Александр Левин, исполнительный директор Фонда поддержки внешнеэкономической деятельности МО

Централизация госзакупок: плюсы и минусы

Централизация госзакупок: плюсы и минусы

Минувший год оказался чуть ли не рекордсменом по количеству нововведений в процесс госзакупок – больше процессуальных изменений было внесено, пожалуй, только в 2013-2014 годах, в связи с подготовкой к олимпиаде в Сочи. Суть же текущих изменений сводится к централизации государственных закупок, дабы они проходили по одному принципу, и желательно по единому стандарту, что должно ускорить процесс выбора поставщика и заключения договоров, а также упростить и дополнительно систематизировать существующую довольно разветвленную и сложную систему.

Главной инициативой 2017 года является переход к централизованной системе закупок как эффективному средству облегчения доступа малого и среднего бизнеса к системе госзакупок в целом. Задача вполне актуальна, учитывая, что проблема доступа к государственным тендерам для малого и среднего бизнеса действительно существует. В настоящее время этот сегмент участвует в 10-12% закупок, в зависимости от региона. Надо же минимум 15%. Однако какова же регулятивная задача: экономия бюджета или все же оптимизация системы? За последние десять лет в равной степени объединить эти цели еще ни разу не получилось.

Ряд законодательных инициатив в области госзакупок по сути сводится к их централизации, как, например, это сделано в области закупки медицинских препаратов. С одной стороны, это делает систему госзакупок более управляемой, с другой же – непрозрачной. Все инициативы в области организации госзакупок все больше размывают сферу ответственности собственно потребителей этих закупок.

Главным и бесспорным плюсом введения централизации госзакупок по некоторым товарам и услугам, предоставляемым малым и средним бизнесом, является удешевление этих позиций. Например, в связи с централизацией закупок лекарств для ВИЧ-инфицированных снижение стоимости препаратов достигло аж 80%. Стандартизация закупок (то есть ГОСТ) также на первый взгляд является бесспорной победой существующей регулятивной системы. С точки зрения контроля расхода государственных средств централизация также обращается сплошными плюсами: контролирующим органам лучше иметь одну подотчетную организацию, нежели создавать целую систему контроля за эффективностью закупок в каждой клинике.

Вместе с тем, вопрос о соотношении цена-качество по-прежнему решается при помощи использования ГОСТов, как это было в Советском Союзе. К слову сказать, вся система централизации госзакупок очень походит на ту, что существовала в советское время (то есть система плановых закупок): клиники сообщали в центр, сколько и какие препараты им нужны, и согласно государственному регламенту проводилась закупка. Проблема в том, что наличие ГОСТов не решает вопрос «цена-качество», а просто говорит о том, что данный товар или услуга являются безопасными для жизни сами по себе. Поставщиков достаточно много, их товары и услуги во всех случаях соответствуют ГОСТу, однако могут существенно разниться по качеству. Система централизованных закупок качество предоставляемых товаров и услуг вне рамок ГОСТа никак не регламентирует.

Если речь идет о стандартных товарах или услугах, где требования к качеству объективно невысокие – это не опасно. А когда речь идет, скажем, о коронарных стентах, где качество напрямую влияет на успех лечения? Самое страшное то, что ответственность за качество товара или услуги перекладывается собственно с потребителя (в данном случае – врача) на специалистов по закупкам. С одной стороны, это действительно помогает избавиться от «своих» поставщиков, с другой же – что плохого в том, что те или иные госучреждения давно работают с выбранными подрядчиками?

Во многих развитых странах существует такое понятие как «надежный поставщик», когда товары или услуги того или иного поставщика признаются надежными, и при госзакупках он проходит упрощенную процедуру. Это решает сразу массу проблем. Во-первых, у подрядчиков есть уверенность в завтрашнем дне – он в определенной степени уверен, что государственные контракты он получит. Во-вторых, это решает вопрос со сроками: упрощенная процедура позволяет провести полный цикл торгов вплоть до заключения контракта в течение месяца, в то время как для субъектов малого и среднего бизнеса процедура, скажем, выбора подрядчика на ремонт кровли может затянуться на полгода и даже дольше, так что ситуация, при которой работники приступают к собственно решению задач в декабре, является вполне распространенной практикой.

Вопрос о том, насколько внешнеэкономическая деятельность – а именно экспорт собственных товаров и услуг за рубеж – помогает при отборе подрядчиков, также никак не решается. Меж тем, скажем, в ЕС существует весьма жесткая сертификация как импортеров, так и экспортеров. То есть тот же стент, не прошедший внутренний контроль, из ЕС на другие рынки просто не выпустят. В России же даже если тот или иной поставщик экспортирует свою продукцию за рубеж, успешному участию в госзакупках это никак не способствует. Конечно, малому бизнесу доступен активный экспорт в случае либо уникальности товара или услуги, которые он предоставляет, либо в случае если он давно и плотно работает на российском рынке. Но ведь и те и другие случаи не редки. Отчего-то и этот признак качественности подрядчика в госзакупках никак не отражается: есть целый ряд компаний, представителей малого и среднего бизнеса, которые давно и успешно работают с коммерческими организациями, но к государственным закупкам никак пробиться не могут.

В свете вышесказанного – а не слишком ли мы торопимся с централизацией? Возможно, имеет смысл сначала внедрить определенные процедуры, которые позволили бы качественным поставщикам проходить процедуру госзакупок быстрее и легче, при этом учесть и опыт работы, и отзывы, и репутацию на рынке, и участие в экспорте и многие другие факторы. Тогда и сами подрядчики будут более уверены в том, что получат государственные контракты, и государство обеспечит спрос на товары и услуги малого бизнеса.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/