17.10.2013
Никита Камитдинов, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Юрий Исаев, бизнес-консультант Moko Consulting, игротехник

Юрий Исаев, бизнес-консультант Moko Consulting, игротехник

Юрий Исаев — создатель деловых игр, человек, делающий процесс отбора и обучения sales-менеджеров увлекательным как для претендентов на вакансии, так и для сотрудников отделов кадров. Сегодня, в день выхода этого интервью, Юрий отмечает день рождения. Пользуясь случаем, желаем ему творческих успехов, профессионального роста и новых игр!

Нам приятно, когда ребята выходят после игры с улыбкой!

Вы начали делать игры, рассматривая их как инструмент решения рабочих задач?                                              

Нет, все началось гораздо раньше. В моем детстве было не очень много игрушек, и порой приходилось самостоятельно придумывать, как развлечь себя и брата. Помню, как вместе строили танк: в качестве строительного материала использовали несколько колод карт. Потом брали энциклопедии и фантазировали, что будет, если скрестить между собой изображенных в них животных. Рисовали, вырезали и сажали этих существ в танк, и начиналась история приключений. Потом потихоньку начал для друзей придумывать игры, и все вместе в них рубились во дворе. Впрочем, сам я в них играл редко: меня гораздо больше интересовала механика, геймплей.

Когда повзрослел и начал думать о трудоустройстве, появилась идея пойти учиться на программиста. А уже когда стал работать с компьютером, появился интерес к человеческой психике. Хорошим опытом стала работа в коммерческом институте, где я занимался математическим моделированием психики, параллельно работая на тренингах, где нужно было объяснять сложный материал. Лучше всего для этого подходили игры — вот и появилась от моего детского увлечения практическая польза. А до тренингов было обидно, что игрушки — это просто развлечение; прекрасно понимал, что они могут быть использованы в качестве тренажеров, источника дополнительного опыта в совершенно разных сферах применения.

А сейчас для чего Вы придумываете и проводите игры?

В первую очередь, для отбора кадров, их обучения. Игра для нас, таким образом, это метод передачи и приема информации. Также игры позволяют тестировать различные правила в широком смысле этого слова. Например, налоговый кодекс и бизнес-процессы в компании — тоже определенного рода правила. Но люди не всегда их соблюдают, и если хочешь, чтобы люди подчинялись правилам, нужно сделать их максимально грамотными. То есть игроку должно быть невыгодно их нарушать. Также нужно понимать, что люди порой поступают нелогично или даже глупо, и моя задача — предусмотреть такие ситуации и учесть их при разработке правил.

Особенность игры в том, что нет наказания за несоблюдение правил, а потому игроки часто поступают не так, как поступили бы в реальной жизни. В остальном же игра позволяет наблюдать, как будут вести себя люди в той или иной ситуации, причем безнаказанность позволяет пробовать те или иные ходы бесконечно. В экономических играх можно тестировать стратегии и ничего при этом не терять, приобретая опыт ведения дел. Аналогичный пример — автомобильные тренажеры.

Но ведь ваши игры — коллективные, и наказанием игрока может являться осуждение его поведения остальными участниками.

Да, безусловно. Также отмечу, что уровень эмоциональных переживаний в игровых, виртуальных ситуациях может быть выше, чем в настоящих. Люди входят в азарт, всерьез расстраиваются, проигрывая, злятся на нерасторопных партнеров и радуются победе даже при условии отсутствия материальных стимулов.

Придуманные игры всегда являются результатами проведенных исследований? Или тенденции, выявленные в ходе нее, сами становятся объектом исследования?

Игра — безболезненный для людей эксперимент. Если она веселая, раскрывающая человека, то он своим поведением может показать много интересных вещей, а задача исследователя эти вещи заметить и изучить.

Есть целый класс игр, в которых есть общедоступный ресурс и закономерный режим его восстановления, а задача участников — использовать этот ресурс наиболее прибыльным способом. Несмотря на то, что в таких кейсах всегда существует вариант решения, при котором ресурс удовлетворяет потребности всех участников и не заканчивается, в итоге он в практической любой игре будет истощен. Исходя из своего опыта проведения таких игр, могу сказать, что вероятность оптимального исхода равна приблизительно пяти процентам. Видимо, такова человеческая природа.

Для вас, как исследователя, важнее то, как в процессе игры человек влияет на группу, или как группа влияет на человека?

Это зависит от цели исследования.

А когда цель игры — отбор кадров?

