01.12.2017
Надежда Донских

Московские украшения с восточной философией, или как построить семейный бизнес

Московские украшения с восточной философией, или как построить семейный бизнес

Не все семейные пары выдерживают испытание совместной работой, а тем более бизнесом. Многие откровенно говорят, что сошли бы с ума, находясь рядом 24 часа в сутки. Однако у Игоря с Катей все наоборот. Собственный бизнес – ювелирный бренд «Алхимия» – настолько органичен жизни семейной пары, что уже давно стал частью их самих.

История забытого калькулятора

Игорь и Катя – совершенно особенные. Они не просто ювелирные дизайнеры, создатели бренда «Алхимия», муж и жена. Они как будто немного с другой планеты, в хорошем смысле этого слова. Общаешься с ними вроде бы как со всеми, но чувствуешь, что за оболочкой обычных людей скрываются две огромные вселенные.

Таинственная глубина внутреннего мира наших героев  нашла отражение в ювелирных украшениях, которые они придумывают. У изделий есть душа, это абсолютно точно, и ей они обязаны своим создателям. Название марки – «Алхимия» – как нельзя лучше подходит этим украшениям. Античная, а позже средневековая наука о взаимодействии веществ. Игорь говорит, что алхимики  искали не столько философский камень, сколько стремились познать сущность своей души. Похоже, последнее им с Катей уже удалось.

Игоря и Катю всегда привлекал Восток, своей религией они выбрали буддизм. И это, несомненно, привносит тонкие особенности в дизайн ювелирных украшений.

Начало этой истории положил, как водится, случай.

«Алхимии» сейчас, наверное, не было, если б не калькулятор, который Катя забыла на вступительный экзамен по черчению в Московский архитектурный институт. Пришлось поступать на следующий  год. Так они с Игорем и оказались на одном курсе и вскоре поняли, что это судьба. Судьба быть вместе и создавать прекрасное. 

«Первый блин» обошелся дорого

Идея создавать ювелирные украшения пришла Кате. Она нарисовала первый эскиз, и выложила рендер в интернете.

Задумку оценили знакомые, и ребята решились на создание самого украшения. Подруга семейной пары делала чаши из глины. Игорь с Катей  взяли это за референс и переложили идею в ювелирную плоскость.  Так родилось первое изделие, которое  положило начало коллекции «Чаши». Она, кстати, существует до сих пор.

Однако первый результат оказался очень далёк от задумки. Ювелир, которому передали эскиз, смело адаптировал его к традиционному ювелирному искусству. Итог: минус 30 тысяч за белое золото, и еще столько же – за работу ювелира (золото потом переплавили). Ребята признаются, что и сейчас им очень смешно вспоминать эту историю.

Однако их вины в этом нет. И даже ювелир, который все сделал не так, не виноват. Виной всему – незрелый ювелирный рынок в России, который почти 10 лет назад не знал, что такое дизайнерские ювелирные украшения и чем они отличаются от заводского производства. Может быть, такие украшения и создавали единичные дизайнеры в узких элитных кругах, но о них точно не знали широкие массы. Сейчас ребята в шутку называют себя ветеранами российского ювелирного дизайна.

Кто в доме хозяин, или о ролях в семейном деле

Так, путем проб и ошибок, семья Комовых расширяла тропу авторского ювелирного дизайна в России.

Катя искала лучших ювелиров по всей Москве. Со временем собралась команда – 5 человек. Это мастера своего дела, которые теперь уже в точности воплощают все задумки дизайнеров.

Когда в бизнесе два руководителя, а особенно если это муж и жена, важно четко распределить обязанности. В «Алхимии» так: за творческую часть в основном отвечает Игорь, а за административную работу – Катя.

При  этом Игорь, как мужчина, все структурирует. Спрашиваю: кто из вас главный? Ни секунды не колеблясь, Катя показывает на Игоря.

Игорь гордо называют Катю своим «надежным тылом» и говорит, что без нее все бы развалилось.

Ребята считают, что семейный бизнес ничем не отличается от любого другого. «Если между партнерами много непрозрачностей, неправильно распределены роли, то начнется каша, люди будут нервничать и ругаться. Если люди квалифицированы в области коммуникации и психологии, тогда у них все будет хорошо, независимо от того, семейная ли они пара, или бизнес-партнеры», - уверен Игорь.

Ребята много времени посвятили саморазвитию. Свою печать наложило и время: как механизмы притираются друг к другу, так и Игорь с Катей за 10 лет совместной жизни стали практически единым целым. 

Особенности творческого бизнеса

Конечно, большинство предпринимателей живут своим делом, но все же бизнес в творческий сфере – это нечто другое. Его не оставишь за дверью, не доверишь коллегам и не отложишь до утра, выключив компьютер.

