30.04.2013
Виктор Зажицкий, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Александр Фузеев, START HUB, директор

Александр Фузеев, START HUB, директор

Start Hub — это тестовый вариант, бизнес-модель, основной идеей которой является создание не одного, а сети Hub`ов. К тому же, в планах самого «Флакона» находится тиражирование подобных креативных кластеров, в каждом из которых будет Start Hub. О том, что такое Start Hub, в этом интервью расскажет Александр Фузеев.

Расскажите о том, как Вы пришли к созданию Start Hub. Что было до этого и что послужило причиной?

Start Hub — логическое продолжение двух проектов, созданных группой компаний Realogic на базе дизайн-завода «Флакон». Первый — это коворкинг на «Флаконе», который оказался очень успешным проектом, но из-за большой площади там не удалось реализовать изначальную концепцию. Второй проект — это Стартап-Платформа Realogic, виртуальный бизнес-инкубатор, который помогал стартапам. Его работа заключалась в дополнении функционала коворкинга — в проведении обучающих и командообразующих мероприятий.

При создании Start Hub мы руководствовались желанием помочь молодым предпринимателям, причём шли по принципу «Флакона», который одной из основных своих задач считает работу по изменению к лучшему качества окружающей нас жизни. В рамках такого явления как дизайн-завод «Флакон» попытки улучшения «среды нашего обитания» выливаются в самые разные мероприятия, проводимые для жителей и гостей нашего города. Вот, например, ставшие уже регулярными дни разных городов и стран… Они объединяют людей мегаполиса и пытаются изменить городские традиции в лучшую сторону. Нередко обитатели огромного города по сути являются одинокими людьми: они могут не знать, кто живёт с ними рядом на соседней площадке, чем он «дышит», какие у него проблемы. Исследовав европейские традиции и так называемый формат «познакомься с соседом», «Флакон» пригласил на свои площадки жителей со всего района, которые смогли познакомиться друг с другом и понять, как много рядом с ними интересных людей. Некоторые инициативы участников стали неожиданностью даже для организаторов: кто-то принёс еду, кто-то придумал увлекательные развлечения, — и в итоге получился замечательный праздник. И смотрите, ведь возможности отдохнуть, развлечься, и даже улучшить качество своей жизни окружают нас на каждом шагу, но как часто человек, сидя «в своей норке», не предпринимает никаких попыток к изменению своей жизни и только мечтает об этом!

И здесь обязательно нужно действие, именно поэтому в Start Hub мы планируем собрать молодых предпринимателей, которые могут хоть в чем-то, но улучшить окружающее нас «пространство», предлагая новые удобные сервисы, меняя дизайн и среду нашего обитания, создавая новые социальные сообщества. Это то, что нам близко, что нас воодушевляет, и мы хотим это активно продвигать.

Следует подчеркнуть, что Start Hub — это тестовый вариант, бизнес-модель, основной идеей которой является создание не одного, а сети Hub`ов. На наш взгляд у этой идеи очень большой потенциал. К тому же, в планах самого Флакона находится тиражирование подобных креативных кластеров, в каждом из которых будет Start Hub. Начать мы планируем с Москвы, но уже сейчас ведем переговоры с другими городами и даже с странами.

Наша идея состоит в том, чтобы там, где невозможно реализовать полноценный креативный кластер, — в небольших городах, где живёт 250-300 тысяч человек — создавать объединения по типу Hub`а. Не секрет, что крупные города «как пылесосы» втягивают в себя толковых людей. При этом человек может очень любить свой город и мечтать остаться жить в нем, если бы у него были такие же возможности, как в мегаполисе. Hub поможет это сделать. Мы собираемся не только поддерживать предпринимателей, но и помогать в трудоустройстве тем, кто входит в сообщество. Современные средства коммуникации позволяют легко общаться независимо от расстояний. Используя их возможности, мы сможем дать интересную работу людям, живущим на периферии. При этом у них появляется возможность, оставаясь в родных городах, получать в рамках Hub`а те же самые программы, которые имеют москвичи, и зарабатывать такие же деньги, как здесь. Таким образом, мы решаем задачу повышения качества жизни в каждом конкретном городе, закрепляем там молодые перспективные кадры. Кроме того, в данном случае очень перспективной моделью может стать реализация одной из современных тенденций групповой работы в соответствии с часовыми поясами: одни исполнители начинают работу, потом она переходит к другой группе, та передает следующей — в итоге мы можем создать группу от Владивостока до Калининграда, которая будет работать практически круглосуточно с высокой эффективностью. И это может стать серьезным конкурентным преимуществом по сравнению с традиционными командами одного часового пояса.
 


