03.05.2013
Катерина Трубицына, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Александр Волощук, Dr.Tariff, предприниматель

Александр Волощук, Dr.Tariff, предприниматель

В последнее время на Портал приходит все больше молодых предпринимателей с успешными стартапами. Все проекты уникальны, каждый по-своему интресен, у каждого своя неповторимая история. Но объединяет их всех одно – энергия и жажда открытий, стремление идти вперед и горящие глаза. И сколько бы мы не говорили о проблемах малого бизнеса, о сложностях выхода на рынок, о повальном закрытии ИП, кажется, предпринимательство живет, и у него, несомненно, блестящее будущее.

Расскажи, как ты пришел в бизнес?

Я закончил МФТИ, занимался квантовой теорией рассеяния. К концу третьего курса начал понимать, что чисто фундаментальной наукой мне заниматься не интересно, а каких-то прикладных задач, которые бы вызвали у меня энтузиазм, не нашел. Заинтересовала экономика, начал читать книжки по бизнесу. После МФТИ изучал экономику в магистратуре ВШЭ, параллельно занимался различными проектами. В вышке готовили банковских аналитиков, мне это казалось скучным. Драйв, который есть в бизнесе, – вот самое интересное.

Первые проекты были неудачными?

Самый первый проект был некоммерческим – команда МФТИ под моим руководством выиграла в 2008 Студенческий турнир физиков на Украине. Позднее решили запустить Международный турнир на базе МФТИ. В первый же год собрали 8 стран, в том числе из Центральной Европы. Все удивлялись, как три студента смогли самостоятельно все организовать. В этом году турнир уже прошел в Швейцарии, собрав участников от Франции до Сингапура.

Первый коммерческий проект, тоже в студенческие годы, оказался невостребованным на рынке – мы придумали многоразовую упаковку для воды. Потом была электронная коммерция, интернет-магазин китайского чая. Здесь я просто понял, что далеко не уеду, если не буду любить то, чем занимаюсь. Потом познакомились с тезкой, Александром Шалённым. К тому моменту у него с партнером Юлией уже была компания по производству чехлов для планшетов Lemon Tree. Удалось войти в несколько крупных розничных сетей. Эта компания довольно успешно существует, и сегодня мы – крупнейший производитель аксессуров в России, собираемся выходить на международный уровень.

В чем была проблема предыдущих проектов?

Подводные камни без опыта были не видны. Но если меня что-то зажигает, сразу берусь делать. А ошибки – главные учителя предпринимателя.
Dr.Tariff пойдет дальше, я уверен.

А с чего началась история Dr.Tariff?

Проснулся однажды, деньги на телефоне кончились, понял, что что-то слишком много трачу на мобильную связь. Раньше у меня была Nokia N8 и мне очень понравилось приложение, которое показывало статистику, на что тратится заряд батареи. Я подумал: а почему для моего нового телефона на Android нет такого приложения, которое сможет показать мне статистику и подобрать тариф заодно? Вот так родилась идея.

Потом пообщался с программистами, половину функционала, который я хотел вложить в это приложение, они зарезали, но основное осталось. Довели приложение до ума, оттестировали. Несколько месяцев ушло только на тестирование, на то, чтобы убрать баги. Думаю, дизайн еще будет полностью переделан, чтобы сделать приложение более легким.

В чем конечный смысл приложения? Оно отслеживает статистику звонков?

Не только. Приложение собирает всю информацию о списании средств в удобные графики и подбирает список оптимальных для пользователя тарифов исходя из анализа длительности звонков, количества отправленных SMS, того, на телефоны каких операторов и в какие регионы чаще всего производятся звонки, в какое время суток и т.д.

Мобильные тарифы всегда сложные, с множеством нюансов. Это и логично, в противном случае бы операторы мобильной связи проигрывали в цене. Ведь мало кто из рядовых граждан заморачивается и постоянно следит за изменениями и обновлениями всего многообразия тарифных планов, подробно их изучает, а операторы обновляют расценки постоянно. По предварительным данным пользователи переплачивают в среднем 40% за счет неэффективности используемого тарифа.

Есть настраиваемые виджеты баланса, обновления подгружаются автоматически. Гибкое меню настроек мы создавали совместно с пользователями, благодаря меню обратной связи.

А еще мы отслеживали статистику спроса на мобильные приложения и оценили нашу аудиторию в несколько миллионов человек. Если исходить из средней экономии в 5 тысяч рублей на пользователя, получается, что приложение поможет сэкономить 6 млрд. рублей в год на мобильной связи. Вот такие занятные цифры.

Сколько времени прошло со дня рождения идеи до выпуска приложения?

