11.10.2011
Надежда Донских, Портал предпринимателей

Олег Бармин, букетная лавка «FunFun», основатель

Олег Бармин, букетная лавка «FunFun», основатель

«Бизнес – это твой ребенок. А кто может любить своего ребенка больше, чем его родители?»

Потерять все  и  начать  бизнес  заново — такое под силу только человеку, который родился предпринимателем. Олег Бармин, основатель  холдинга Leo в  Архангельске и Северодвинске, построил бизнес по продаже иномарок c оборотом 2,5 млрд рублей, и потерял его  во время кризиса.  После недолгих скитаний, Олег увидел новую нишу в Москве, которую просто необходимо развивать — цветочный бизнес. О своем прошлом и настоящем предпринимательском опыте Олег рассказал в интервью на портале предпринимателей Smallbusiness.ru

О персоне: Олег Бармин, основатель букетной лавки «FunFun»

С чего начался Ваш бизнес в Архангельской области?

Мне всегда нравились автомобили. Однажды я обратил внимание, что иностранные автомобили практически не продаются в Архангельской области, а рынок РФ набирает обороты. Арендовал маленький кабинет, который был размером с туалет... И начал заниматься раскруткой компании. Это было очень давно, в 2002 году.

И как Вы «раскручивали» компанию?

Методично работал на протяжении 7 лет. Рынок рос, а вместе с ним и наша компания. Я активно занимался рекламой и пиаром. Мы придумывали разные интересные ходы, благодаря которым удалось привлечь внимание клиентов.

Какие именно рекламные приемы использовали?

Наш офис сначала находился в Северодвинске, которому принадлежало 10% автомобильного рынка, а остальные 90% - Архангельску. Между этими городами – 35 км ужасной дороги. Мы  начинали торговать «Шкодой», и развесили вдоль трассы рекламные щиты, с фотографией девушки – чешки в национальном костюме и со слоганом «Выбери чешку». Нашу рекламу начали активно обсуждать. Варианты были разные: одни думали, что открывается магазин с чешками, другие – что бордель… Такой прием помог привлечь клиентов, а потом, когда мы уже открылись, повесили рекламу с фото автомобиля и слоганом «Выбор есть».

В Архангельске тоже разместили щиты примерно с таким слоганом: «Легко купить автомобиль в Архангельске, а ты купи в Северодвинске». Они провисели месяц, и народ ради интереса поехал в Северодвинск.

Мы постоянно что-то придумывали. Компания Билайн – малоизвестный в то время оператор - разместила свои баннеры, а я рядом поставил свои – рекламу «Тойота королла» и «Лео». И все приписывали рекламу Билайна нам. Потом, когда Билайн открылся, у них был слоган: «Будь на связи». А рядом наш: «Не ходи по грязи» - так мы рекламировали  джип.

Компания Билайн проводила ребрендинг, по всему Архангельску появились рекламные щиты с ракетками, кроссовками, зонтами желто-черного цвета. Цвета Лео совпадали, поэтому мы быстро подобрали свободные рекламные поверхности и разместили там желто-черные автомобили и надпись Лео. Все решили, что это наша реклама. Потом, когда Билайн открылся, у них был слоган: «Будь на связи». А рядом наш: «Не ходи по грязи» - так мы рекламировали  джип.

Проблем у Вас не было из-за таких шуток?

У Билайновцев было прекрасное чувство юмора, поэтому вместо того чтобы ругаться мы познакомились и подружились.

Проблемы были, когда  мы начали торговать «Фольксвагеном», «Шкодой» и «Тойотой».

Слоган у нас был «Тойота – никаких фокусов», «Шкода- никаких фокусов» и т.д. А единственным официальным дилером в Архангелсьске был тогда «Форд Фокус». Мы удачно сыграли на этом. И приехали фордовские ребята нас бить. Но когда увидели наш кабинет размером с туалет, то посмеялись над нами, и на этом все закончилось.

А вот в Калининграде, где мы открыли салон «Хёндай» и сделали такую же рекламу, где фигурировал «фокус» - компания «Форд» официально подала на нас в суд. Но я уже мало имел к этому отношения.

Был ведь такой этап, когда Вы решили немного передохнуть и передали руководство компанией «Лео» наемнику из Москвы?  Допустили ли Вы ошибку?

Конечно, допустил. Можно провести такую аналогию: бизнес – это твой ребенок. А кто может любить своего ребенка больше, чем его родители? Ты ему все прощаешь. А если с ребенком остается посторонний человек, пускай даже твой друг – его рано или поздно начнет раздражать все, что вытворяет чужой ребенок. Поэтому к чужому бизнесу никто никогда не будет относиться как к своему.

