В рамках Всероссийского форума стартап-студий прошла сессия «Арсенал современного вуза: создаем среду для запуска стартап-студий #Университет 3.0».
Развитие предпринимательства и увеличение количества стартапов в университетской среде — важный индикатор модели Университета 3.0. Всё более актуальной становится данная модель, в которой усиливается связь предпосылок – о составляющих креативной среды, стимулирующей к образованию, науке и инновациям. Но для развития инноваций необходим ряд предпринимательской самореализации - вот об этом шла речь на этой сессии.
Марина Липецкая, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад», выступила в качестве спикера-эксперта. Рассматриваемая далее информация была получена экспертом за время работы в Санкт-Петербурге в течение последних трех лет.
Сегодня Фонд поддержки инноваций молодёжных инициатив и центр стратегических разработок «Северо-Запад» уже реализуют серию проектов по созданию современной и культурной среды для студентов, преподавателей, исследователей и бизнеса.
Существует 2 теоретические модели, на которых базируются практические кейсы:
- Подход к оценке вклада в формирование современного города. Становление города невозможно без развитой, динамичной экономики, поэтому в центре стоит региональный продукт, то есть то, что производится на территории населённого пункта, и то, что создаёт дополнительные возможности вложения средств в иные сферы. Региональный продукт, в свою очередь, состоит из двух компонентов - это продуктивность и новая занятость. Но что же может на него повлиять? Было выделено 5 ключевых моментов: прорывные технологии, новые квалификации, новые отрасли и рынки, дизайн и инновации, культурный капитал.
- Следующий аспект затрагивает вопрос возможности университета быть агентом или арендным пространством для современного города. Рассмотрев 5 аспектов влияния выше, можно прийти к выводу, что они совершенно не типичны университетам, они находятся вне. Что же делать вузам? Марина Липецкая выделила 4 элемента, которые составляют университет 3.0 в
- идеальной картине мира:
• Видение
• Лидерские группы
• Опыт
• Тираж и внешняя практика
Также последние 30 лет в культуре происходит разворот в сторону общества, это значит, что культурой признаются практически все существующие процессы.
Так появилось понятие «экономика впечатлений». Это феномен при котором осуществляется не просто продажа товаров и услуг с целью удовлетворить потребности клиента, а продвижение товаров или услуг на рынке с помощью эмоций, которые возникают в связи с взаимодействием с этим товаром или услугой.
Университет также может стать местом концентрации культуры, например, путём открытия «Точек кипения» в вузах и колледжах. В Санкт-Петербурге за последние годы они появились в РГПУ им. Герцена и в ГУАП. Это достаточно банальный пример, дальше мы рассмотрим более современные методы достижения поставленной цели.
- Введение формата открытых и летних школ дизайна. Их реализовали несколько учебных заведений, например, Академия им. Штиглица и Высшая школа экономики.
- Ещё один блок включает в себя создание шоу-румов и музеев прямо в зданиях учебных заведений. Это помогает сохранить творческое начало и вдохновение в создателе объекта искусства, если его идея остаётся не реализованной, ввиду отсутствия запроса рынка.
- Также хорошо работают образовательные формы нового типа, потому что необходимо закрывать цифровой разрыв. Сюда же можно отнести молодёжный форсайт (экспертиза и аналитика научных фрондеров по актуальным для рынка темам, выявление и привлечение к диалогу молодых учёных и начинающих исследователей в быстро растущих тематиках).
- Конечно же, стоит задействовать новые отрасли рынка. Акселерация, конкурсы стартапов под задачи отраслей; Агрегация отраслевого спроса на реверсный инжиниринг и разработки; Создание ассоциаций в новых рынках, например, «Искусственный интеллект в промышленности».
- Крайний блок включается в себя экспериментальные программы по ИИ в науке: выдача грантов на расширение области собственных знаний, создание школ публичной коммуникации и презентации, открытие научных лабораторий по прорывным тематикам.
Подводя итоги, стоит отметить, что Университет 3.0 уже активно взаимодействует с гражданами, приходят новые люди, и пространство начинает капитализировать окружающую среду. Эффект имеет географическое и пространственное измерение.
Также усложняются, умножаются и распространяются новые, более эффективные форматы, чем были ранее. Становится проще реализовать сотрудничество бизнеса и конкретного студента или исследователя. В данном случае отлично работают конкурсы. Более того, увеличивается количество произведённых инновационных продуктов.