Для этой цели мы создаем такие правила, чтобы человек продемонстрировал себя в полной мере. Кандидат считает, что, чтобы получить работу, нужно выиграть. А мы смотрим, на что он может пойти ради этой победы: будет ли он честным c партнерами, будет ли подставлять соседей, сможет ли он грамотно взаимодействовать с контрагентами, как будет конкурировать. Часто после игр люди, не приглашенные на следующий этап собеседования, удивляются: «Я ведь выиграл в игре!», а мы, конечно, оцениваем участников по-другому.

Есть такие игры для юристов, в которых участникам дается время, чтобы договориться, а потом, в сжатые сроки и с очень жесткими условиями победы и поражения, люди могут выбрать, как им действовать: в согласии с договоренностями или нет. Там есть такие моменты: некоторые, например, не до конца понимают правила; какой же это юрист, если не может разобраться в простом тексте? Другие откладывают лист с правилами после окончания минуты, данной участникам на их изучение, и больше не прикасаются к нему в процессе игры, начинают путаться. А ведь никто им не говорил о том, что в этот лист в дальнейшем смотреть нельзя. То есть люди из-за собственной невнимательности ставят себе дополнительное ограничение.

Наверное, и стрессоустойчивость кандидата можно протестировать в этих условиях.

Знаете, обычно атмосфера на этих играх достаточно дружелюбная. Во всяком случае, более дружелюбная, чем на стандартном собеседовании с вопросами, где кандидат из-за волнения начинает говорить шаблонами, даже если он жутко интересный и у него есть масса преимуществ перед другими кандидатами. Нам приятнее, когда ребята выходят после игры с улыбкой. Иногда кандидаты звонят и просят прийти во второй раз просто поиграть. Игры — не менее действенный инструмент отбора, чем интервью, зачем же тогда нервировать людей лишний раз?
Игры — не менее действенный инструмент отбора, чем интервью, зачем же тогда нервировать людей лишний раз?

Игровые ситуации в идеале должны иллюстрировать реальные проблемы и конфликты. Можете припомнить такие эпизоды?

Есть у меня игра «Князья и капуста». В ней смоделирована ситуация внутри компании: есть царь, назначающий налоги; бояре, имеющие доступ к царю; князья, владеющие землей с позволения царя; крестьяне, обрабатывающие землю князей; и иностранные купцы, приносящие государству денежный доход. Есть три ресурса: яблоки, капуста и пшеница, продаваемые государством купцам. И вот в одной из игр так случилось, что на все государство осталась лишь одна единица пшеницы, а все остальное продали. Девушка-крестьянка, поняв, что неожиданно для всех стала монополистом, буквально села на эту пшеницу, чтобы ее не украли остальные участники, и написала царю письмо, в котором сообщила о том, что взамен одного этого зернышка хочет несколько полей, не облагаемых налогами. Царь на шантаж не пошел, и после этого целый час еще шла игра, а обе стороны все это время ничего не предпринимали. В конечном итоге государство проиграло, и девушка вместе с ним, а возмущению других игроков не было предела. После игры, когда злость прошла, «остывшие» участники сели все вместе и стали думать над возможными вариантами — выход нашли быстро. Все очень просто: в первом ходу царь идет на все условия крестьянки, а во втором боярин, откомандированный царем, перекупает у купцов пшеницу и раздает другим менее жадным крестьянам (ход в «Князьях и капусте» равен одному сезону). В компаниях часто бывает, что главный бухгалтер «сел на рычажок», и давай шантажировать руководство, а хозяева или управляющие ведут себя агрессивно и не идут на уступки, и далее все происходит аналогичным образом вплоть до развала компании. А девушка эта в жизни — юрист, предприниматель, царь — тоже руководитель компании. Банальнейшая ошибка.

А причина ошибки кроется, не поверите, в поведении боярина. Его задача — создать условия для установления контакта между царем и народом. В этой игре боярин был медлительным и нерасторопным, и поэтому возникало недопонимание между царем и народом. У царя была возможность уволить его, но он не сделал этого, потому что друг. На практике, как вы понимаете, подобная связь рабочих и личных отношений не редкость. Имея возможность принимать долгосрочные решения, мы зачастую выбираем тактическую выгоду сейчас и плюем на то, что будет потом.