Есть пары, которые, работая вместе, договариваются не обсуждать дома рабочие дела. «Как они это делают?» – удивляются ребята.

Бизнес бизнесу рознь. Особенно, когда речь о творчестве. «Ну, вот пришло во время ужина вдохновение сделать новую коллекцию – не будешь же сидеть как на иголках и ждать утра, изображая счастливого супруга. Встанешь и пойдешь рисовать», - рассуждает Катя.

«Алхимия» слишком органична жизни семьи Комовых, слишком глубоко в нее проникла, чтобы отделять одно от другого. Тут уж, скорее, вся остальная жизнь подстраивается под бизнес. 

В поисках вдохновения

Если обычные люди, уезжая в путешествие, стараются абстрагироваться от работы, то Игорь с Катей, наоборот, в нее погружаются. Но не в административную часть, а в творческую. Путешествия - это приятный способ пополнить дизайнерский багаж новыми фактурами  и формами. Например, первые идеи для коллекции «Песок» ребята привезли из пустыни Негев. А коллекция «Царство» появилась после поездки в Дацан в Бурятии.

Сама работа над новыми изделиями для них - и есть вдохновение, наряду с путешествиями. Есть, конечно, более приземленный способ поиска новых идей. Ребята признаются, что раньше работали обособлено, никогда не интересовались, что там у других. Но год назад начали преподавать в Британской высшей школе дизайна. Чтобы найти примеры для студентов, стали заглядывать в Pinterest. Оказалось, то, что делает «Алхимия», очень даже вписывается в современные  тенденции ювелирного дизайна. И когда на странице японского мастера они находят образы, созвучные с работами «Алхимии», их это очень вдохновляет.  

С конкурентами под одной крышей

Сначала Комовы пошли по стандартной бизнес-модели: два магазина открыли в торговых центрах.  Они работали на поток приходящих в ТЦ людей. Но потом  случился кризис, и люди перестали заходить в ювелирные магазины. Тогда Игорь с Катей переориентировались на другую модель, и уже таргетированно подходили к аудитории, продавали больше через интернет. Спустя четыре года после закрытия магазинов в торговых центрах,  «Алхимию» позвали в «Амперсанд» - магазин, объединивший семь ювелирных марок под одной крышей. У основателей «Амперсанда» был опыт открытия магазина «12», поэтому Игорь с Катей решили рискнуть. Магазин успешно работает уже год.

Объединяться с конкурентами - далеко не новая бизнес-модель для многих сфер, например, дизайнерской одежды. Однако на молодом рынке российской авторской ювелирки ее можно назвать инновационной. Этим летом у студентов, которые проучились в Британке на курсе Игоря и Кати всего год, родилась смелая идея открыть свой магазин.Основатели «Алхимии» поддержали студентов, и в начале декабря в центре Москвы появится еще один творческий магазин начинающих ювелирных дизайнеров, где будут продаваться изделия учеников и их преподавателей. Название – «№1 jewelry», потому что студенты – из группы номер 1 ювелирного курса.

Выставки, награды и дальнейшие планы

Лучший показатель того, что бренд развивается в правильном творческом направлении – победы в конкурсах и участие в выставках. «Алхимии» в этом плане есть чем похвастаться.

Работы Игоря и Кати можно было увидеть этим летом в Государственном историческом музее. Музей янтаря в Калининграде выкупил работу «Сияние» для постоянной экспозиции - она заняла первое место в конкурсе, посвященном янтарю. Серия «Царство» заняла третье место на конкурсе, посвященном авторскому мастерству. А в этом году ребята получили награду в престижной премии A' Design Award.

Несмотря на все заслуги, расширяться создатели «Алхимии» пока не планируют. В общем-то, их можно понять. Заводом они становиться не хотят, этот бренд не создан для масс-маркета. А для того спроса, который сейчас есть, вполне хватает штата из 12 человек.

Как же прийти к тому результату, которого достигли Игорь с Катей за эти годы?

Найти «своего» партнера. Игорь уверен, что отношения нельзя воспринимать как нечто спонтанное. Люди должны подходить друг другу на многих уровнях. Часто конфликты внутри пар происходят  просто из-за незнания друг друга и, возможно, из-за неприятия глубинных вещей в партнере. «Мы с Катей договорились друг с другом не на уровне бизнеса, и даже не на уровне семьи и быта. Мы договорились на очень глубоких уровнях, связанных с религией, общими взглядами на жизнь и восприятием действительности», - говорит Игорь. Если рядом тот самый человек, вы будете эффективны и как пара, и, если захотите, как бизнес-партнеры. Другого варианта просто нет.  

 

Партнеры
http://www.opora-credit.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/