что произошло с кризисом 2008 года: все ринулись либо в люкс, либо в эконом-класс. А об обычных людях никто по-прежнему, с 98 года, не думает.

Персона – это как раз бренд для людей… которые могут потратить на стрижку 1000 рублей. Не 100 рублей, не 500 долларов, а 30-40 долларов – нормальный европейский стандарт.

Название салона сами придумали?

Это название мы придумали с Максом Стариковым. Мы учились вместе в педагогическом. С ним делали первый дизайн «Персоны». Перебрали много названий, типа Буржуа и т.п.  Название «Персона» первым, наверное, произнес Макс.

Вернемся  к вопросу о целевой аудитории. Вы считаете, что надо все-таки ориентироваться на средний класс?

Мне кажется, надо ориентироваться на ту аудиторию, которую хорошо знаешь. Я за свою жизнь узнал разные категории людей. Но мне интересны такие люди, которые любят жизнь.

Знаете,  к нам в салон и на «Бентли»  приезжают, и на метро, и пенсионеры приходят. Мне кажется, что как люди выбирают бренд, так и бренд выбирает людей.

А когда «Персона» стала брендом?

Я думаю, к 2000 году.

Как Вы это поняли?

Я понял это по очередям в салон. А сейчас я убедился в том, что бренд очень крепкий, несмотря на 3 кризиса, в которых «Персона»  пребывает последние 3 года: это внутренний кризис, кризис рынка, экономический мировой кризис.

А что произошло? Расскажите про внутренний кризис.

Я не анализировал.

Но мой внутренний кризис как человека, который придумал «Персону», и корпоративный кризис сложились в одну единую череду испытаний.

Этот кризис длится с 2006 года, и только сейчас я могу сказать, что мы из него выходим.

Вообще это отдельная история, и в двух словах сложно ее рассказать…

Мой личностный кризис, как следствие, стал кризисом «Персоны». Это были сложные времена осознания жизни.

Я даже хотел уйти и оставить салон, но когда «Персона» это почувствовала, она начала умирать.

Получается, все настолько держится на Вас, что салон просто не сможет существовать, если Вы уйдете?

«Персона»  родилась в моей голове и моем сердце. Может, моя ошибка в том, что я не смог сделать так, чтобы она жила отдельно. Может, у нас с ней  совместная задача и судьба.

Вы спрашиваете о том, о чем может быть написана книга.

Я точно знаю, что люблю компанию, люблю то, что я делаю. Люблю людей, которые работают и работали в «Персоне».

Чего больше в Вашей работе – творчества или бизнеса?

Для меня вся моя жизнь – это творчество.

Даже если это касается офиса, финансов и т.д.

У меня вертится  название книги в голове: «Как быть счастливым в бизнесе» - может быть,  такая книга уже есть, но я не слышал.

То есть Вы счастливы в своем бизнесе?

Не могу сказать, что счастлив в бизнесе.

Но я  счастлив, что со мной работают новые люди, с которыми я делаю новую «Персону». Я благодарен людям, которые были со мной эти 18 лет. Многие из них ушли, не выдержали тяжелого времени, но я им благодарен за то время, что они были со мной, и за опыт, который они мне дали.

Какие задачи Вы решаете в бизнесе?

Все. Я вынужден сейчас вникать во все проблемы и везде вносить свое  творческое видение. Наверное, есть компании, которые могут работать без личной харизмы руководителя. В моем бизнесе этого не получилось пока.

У салонов  «Персона»  свой имидж, свой стиль. Как Вы его создавали и как можете описать его несколькими фразами?

«Персона»  – если представить визуально – это  девушка или молодой человек, активный, интересующийся жизнью, для которого нет никаких границ, но есть четкое понимание своего внутреннего мира. Он точно знает про себя многое и познает себя,  а через познание себя познает мир. Это персона.

В этом и ее стиль. Индивидуальный, свободный и постоянно меняющийся.

Как Вы решаете кадровый вопрос?

Сложно решаем. Проблема рынка в том, что я называю отсутствием культуры.

Мне кажется, то, чем всегда была «Персона»  и чем она вновь становится – это некий трендсетер культурного пространства. Потому что бизнес тоже можно назвать культурным пространством, в которое вовлечены сотрудники, офис и клиенты. И когда в этом есть своя игра, отношения - тогда ты интересен и тогда рождается успех.

Салон работает не ради взаимоотношения между работодателем и работником. Он должен служить людям.

Мы уже делаем первые шаги для создания нового мира Персоны, куда придут люди, которым интересна другая жизнь – интересная, нескучная.

Вы имеете в виду клиентов?

Всех. И работников тоже, которым интересно развиваться, дарить людям тепло и заботу. Развиваться в творчестве, человеческих отношениях. Мы на работе проводим тотальное количество времени и это смертельно – не получать от работы удовольствие.

А представляете, так живет много людей. И мне их жаль.

Какие у Вас требования к сотрудникам? Внешний вид – в первую очередь?

Требования высокие. Внешний вид – разумеется. Но это не самое главное. А главное требование у меня такое: чтобы человек был теплым. Чтобы он любил людей, и у него было желание хоть как-то познать себя через работу, общение.

Совершали ли Вы крупные ошибки в бизнесе?

Главной моей ошибкой  было  недоверие к людям и попытка рассчитывать только на свои силы.

Вы считаете, что в бизнесе нужно быть доверчивым?

Это необходимое условие. Если не доверяешь людям, ты разрушаешь себя.

Поэтому веря в людей и, как следствие, вера в свои силы, опирающаяся на людей - это краеугольный камень любого бизнеса.

Вы бы хотели попробовать себя в какой-то другой сфере?

Я пробую.  Свой опыт готов привнести в любой бизнес, если это потребуется.

А вы готовы были бы оставить «Персону» и пойти совершенно в другую область?

Сейчас нет.

Ресторанный бизнес у Вас был, кажется?

Это было кафе при салоне. Не могу назвать это ресторанным бизнесом.

Есть у Вас пожелание для начинающих предпринимателей?

Хочу пожелать, чтобы, создавая бизнес, вы при этом поняли что-то про себя, про свою исключительность, неповторимость, и попробовали выразить это в работе. Тогда бизнес будет успешным.  И сделали то, что реально будет приносить пользу вам и окружающим.

Партнеры
http://www.slongroup.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://smart-motion.ru/
http://www.nffrussia.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
http://www.business-angels.su/
https://www.brainity.moscow/
https://theoryandpractice.ru/organizations/7544-skillsurfer/seminars?type=added
 https://netology.ru/