Подпишись на рассылку

Для чего нужен бизнес-план?

Для чего нужен бизнес-план?
Автор: Анна Рыбникова, Шамиль Юсупов

Нужен ли бизнес–план вашему проекту? Ответ можно дать только в том случае, если хорошо знаешь, что из себя представляет этот инструмент развития бизнеса и для чего он нужен. Давайте разберёмся.



«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Н. Ротшильд

 



«Бизнес-план не нужен никому. Просто работаешь – и всё!», — рассуждает Алексей Васильев, создавший свой стартап в кризисном 2009 г. в сфере медиа. «Мы уже начали писать бизнес-план. При этом и без него мы уже сделали достаточно много», — мнение Александра и Анастасии Турчиных, учредителей нового бизнеса-проекта «СемиНотка» в сфере образовательных услуг. А нужен ли бизнес-план вашему проекту? 



Суть бизнес-плана.

 

Начнём с понятия «бизнес-план». Современный экономический словарь содержит следующее определение:  «БИЗНЕС-ПЛАН — программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности». Можно сделать вывод о том, что бизнес-план — это всё о бизнесе, и это всё, что мы знаём о нём. Однако сформируем более детальное представление. В прикладном смысле бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. К таким аспектам в обязательном порядке относятся:


1) сведения о содержании вашего бизнеса и направлениях его работы;


2) оценка рынка, на который выходит ваша компания и доли, которую вы хотите на нём занять;


3) планируемые объёмы продаж и то, как они будут достигнуты;


4) план приобретения необходимых ресурсов для производства товара или услуги;


5) план по трудовым ресурсам;


6) финансовый план, который обобщает всё перечисленное в денежно-материальном выражении.


Содержание бизнес-плана определяет роль, которую он выполняет в бизнесе. Прежде всего, он даёт ответы на весьма конкретные вопросы, главные из которых: а будет ли предприятие выгодным и устроит ли вас результат его прибыльной работы? Но прежде чем однозначно ответить «да» или «нет» на эти вопросы в бизнес-плане проясняются следующие моменты:


— каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться;


— кто основная целевая аудитория проекта и какова стратегия конкурентной борьбы;


— какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;


— сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;


— каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;


— какой может быть рыночная цена на данную продукцию, и как на нее повлияют конкуренты;


— какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;


— каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить и т.д.




Кому это нужно?

 

Допустим, вы бы могли обойтись без этих, пусть очень важных, но не жизненно необходимых знаний о вашем бизнесе. В конце концов, есть такие вещи, как предпринимательские жилка, интуиция, заинтересованность. Однако честно ответьте на вопрос: сможете ли вы построить бизнес в гордом одиночестве так, чтобы это одиночество стало ещё и богатым? Предугадываем, что нет. Тем более, если на первоначальном этапе развития проекта необходимы материальные инвестиции. А почему инвестор или кредитор должен верить в успех вашего дела, если, конечно, он не ваш старый друг или знакомый? Эту незадачу помогает решить бизнес-план, заключающий в себе две цели: внутреннюю и внешнюю.


Внутренняя цель бизнес-плана в качестве целевой аудитории предполагает вас и сотрудников компании. В особенности топ-менеджмент, который в своих действиях обязан отталкиваться от чёткой стратегии, а не прогноза погоды и личного настроения.


Внешнее назначение бизнес-плана предполагает целевую аудиторию в виде инвесторов, кредиторов и всех тех людей, которые имеют возможность и желание вкладывать средства в чужой бизнес. Тогда как защита средств инвесторов — это моральный и юридический долг предпринимателя, самым необходимым документом при разговоре с оными становится бизнес-план.


Олег Саввович Очеретнюк, генеральный директор консорциума FSB Center, занимающегося поставками международных финансов в различные проекты, сделки и контракты, делится бизнес-притчей: «Конференция... Среди участников губернаторы, владельцы большого и среднего бизнеса, и, конечно, владельцы малого бизнеса тоже. Среди гостей — солидный инвестор "СЭМ" (одно из нарицательных имён щедрых инвесторов, – прим. ред.) с командой: возвращались из поездки по Юго-Восточной Азии. Все выступающие предприниматели жалуются на недостаток финансирования или его дороговизну и недоступность. В конце конференции (13:00) «СЭМ» поднимается прямо в зале и на ломанном русском произносит, что у него самолёт только завтра вечером, и он до этого времени сможет рассмотреть со своей командой, к сожалению, только 5—8 бизнес-планов на сумму до 200 млн $, и ждет всех соискателей в конференц-зале гостиницы, где остановился. Что вы думаете? «Ломанулись» и принесли 100 бизнес-планов? Черта-с-два (простите за моветон). Был один средней руки предприниматель с бизнес-планом, который у него до этого даже в местечковом банке не приняли. Вот хотя бы для таких случаев нужно иметь под подушкой с пяток-десяток БП, отпечатанных при этом с типографским качеством».


Из этой истории само собой становится очевидным внешнее предназначение бизнес-плана как визитной карточки проекта. Зачастую именно он может открыть дверь в мир успешного бизнеса. Однако стоит учесть, что иногда целесообразно составление нескольких бизнес-планов, отличающихся сугубо внутренней или внешней направленностью.