Доверять управление компанией можно только человеку, который находится в ней давно,  и переживал вместе с ней все тяжелые моменты.

Вот я, например, устроился в компанию к Тинькову, отработал 2 месяца, мне не заплатили деньги, и я ушел. Не заплатили за первый месяц – с какой стати я буду работать второй? Мне совершенно все равно, если чужой бизнес провалится под землю.

Как удалось после банкротства не сломаться и не уйти из бизнеса?

Есть люди, которые рождаются предпринимателями. Я мог бы пойти работать наемником. Собственно говоря, я так сначала и сделал: полтора года где-то скитался, то у Тинькова, то еще где-то… 

Без депрессии, конечно, не обошлось. Хотя бы по причине таких мелочей:  был секретарь, который решал все вопросы, начиная от заказа билета на самолет, заканчивая походом в кинотеатр, и вдруг все поменялось. Буквально за месяц. А к хорошему быстро привыкаешь.

Поработав по найму, сделал вывод, что все кругом не выполняют обязательств, особенно в Москве. Кроме того, ты не можешь сделать то, что ты хочешь, потому что загнан в рамки. Ты можешь поставить задачу человеку, а он ее не выполнит, потому что он дурак. Но ты не можешь ничего ему сказать, потому что он, к примеру, любовник Маши, а Маша – дочь владельца компании. И ты либо молчишь, либо уходишь, что я и делал, потому что не могу мириться с маразмом, которым насыщены наши компании.

И что же делать, если преследуют неудачи?

Остается один вариант: что-то придумать самому. Когда я в очередной раз ушел, тех небольших денег, что мне платили, не стало.

В течение полугода я думал, чем буду заниматься. И решил, что это будут цветы. Занял денег у друзей и начал искать того, кто бы поверил в эту идею вместе со мной.

Цветочный бизнес один начинали?

Я его придумал сам, но делаю с партнерами.

А как Вы относитесь к партнерству в бизнесе?

В идеале бизнес нужно делать одному. Потому что ты сам принимаешь решения и сам за них отвечаешь. А с партнерами так: когда все хорошо – значит все хорошо, когда плохо – ты однозначно будешь виноватым, на тебя будут валить  шишки, потому что все пытаются перенести ответственность на кого-то другого. Я видел много примеров когда компании рухнули из-за того, что партнеры не нашли общий язык.

Не страшно было начинать бизнес в Москве после работы в регионе?

Да нет. А какая разница? Просто было много непонятного в новом бизнесе, в отличие от автомобильного, в котором все ясно: вот основные игроки на рынке, вот поставщики. А где искать поставщиков в цветочном бизнесе, который я совсем не знал?

По большому счету, я прошел за год путь, который многие проходят за 5 лет. Сейчас разбираюсь в этом деле как 3-5% игроков на этом рынке.

Расскажите об этом подробнее.

Сейчас мы занимаемся раскруткой «FunFun». Нас 5 человек в команде. До этого я не занимался цветочным бизнесом, и не понимал, что такое цветы вообще. Я решил этим заняться, потому что это красиво и перспективно.

Из года в год компания будет расти. По каким причинам? Потому что у нас есть определенные планы. Если ты поставил себе какую- то серьезную планку, открыть, например, 500 салонов, ты добьешься если не этого результата, то максимально приближенного к нему. Может быть, ты откроешь всего 100 салонов. Но если ты решишь открыть только 20, то 500 уже не откроешь.

У предпринимателя должны быть амбиции, желание, упорность. А когда ты еще влюблен в то,  чем занимаешься – это вообще идеально. Если ты веришь в свое дело, значит и люди верят в него.

И Вам никто не помогал на начальном этапе?

Нет, во всем разбирался сам. Некоторые вещи я даже не пытался изучать, потому что аналитики нормальной на рынке нет. Рынок у нас пока еще  «черный». Нет даже самых простых показателей: сколько флорист обрабатывает стеблей в час, сколько он может сделать букетов за смену, какая средняя стоимость букета?

Максимальное количество сетевых цветочных магазинов в Москве - 10-15 у каждой компании. И в основном это даже сетями трудно назвать:  так, ассоциация  палаток. Они называются одинаково, но у них нет единого продукта – букетов по одинаковым ценам с одинаковым качеством, как, например,  ассортимент в Макдональдсе.

Рынок Московской цветочной розницы по разным оценкам от 500.000.000 до 1.000.000.000 долларов. Берем 100% из них 2% - это дорогие салоны, а 98% - это палатки. Почему бы здесь не появиться сети? Она просто необходима!