В Start Hub, как и во «Флаконе», существует понятие «третьего места» — здесь реализовано всё, кроме сна. В рамках существующего пространства можно работать, развлекаться и полноценно отдыхать. Кстати говоря, на «Флаконе» есть идея открыть хостел, чтобы на его территории можно было ещё и жить. Ведь люди разные, кто-то трудится по 14 часов, есть «совы», некоторые — «жаворонки», поэтому мы уже сейчас обеспечиваем работу до часу ночи, а собираемся вообще перейти на круглосуточный режим.

Хостел Вы хотите открывать сами?

Это стоит в планах «Флакона». В настоящее время мы сконцентрировались на Hub`е и активно развиваем это направление.

Почему мы выбрали Hub, а не коворкинг?

Hub — это концентратор, это не просто аренда рабочего места и организация совместной работы, он берёт на себя организацию сообщества, которое помогает предпринимателям.

Сейчас мы ведем переговоры с телеканалом «Успех» о запуске нескольких уникальных шоу, в которых оценить новые стартап-проекты смогут 13 строгих пользователей, 13 злобных менторов, 13 грозных инвесторов. Формат шоу должен привлечь большое количество людей, и у стартапов появится уникальная возможность получить многогранную обратную связь от разной аудитории, включая целевые группы пользователей. И если раньше было достаточно обозначить потребности целевой аудитории и постараться их удовлетворить, то сейчас этого нередко становится мало, необходимо дать яркие эмоции своим клиентам. И это одна из задач шоу.

Кстати, именно поэтому мы стараемся привязывать Hub к креативному кластеру — в современном мире только креатив поможет добавить те самые недостающие эмоции.

Наша задумка предполагает использовать возможности креативного кластера для того, чтобы в любой бизнес внести яркие эмоции, которые, с одной стороны, будут усиливать удовлетворенность пользователей предоставляемыми продуктами, а с другой — повысят «градус» успешности компании в глазах ее сотрудников. А успешная компания может инвестировать деньги в создание ещё более интересных для современного общества продуктов и сервисов. Сейчас мы, как пользователи услуг, нередко тратим много денег и при этом не получаем удовлетворения от покупок. Я готов платить больше, если за эти деньги у меня будет возможность получить дополнительные яркие позитивные эмоции! И мне нравится, что и молодёжь к этому стремится.

Как в Start Hub осуществляется отбор проектов?

На начальном этапе мы приняли решение не ставить никакого «фейсконтроля», но в перспективе будем отбирать только те проекты, которые хоть в чём-то улучшают качество жизни людей. Если бы мы хотели банально заработать, то просто сдавали бы рабочие места в аренду.

В рамках нашего проекта в ближайшее время начнёт свою работу акселератор, но, к сожалению, площадь позволяет нам вести одновременно только 3 проекта. Программа акселератора включает в себя полный цикл: от идеи до первых клиентов. У нас есть несколько программ по работе с инвесторами, и мы, конечно, будем привлекать инвестиции второго раунда для наших проектов.


Мы предоставляем проектам помещение, программу интенсивного развития, менторскую экспертизу, юридическую помощь, управленческий консалтинг. Отличительная черта нашего акселератора заключается в том, что деньги мы даём в крайнем случае, так как «большие деньги развращают, а маленькие раздражают». Очень много проектов провалилось, потому что на начальном этапе получили инвестиций больше, чем было нужно реально. Мне очень нравится фраза: «Если компания стала арендовать очень дорогой офис, покупать всем своим сотрудникам престижные машины, на ней можно ставить крест». Хотите научиться создавать успешный и стабильный бизнес? Научитесь делать это с минимальными деньгами.

Сейчас в России сложилась интересная ситуация: проектов много, но качественных среди них ничтожно мало. И тут дело даже не в нехватке качественных идей, главная проблема – дефицит команд, способных добиваться запланированных результатов. Поэтому все инвесторы в первую очередь смотрят на команду: если она демонстрирует хороший потенциал, то идею всегда можно «подкрутить». Очень много успешных стартапов и в России и за рубежом дважды, и даже трижды меняли бизнес-модель, приходя к принципиально отличающемуся от первоначального замысла результату. И в их успехе определяющим фактором, как правило, является хорошая команда.

