Алексей Скобелев, Markswebb Rank & Report

e-Finance User Index 2014 — исследование пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России

e-Finance User Index 2014 — исследование пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России

Онлайн-платежи, дистанционные банковские сервисы, электронные деньги, платежные системы — эти понятия, изначально далекие друг от друга, за последние годы необычайно сблизились и переплелись, насытив российских интернет-пользователей множеством сервисов, позволяющих получать, хранить, управлять и тратить деньги, не отходя от компьютера и не выпуская из рук мобильное устройство.

Вместе с тем до настоящего момента на рынке не было полноценных исследований, освещающих все аспекты потребительских запросов финансовых сервисов. Однако исследование e-Finance User Index 2014, в основе которого лежит репрезентативный опрос более 3 тысяч респондентов, позволило это понять.

В ходе исследования стало понятно, что большинство пользователей интернета в России (68,7%) используют хотя бы один из сервисов дистанционного банковского обслуживания (ДБО), а именно: интернет- банк, мобильный банк или SMS-банк, а это 19,4 млн человек*. Больше половины из этих людей отметили, что используют, как минимум, два разных типа сервисов ДБО (например, интернет-банк и мобильный банк). А каждый четвертый — сразу три разных типа сервисов ДБО. Интернет-банком для физических лиц пользуется 54,6% российской интернет-аудитории, или 15,4 млн человек, мобильным банком — 38% (10,8 млн человек), а SMS-банком 34,3% (9,7 млн человек).


Интернет-банкинг является наиболее популярным финансовым сервисом в российском интернете, причем 3/4 всех пользователей интернет-банков отметили, что используют интернет-банк «Сбербанка». Второе и третье место по популярности занимают, соответственно, системы Альфа-Клик «Альфа-Банка» и Телебанк «ВТБ24», уступая аудитории системы «Сбербанк Онлайн» в пять раз. Среди десяти наиболее популярных интернет-банков отсутствуют системы таких крупных розничных банков, как «Росбанк», «Банк Москвы», «Россельхозбанк», «Газпромбанк», что в целом может свидетельствовать как об особенностях клиентской базы соответствующих банков, так и о качестве их дистанционных сервисов. Напротив, в десятке наиболее популярных интернет-банков оказались сервисы «ТКС Банка» и «Связного Банка» — банков, делающих большую ставку на онлайн-обслуживании розничных клиентов.

В среднем около 20% пользователей интернет-банков начали ими пользоваться в течение года — самые популярные интернет-банки (в том числе «Сбербанк Онлайн») демонстрируют примерно одинаковую долю «новичков». Из общей картины выбиваются интернет-банки «ТКС Банка» и «Промсвязьбанка», среди пользователей которых доля «новичков» составила около 30%, и интернет-банк «ХоумКредит Банка», пользоваться которым за последний год начала почти половина существующей аудитории интернет-банка. Около половины пользователей интернет-банков заходят в интернет-банк раз в неделю или чаще. От средней частоты пользования заметно отличаются показатели интернет-банков «ХоумКредит Банка» и «Промсвязьбанка» — доля активных пользователей среди аудитории этих интернет-банков заметно ниже среднего.

 

 

Важной вехой развития финансовых сервисов в России являются электронные кошельки. Согласно исследованию, большинство пользователей интернета в России (56,6%)пользуются хотя бы одним электронным кошельком. При этом, 34,4% отметили, что пользуются кошельком WebMoney, 32,3% — Яндекс.Деньгами. QIWI Кошелек используют 24,6% российских интернет-пользователей, а 9,7% указали, что пользуются платежной системой PayPal. Меньше половины пользователей электронных кошельков за месяц совершили хотя бы одну платежную операцию с помощью электронного кошелька: оплачивали покупку в интернет-магазине (в том числе за электронные товары, билеты), мобильную связь, доступ в интернет или другие абонентские услуги, штрафы, налоги или иные платежи или совершали переводы.

Говоря о структуре аудитории, совершающей платежи, переводы и иные денежные операции онлайн, авторы исследования отмечают, что в целом это практически не зависит от конкретного используемого инструмента. Наиболее заметно выделяется аудитория плательщиков через электронные кошельки, доля мужчин в которой превышает долю женщин, в то время как распределение плательщиков, использующих интернет-банк или мобильный банк, практически повторяет распределение по полу всей интернет-аудитории с небольшим перевесом в пользу женщин. По возрастному составу аудитория плательщиков через электронные кошельки похожа на аудиторию интернета в целом с небольшим перевесом в пользу людей в возрасте до 25 лет. Для аудитории плательщиков через интернет-банк и мобильный банк характерна более значительная доля людей в возрасте 25-34 года. Если говорить о доходах аудитории, использующей любые инструменты онлайн-платежей, то это, как правило, более состоятельные люди, нежели средний интернет-пользователь. При этом, структуры плательщиков через интернет-банк и электронный кошелек по доходу практически совпадают, а структура плательщиков, пользующихся мобильным банком, имеет заметный перекос в сторону наиболее состоятельных россиян — доля людей с доходом выше 50 000 рублей среди пользователей мобильных банков в полтора раза больше, по сравнению с аналогичной долей среди всех интернет-пользователей. С точки зрения географии проживания потребителей, можно отметить, что в большинстве случаев это жители Москвы (за счет меньшей доли жителей небольших городов). При этом, для пользователей, совершающих платежи через электронные кошельки, эти различия наименее заметны. Наибольший перекос в пользу крупных городов имеет аудитория плательщиков через мобильный банк, доля городов-миллионеров (включая Москву и Санкт-Петербург) которых составляет ровно 50%, тогда как среди всех интернет-пользователей жители городов-миллионеров составляют менее 45%.

 


Интернет-банк — наиболее активно используемый платежный инструмент в российском интернете, что доказывают данные, приведенные в исследовании, которое в свою очередь может стать «настольной» книгой всех менеджеров сервисов ДБО, менеджеров по маркетингу, руководителей направлений ДБО, маркетинга и электронного бизнеса в банках, а также менеджеров и руководителей электронных платежных систем, интернет-магазинов и интернет-сервисов, зарабатывающих на платежах от пользователей.

Надеемся, что данный материал дал исчерпывающие ответы на все основные вопросы, связанные с пониманием пользователей ДБО, электронных денег, онлайн- и мобильных платежей.

Читать по теме:

Эффективность интернет-банков для физических лиц

Как приведенного на сайт потребителя превратить в покупателя?

_________________________
* из расчета 28,3 млн суточной аудитории интернета в России.

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/