У Вашего бизнеса была своя концепция изначально. Расскажите о ней.

Все просто. Поскольку я бывший автомобилист, то решил, что нужно сделать модельный ряд букетов. Как в ресторанах у салатов есть свои названия, так же должно быть и с цветами. Сложно представить, чтобы салат Греческий везде назывался по-разному. Я решил, что самый маленький букетик будет называться фанфанчик, следующий - минифан, мидифан, максифан и так далее.

Еще одно новшество: букет подрезается таким образом, что его можно поставить на стол, и он не упадет, а это означает, что не нужна ваза, которую так часто не могут найти. А еще можно поставить цветы в емкость со специальным гелем - и ты даришь автономный букет, для которого также не надо никаких ваз.

Чтобы продавать такие букеты, не нужен флорист. Достаточно продавца. Хороший флорист и хороший продавец – это зачастую совершено разные люди. Флорист может быть скромным и тихим, который ковыряется в цветах, а продавец должен быть другим. Соответственно я разделил два процесса – производство и продажу.

На сайте  ФанФан букеты представлены с людьми, чтобы был понятен реальный размер букета. Так тоже никто не делал.

Вы ведете блог. Как он помогает в развитии бизнеса?

Оказывается, я умею писать, и людям это нравится. Правило простое: заниматься этим регулярно, быть отзывчивым к людям. Я отвечаю практически на все комментарии, хотя это и занимает много времени. Записываю имена всех людей.

Не менее важно, что посты  всегда  пишу   искренне и достаточно откровенно. Если  расстроился и прослезился -  пишу об этом. Обычно мужчины не позволяют себе слабостей, потому что они закомплексованные, а я позволяю.

Ведение блога отнимает много времени, зато отдача колоссальная - завязываются новые знакомства, ты становишься интересен людям,  соответственно и твой бизнес.

Какие ошибки Вы совершали на протяжении карьеры?

Важно оформлять все документы правильно. И не надеяться, что твой партнер думает так же, как и ты. Человек предлагает открыть бизнес 50 на 50. Это не означает, что он собирается работать с тобой долго. Вполне возможно, что он рассчитывает кинуть тебя через полгода. А у тебя и мысли такой нет. Чтобы потом не кусать локти, надо грамотно оформлять все бумаги .

У меня сложилась такая ситуация: мы недавно открывали точку. Когда у нас с партнерами начались споры, человек продал точку,  и мы потеряли те деньги, которые инвестировали в этот проект. Потому что директор в ООО был его, а не наш.

Очень часто думаешь: а с чего вдруг меня должны кинуть? Надо просто на всякий случай заранее продумать все варианты, если такое произойдет. Конечно не доводя до паранойи, потому что если впадешь в крайности, лучше не начинать дело. В бизнесе  ведь всегда есть доля риска.

Как планируете развивать свой бизнес в будущем?

Компания развивается в разных направлениях. Есть  планы  создать приложение для айфона. Собираемся открывать новые точки.

  1. Розница – off-line магазины
  2. Сайт – продвижение. Продажа букетов, свадебная флористика, оформление крупных мероприятий
  3. Приложение для IPhone
  4. Летняя торговля: Арбат, Красная площадь, Парк горького
  5. Мероприятия:  Seasons, Восточный Базар
  6. Корпоративный сектор – автомобильные компании. Букеты для клиентов, которые получают новый автомобиль. Крупные компании – М.Видео, Борк, МедиаМаркт, Бош, Хайатт, Ритц, Ивент агентства.

А в автомобильный бизнес не думали вернуться?

Вход очень дорогой, рынок сформировался, теперь нельзя открыть кабинет-туалет. Я могу туда вернуться только наемным сотрудником, а про отношение к такой работе я уже говорил.

Сейчас мне достаточно того,  что  сотрудничаю с некоторыми авто компаниями. Придумываю для них слоганы, рекламу, занимаюсь пиаром в блоге.

Это мне нравится. А сам авто бизнес – это кошмар. Звонки в 5 утра, какие-то бесконечные  просьбы. Приходишь в кафе с девушкой, а к тебе подходят с вопросами … в итоге оставляешь девушку на пару часов, чтобы пообщаться с клиентами.

Когда приехал в Москву, первое время ловил кайф от того, что меня здесь никто не узнает. Сидишь в кафе, никто к тебе не подходит и ни о чем не спрашивает.

Пожелание для тех, кто начинает бизнес?

Начинать его :) Очень часто люди придумывают бизнес идею и останавливаются на этом.   Надо не бояться идти вперед, но быть осторожнее, просчитывая каждый шаг.

Партнеры
http://www.opora-credit.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/