Очень часто проблемы возникают не тогда, когда денег не хватает, а когда деньги появляются, чего многие предприниматели не понимают. И получается, что проект вроде успешный, а соучредители, создатели разругались и всё развалили. Мы будем делиться знаниями, которые помогут нашим подопечным избежать ошибок, типичных для всех начинающих стартапов.

На презентации Start Hub Вы говорили о том, что все люди на самом деле креативны. Просто одни об этом знают, а другие ещё нет. Как Вы пробуждаете в людях креативность?

Самый простой вариант — это совместная работа. Есть интересный инструмент, позволяющий людям раскрыть свою креативность: методы решения конкретной проблемы надо брать из принципиально другой области, тем самым меняя взгляд человека на задачу и расширяя арсенал используемых инструментов. В процессе развития креативности важно начинать с простых примеров, которые позволяют людям поверить в свои творческие способности. Например, во время любой пешей прогулки надо внимательно смотреть вокруг и замечать что-нибудь необычное. В чём необычность — нужно обязательно объяснить. Такое простое задание быстро развивает воображение и креативность (найти необычное в обычном): после нескольких занятий количество удивительного вокруг непременно возрастет.

Этот же подход можно использовать в реальном бизнесе, например, заставляя себя находить удивительное при первом посещении офиса партнера-клиента. Проверено на практике — такая креативная внимательность очень способствует позитивному укреплению взаимоотношений. Практика показывает, что после 2-3 занятий люди, которые не считали себя креативными, начинают входить «во вкус» творчества.

В работе Hub`а большое внимание уделяется обучающим программам. Расскажите о них.

Мы проводим и планируем дальше вести «точечные» программы, мастер-классы, задача которых «разбудить» способности и возможности человека. А для того, чтобы человек получил какие-то навыки, нужно, безусловно, системное образование. Поэтому мы планируем работать по двум программам. Первая называется «Fast Up» — это вся технология создания стартапов от идеи до первых клиентов, рассчитанная на 7 недель, по завершению которых нужно будет защитить свой стартап перед комиссией. Вторая программа называется «Займись делом», и акцент в ней сделан на эмоциональную «прокачку» людей. Здесь мы исходим из того, что большинство людей могут при желании «свернуть горы», просто им нужна эмоциональная поддержка и «снаряжение».



В качестве экспертов в процессе обучения мы будем привлекать не только известных людей, но и молодых ребят, потому что нередко «гуру» уже просто не помнят о многих важных на старте мелочах, потому что перешли на другой уровень уже. Понятно, что опыт «великих» всем интересен, но не менее полезно общение и с теми, кто совсем недавно впервые прошел тернистый путь от идеи до успешного бизнеса.

Существует ли конкуренция между коворкингами?

Мы готовы дружить со всеми, потому что рынок в России огромный. Конечно, коворкингов много, но активных людей значительно больше, чем могут вместить все существующие в настоящее время коворкинги и хабы — их можно сотнями создавать, и особой конкуренции не будет. Просто каждый хаб должен иметь уникальное позиционирование.

Что получает молодой человек, приходя в Start Hub?

Прежде всего, это возможность креативного развития. Без этого в современном бизнесе невозможно быть успешным. У нас начинающий предприниматель получает не только основные знания и навыки по бизнесу, но и разностороннее развитие в других областях.

Пожалуй, самое главное — это свобода творчества, сообщество единомышленников и эффективные коммуникации.



Какой совет вы можете дать начинающему предпринимателю?

На самом деле, все успешные стартапы основывались на одном — не надо бояться делать. Нужно строить гипотезы и максимально быстро их проверять. Надо «гореть» своей идеей и продвигать ее везде, где только можно. Пусть даже проекта ещё как такового и нет, но если ты понимаешь, кто твой клиент и что ему нужно, найди его, схвати за руку, покажи нарисованные пусть даже на салфетке идеи, спроси, нужен ли ему такой проект и за что он готов платить деньги. Для стартапа важна скорость развития и оперативная обратная связь от рынка. Если ты будешь долго создавать прототип, «вылизывая» его, то можешь обнаружить, что весь рынок уже «съели» конкуренты. Просто они не постеснялись выйти к клиентам с нарисованным на салфетке интерфейсом своего продукта. Поэтому надо как можно быстрее делать простейший прототип и тут же получать обратную связь от рынка, чтобы сделать не только нужный, но и красивый продукт. Чем раньше стартап начнёт общаться со своей целевой аудиторией, тем эффективнее будет его проект.

Партнеры
http://www.opora-credit.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/