Зависимость от специфики бизнеса.

 

Разумеется, то, каким будет бизнес-план, зависит от проекта: его характера и целевой направленности, степени риска и др. Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, отделения банка или предприятия сферы услуг.


Если практика детального бизнес-планирования — неотъемлемая черта крупного бизнеса, то в сфере малого и среднего предпринимательства такой чёткой установки на мельчайшие подробности нет. Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объёма информации и уровня её детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.


Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы для всех вариантов представления бизнес-плана — краткого резюме или развернутого и всестороннего варианта. Разница между ними только в объёме информации — резюме, в отличие от полного варианта, содержит только основную информацию и выводы.


Структура бизнес-плана в свою очередь зависит от цели его написания.


Итак, бизнес-план может быть нужен для:


— получения кредита в банке;


— привлечения инвестора или партнера;


— предварительной оценки инвестиционного проекта;


— проведения презентации бизнес-проекта;


— внутрифирменного планирования и т.д.


В каких-то случаях отдельные разделы могут рассматриваться более детально, а некоторым разделам может не уделяться особого внимания.



Влияние главных макроэкономических факторов.

 

Мы уже говорили о том, что бизнес-план включает оценку ситуации на рынке. Разумеется, любой рынок подвержен общеэкономическому влиянию. И хотя сегодня бизнесмены всё больше пытаются игнорировать надоевшее слово «кризис», не учитывать сложности в экономике при планировании предприятия просто нельзя. Риски становятся слишком велики!


Константин Локтев, руководитель отдела проектов маркетингового агентства ROIF Expert отмечает возросшую актуальность бизнес-планирования в кризис как тренда: «В условиях кризиса денежные средства, как ресурс, находятся в дефиците, и инвесторы более требовательно относятся к инвестиционным проектам. С началом кризиса я заметил такое явление: всё больше инициаторов проектов на этапе предварительной оценки прибегают к услугам профессионалов в сфере бизнес-планирования. В данном случае они стремятся понять, будет ли их проект в принципе эффективен и насколько. Дело в том, что до кризиса ситуация была противоположная: инициаторы часто обращались за бизнес-планами уже непосредственно перед подачей документов в банк. До этого, насколько я видел, молодые предприниматели без расчетов были уверены в том, что "дело пойдет". Это касается в основном малого бизнеса».


Слова эксперта подтверждают представители консалтинговых компаний. По их данным, спрос на бизнес-планирование в кризис не упал.



Решение за вами.

 

Составлять бизнес-план или действовать в построении бизнеса по наитию — решать предпринимателю. Но в любом случае надо помнить, что к моменту обсуждения с инвесторами вам крайне необходимо иметь конкретные цифры прибыльности своего проекта и его возможной убыточности при определённых условиях. Что ждёт бизнес Алексея, отказывающегося создавать бизнес-план, и Александра с Анастасией, вот-вот приступающих к планированию, покажет время. А как это отразится на вашем бизнесе?



Резюме.


Чтобы разобраться, нужен ли бизнес–план вашему проекту, крайне важно знать, что из себя представляет этот инструмент развития бизнеса и для чего он нужен именно вам.


Главные аспекты, отражаемые в бизнес-плане:


1) сведения о содержании вашего бизнеса и направлениях его работы;


2) оценка рынка, на который выходит ваша компания и доли, которую вы хотите занять;


3) планируемые объёмы продаж и то, как они будут достигнуты;


4) план приобретения необходимых ресурсов для производства товара или услуги;


5) план по трудовым ресурсам;


6) финансовый план, который обобщает все перечисленное в денежно-материальном выражении.


Кроме того, в бизнес-плане проясняются следующие моменты:


— каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;


— кто основная целевая аудитория проекта и какова стратегия конкурентной борьбы;


— какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;


— сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;


— каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;


— какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;


— какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;


— каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить и т.д.


Существует два предназначения бизнес-плана:


— внутреннее,  для вас и сотрудников компании;


— внешнее, для ваших инвесторов, кредиторов и т.п.


Очень важна специфика бизнеса. Бизнес-план производственного предприятия будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, отделения банка или предприятия сферы услуг.


Структура бизнес-плана зависит от цели его написания:


— получение кредита в банке;


— привлечение инвестора или партнера;


— предварительная оценка инвестиционного проекта;


— проведение презентации бизнес-проекта;


— внутрифирменное планирование и др.


Также важным моментом для бизнес-планирования является учёт главных макроэкономических факторов.


Статьи по теме:


book.jpg Как сделать бизнес-план?

воскл.jpg Новый взгляд на бизнес-план

Без имени-1.jpg Как подготовить и провести презентацию бизнес-плана?

кошелек.jpg Покупка готового бизнеса: плюсы и минусы

монета.jpg Как написать коммерческое предложение?

Скопируйте код в ваш блог:

В вашем блоге это будет выглядеть так:

Для чего нужен бизнес-план? Для чего нужен бизнес-план?

Нужен ли бизнес–план вашему проекту? Ответ можно дать только в том случае, если хорошо знаешь, что из себя представляет этот инструмент развития бизнеса и для чего он нужен. Давайте разберёмся.

Комментарии ВКонтакте


Комментарии FaceBook

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter