28.01.2011

Юрий Литвинов, Отдел молодежного предпринимательства при Московском центре развития предпринимательства, Начальник

Юрий Литвинов, Отдел молодежного предпринимательства при Московском центре развития предпринимательства, Начальник

«Показателем здоровья фирмы является то, сколько налогов она платит в государственную казну. Если фирма не платит налогов, она не работает»

При реализации бизнес идеи встает вопрос о финансировании. Где начинающему предпринимателю взять деньги на создание и развитие бизнеса?  Кто-то специально выбирает область, не требующую затрат на начальном этапе, кто-то смело берет кредит в банке, не боясь огромных процентов. Есть вариант, который многим почему-то кажется наиболее сложным – обратиться за субсидией.  Миф о сложности получения субсидии попытался развенчать начальник молодежного отдела Московского центра развития предпринимательства Юрий Литвинов в интервью Порталу начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru


О персоне: Юрий Литвинов, Начальник отдела молодежного предпринимательства при Московском центре развития предпринимательства

Юрий, Ваш отдел - подведомственная организация Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. Какие основные направления Вашей деятельности?
 
Одно из основных направлений, которое с 2006 года является приоритетным  -  создание условий для развития предпринимательства в молодежной среде. Причем не столько в формате привлечения молодежи к этой деятельности, сколько в формате развития субъектов малого молодежного предпринимательства. Отдел  работает с молодыми предпринимателями по разным направлениям. В Москве существует  целый ряд  городских  программ, которые помогают бизнесу развиваться:  это  продвижение на рынок, обучение,  юридическая помощь,  финансовая, и т.д. К примеру, мы занимаемся   пропагандой  правильной культуры предпринимательства. Речь идет о том, что налоги  отчисляются  не просто так: это деньги, которые уходят на социальные нужды, на развитие города.  Поэтому мы разъясняем,  что бизнес выгоднее  делать в «белую», помогаем «снимать»  административные барьеры там, где они существуют. 
 
Предпринимательство – это осуществляемая на свой страх и риск деятельность. Кому же  рисковать, как не молодым? Но без хорошей методической базы  начинать с «нуля» - это путь долгий и не всегда успешный. С  2006 года у нас  отрабатывались методики работы с молодыми предпринимателями.  Выпускались  методические пособия. За 4 года мы выпустили брошюры на многие  темы: как открыть свою фирму, как получить субсидию и т.д. Из этого всего самой востребованной оказалась брошюра: «Как получить финансовую поддержку?».  Учитывая это,  мы запускаем серию данных пособий. Сейчас разрабатываем тему  субсидий: как их получить, как за них отчитываться. Следующий этап – как найти инвестора, как отчитываться перед инвестором, какие есть слабые и сильные стороны финансирования и т.д.
 
Кто ваши потенциальные партнеры? Где вы их находите?
 

За этот период мы работали со многими молодежными объединениями: «Гражданской сменой», «Молодой гвардией», проводили массовые, узкоспециализированные мероприятия. Была проделана достаточно большая  работа.  Но в результате мы получили  всего по 30 проектов в год на Москву. Это очень мало, даже если учитывать, что некоторые ребята задумались о проектах,  и начнут их реализовывать через 2-3 года.  
 
Тогда в  2009 году мы начали искать способы распространения своих знаний и опыта для поддержки молодежи  в других направлениях. Начали работать с вузами. В конце 2009 года провели эксперимент на базе РУДН, в результате которого буквально за 3 месяца было создано порядка 50 предприятий, из которых 10 обратилось за субсидиями. В этом году  вышло  2е постановление о молодежном предпринимательстве, и основная его идеологическая направленность – это взаимодействие города и крупных федеральных вузов по молодежному предпринимательству.
 
То есть работа с вузами оказалась наиболее эффективной?
 

Да. Студент связан с вузом.  Если он  пришел в проект, он должен его вести. Есть деканат, который отслеживает работу. Очень важно чтобы у вуза была возможность поддержать инициативу ребят. Самый простой пример – открытие кафе в вузе. Студенты знают людные места, где они проводят больше всего времени в университете, приходят в деканат с предложением открыть там кафе. Руководство дает согласие, но дальше встает вопрос о том, где взять деньги. Поэтому вузы оказались для нас наиболее успешной площадкой, в отличие от общественных организаций.
 
В этом году мы создали 9 центров развития молодежного предпринимательства в  вузах. 9 центров должны будут привлечь порядка 1,5 тысячи человек.
 
Как ведется работа после того, как начинающий предприниматель обратился к вам за помощью?
 
Каждый  проект  в дальнейшем вносится в  базу данных. Молодому предпринимателю регулярно звонят, интересуются, как идет бизнес, спрашивают, какие у него возникают проблемы и т.д., подсказывают, как  их решать.
 