Концепция родилась в начале прошлого года. Активная разработка началась прошлой осенью. На оформление идеи ушло немало времени, потому что я тогда в мобильных приложениях ничего не понимал, понятия не имел, как живет рынок. Изучал, что происходит, разбирался, на сколько оно актуально и нужно ли вообще.

Получается, ты все-таки анализировал рынок, перспективы?

Ну, для начала надо было разобраться, как вообще на этом можно заработать, или хотя бы окупить проект. Существует два способа. Первый и самый очевидный – брать деньги с пользователей. Но я считаю, что это не целесообразно. Второй подход подсказал мне один успешный инвестор из Кремниевой долины – он рассказал про Mint, миллиардный стартап, который подбирает оптимальные финансовые инструменты, а зарабатывает на аналитике денежных транзакций. Приложение может собирать обезличенные данные по звонкам – мы не можем ничего узнать о каком-то конкретном пользователе: ни кто он, ни куда он звонит, но уже с тысячи пользователей собрать аналитику можем легко. Подобная маркетинговая аналитика будет более чем полезна мобильным операторам. Я некоторое время работал в компании Nielsen в группе телеком-исследований и имею представление о том, какая информация им важна.

То есть в твоей жизни все-таки была работа по найму?

Да, стажировался как раз в маркетинговых телеком-исследованиях в Nielsen, и второй раз – в в стратегическом конcалтинге в BCG на крупном проекте в нефтехимической отрасли.

Крупные компании, перспективы роста... Почему бизнес?

Вот как раз про перспективы – спорно. В работе по найму всегда есть потолок. А я хочу расти, развиваться, заработать миллионы в конце концов.

Так что же для тебя предпринимательство – возможность заработать, или lifestyle?

Это – свобода. Свобода принимать решения, брать на себя ответственность и заниматься тем, что нравится. А деньги – как очки в спорте, как бонусы. Заработал, порадовался, вышел на новый уровень. Деньги нужны для реализации цели.

Какой?

У меня есть одна задумка, но пока держу в секрете. Расскажу, когда буду к ней приближаться.

Каковы твои бизнес-амбиции в рамках этого проекта?

Если все получится, а все обязательно получится, планируем усиливать присутствие в регионах, выходить в Европу. Прямых конкурентов у нас пока нет. Есть услуги по работе с детализацией счетов, но это все сложно и не всегда бесплатно.

Сколько человек в команде?

Костяк команды – это я и еще два программиста. Один пишет само приложение, другой – серверную часть. Сейчас подключился еще один по серверной части, чтобы быстрее парсить тарифы по регионам. Ну и друзья, знакомые помогают с копирайтингом, пиаром, дизайном. А друзей у меня много, потому что я много чем занимался.

Проект еще не окупается?

Все впереди, мы в начале пути. Пока это только вложения. Вложения и 4 часа сна в сутки. Но в этом есть кайф.

Собираетесь привлекать инвестиции?

Мы активно ищем инвестора, но вполне возможно, что сделаем первую продажу аналитики в ближайший месяц.

А уже есть какие-то мысли по поводу будущих проектов?

Есть одна задумка, связанная с кино. Мы хотим сделать мобильное приложение, которое заставит людей по иному взглянуть на кинотеатры. Но говорить пока рано об этом еще.

Вообще мне нравится заниматься технологическими проектами. Сейчас прорывные технологии появляются не раз в 30 лет, а каждые 2-3 года. Вокруг сразу же появляется куча сервисов, куча бизнесов. Появляются ниши, которых раньше просто не существовало. Магазины в наше время открывать уже не интересно.

Не возникает опасений по поводу того, что рынок мобильных приложений растет, и рано или поздно наступит перенасыщение?

Рынок по-прежнему не насыщен, хотя конкуренция растет, да. Но смартфонов становится все больше, и потенциал для входа на рынок все еще велик.

Да и вопрос качества никто не снимал. Нужно просто делать хороший продукт – он всегда найдет своего покупателя.

Посоветуй напоследок что-нибудь ребятам, которые хотят открыть бизнес.

Я бы посоветовал отключиться на время от внешнего мира, нащупать в себе какой-то страх, который будет одновременно связан с острым желанием добиться какой-то цели. Когда человек чего-то не делает, значит, есть страх, внутренние затыки. То, чего боишься, интереснее всего и важнее всего преодолеть. И, как только нащупаешь такую тему, нужно срочно идти и делать, и не останавливаться до тех пор, пока не обломаешь себе ноги или еще что-нибудь. Мне кажется, это – самый прямой путь для роста человека.

У тебя получилось побороть все свои внутренние страхи и затыки?

Нет, конечно не все. Но я точно знаю, что благодаря предпринимательству я стал другим человеком, больше радуюсь жизни. И это, наверное, самый главной плюс от того, чем я занимаюсь.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/