Получив от нас субсидию, молодой предприниматель  подписывает договор с Департаментом, на основании которого  обязан в течение 3-5 лет вернуть эти деньги в виде налогов. Показателем здоровья фирмы является то, сколько налогов она платит в государственную казну. Если фирма не платит налогов, она не работает.
 
Вы считаете, что господдержка бизнеса эффективна на данный момент?
 
Считаю, что эффективна. Для предпринимателя его бизнес – это деньги, успешность. Это определенное благосостояние,  статус в обществе. Для нас же предприниматель - человек, который платит налоги, ходит на работу, создает рабочие места, делает выручку, заставляет мир крутиться.
 
Когда молодой предприниматель приходит в госучреждение и спрашивает,  как ему получить субсидию, ему говорят: надо написать бизнес план, предоставить пакет документов. Предприниматель думает: «так сложно, нет, я лучше пойду в банк за кредитом». На самом деле в банке нужно подготовить тот же пакет документов, просто вся система банка настроена на то, чтобы заставить человека взять этот кредит, если он может себе это позволить. А система выдачи субсидии выстроена так, чтобы человек доказал, что он достоин взять эти деньги. Уже на этом этапе он рассчитывает свои силы.

За каждый сорванный проект ответственность несет и  государство и предприниматель. Ведь в «долг» берутся  деньги у налогоплательщиков. Поэтому определенные сложности прохождения этой процедуры есть, но они обусловлены тем, чтобы избавиться от мошенников, например. С этим мы тоже сталкивались.
 
Существует ли статистика, сколько проектов поддерживается?
 
Где-то в год приходит порядка 250 проектов, поддерживается порядка 30.  Из них те, которые доходят до комиссии  - около  80%.
 
Такой строгий отбор?
 
Конечно, ведь выделение средств из госбюджета требует строгой отчетности и определенных требований, которые надо выполнять.
 
Например?
 
Самый простой пример  - отсутствие офиса. Как дать бюджетные деньги человеку, у которого нет офиса?
 
На офис тоже нужны деньги. Может быть, предприниматель рассчитывает сначала получить деньги. А потом арендовать офис?
 
Мы идем по принципу компенсации затрат.  Человек вложил деньги, а мы ему потом их возвращаем.
 
В каких сферах предпринимательства чаще всего поддерживаются проекты?
 
Сфера услуг – в первую очередь.  Это сфера, где любой человек может себя реализовать.
 
Есть какие-то актуальные господдержки бизнеса на следующий год?
 
Мы все оставим так,  как есть. Мы много сделали в этом году, и  будем  идти по принципу развития центров и предприятий на базе вузов.
 
Какие ошибки совершают начинающие предприниматели чаще всего?
 
Они не просчитывают продажи. Основная проблема – это сбыт продукции. Молодой человек видит технологический процесс не как способ продажи чего-то, а как выстраивание  цепочки.
 
Приведу  пример:  мойка окон. Молодой предприниматель  увидел в Лондоне,  как моют окна по новой системе в крупных офисах и торговых центрах. Человек подготовил бизнес-план, нашел первого клиента, подал документы к нам на гранд, получил компенсацию затрат, купил оборудование. Но спроса на эту услугу не было. Торговым центрам выгоднее  платить неким устоявшимся подрядчикам, даже учитывая, что их услуги в 2 раза дороже, чем услуга по новой  системе. Они не смогли найти клиентов, не обеспечили спрос.
 
Самое главное в любом бизнесе – это продажа своей услуги или товара.
 
Откуда предприниматель узнает, куда ему обратиться за помощью?
 
Я считаю, что единственный эффективный механизм – социальные сети и «сарафанное радио». Есть группа в контакте «молодежь и бизнес в Москве», есть сайт www.mol.mbm.ru. В контакте, на одноклассники.ру есть выход на экспертов, с ними можно связаться, задать вопрос.
 
Есть центры развития молодежного предпринимательства. Там тоже можно легко получить всю нужную информацию. Самый простой способ – звонок  в МЦРП (234-53-73), отдел молодежного предпринимательства. Личные  консультации можно получить в МЦРП, записавшись заранее.  У нас также проходят регулярные семинары, связанные с юридическими консультациями по темам:  «Как открыть свое дело», «Налоговые учеты».
 
Вся информация регулярно появляется в сетях. Эти семинары проходят примерно раз в месяц. Их проводят грамотные специалисты, которые могут помочь написать бизнес план.  Надо понимать только, что никто за вас открывать и вести дело  не будет. Вам могут подсказать нужное направление  развития, объяснить, помочь. Человек, который хочет заниматься бизнесом, должен ясно осознавать, на что он идет,  и нести за это ответственность.

Партнеры
http://www.slongroup.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://smart-motion.ru/
http://www.nffrussia.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
http://www.business-angels.su/
https://www.brainity.moscow/
https://theoryandpractice.ru/organizations/7544-skillsurfer/seminars?type=added
 https://netology.ru/