Я это сравниваю с резинкой от трусов: чем дальше мы ее оттягиваем, тем больнее она нас бьет, а можно дотянуть и до того, что резинка просто-напросто лопнет. Наглядной иллюстрацией служит экономический кризис — проблема, которая к нему привела, не решена. Сегодня имеем неконтролируемую эмиссию и громадный процент, увеличивающий долги всех перед всеми. Все знают, что долги эти выплачены не будут, и крах этой пагубной системы стал лишь вопросом времени. Видеть, как лопается этот огромный пузырь, никто не хочет, и все продолжают оттягивать резинку, надеясь на то, что найдется гений, способный эту кучу накопленных проблем разгрести.

Необходимые компетенции игротехника — интерес к людям и сильная математика.

Уйдем немного в другую сторону. Поддерживаете ли Вы общение с другими игротехниками, имеющими отношение к бизнесу, и как широко распространены деловые игры в России?

Специально людей, этим занимающихся, не искал. Просто делаю, что мне нравится. Но периодически на разных мероприятиях игротехники попадаются. Дружу с некоторыми, общаюсь. Слышал, что в Питере есть ассоциация с пятилетним стажем, но с ними контакта никакого.

Почему? Наверное, желания нет ни у них, ни у меня. Сейчас вот с коллегами планируем провести фестиваль деловых игр весной. Если кто-то откликнется, благодаря этому фестивалю, будем только рады пообщаться, обменяться опытом. Пока, на мой взгляд, какого-то единого движения нет, все очень разрозненно: каждый работает на свою компанию и дальше не лезет.

В будущем Ваши игры будут доступны в режиме онлайн?

Да, у нас есть проекты, геймплей которых построен так, что игра теряет смысл, если люди не находятся рядом друг с другом, однако, есть, например, одна игра, связанная с моделированием экономики, — там игровой процесс весьма длителен, и гораздо проще для участников будет играть в нее по сети, чем собираться где-то всем вместе. Там также требуется много расчетов, которые удобнее выполнять с помощью машины. Механика живых и компьютерных игр сильно различается по сложности правил и возможностям, а потому перевод игр в онлайн в любом случае требует корректировки геймплея.

Вы планируете в будущем монетизировать игры? Я так понимаю, что частичный переход в онлайн служит именно этой цели, не так ли?

Не совсем. Например, у нас есть игра Sales Fighting (5 октября был проведен второй турнир по Sales Fighting). Сейчас мы делаем ее онлайн-версию, планируем проводить бесплатные сессии, к которым сможет подключиться каждый интернет-юзер. Однако если какая-то компания захочет провести индивидуальную сессию: например, на собственном мероприятии, в качестве нетворкинга, то за символическую сумму для них создается сессия. Также мы сейчас делаем проект по моделированию заселения луны. Содержать сервер не так дорого — ради того эксперимента, который мы планируем, можно и потратиться.

Если получится создать что-то нужное обществу, и если люди будут готовы за игры платить, то начнем их монетизировать, но пока этот момент еще не настал. Когда конкретная компания заказывает игру для конкретных нужд, мне платят, однако правила и легенда того же Sales Fighting, да и вообще большинства моих игр, есть в открытым доступе.

Сколько Вы на данный момент создали игр?

Честно говоря, не считал. Большинство из придуманного, конечно, в бизнесе не пригодилось. А коммерчески успешных проектов у меня штук пять-шесть на данный момент.

Бывает ли, что в процессе создания Вы понимаете, что ничего хорошего в конечном итоге не получится?

Некоторые идеи могут не работать в рамках одной системы и работать в другой. Пока создаешь игру, рождается целая куча недееспособных идей, которые потом в любой момент могут выстрелить при работе в другом проекте.

Вы один работаете над концептами игр?

Да, кроме проектов, сделанных для заказачика, — в таком режиме работы мы, конечно, совместно разрабатываем концепт. Сейчас я делаю игру для одной медицинской компании; мы работаем втроем: я выполняю функции игротехника, второй человек — инициатор проекта, а третий знаком с той тематикой, по которой мы строим игру. В результате может получиться отличная вещь. Я делаю игры для людей разных профессий, и, конечно, я не разбираюсь в каждой из них, и если я создаю продукт для юристов, мне нужна помощь квалифицированного юриста.

Какие знания необходимы игротехнику?

В первую очередь, сильный математический аппарат. Математическое, техническое мышление очень важно при продумывании правил. Вторая необходимая компетенция, редко присущая так называемым «технарям» — это интерес к людям, психологии. Помимо разработки правил нужно смоделировать ощущения человека, чтобы понимать, как игроки будут себя чувствовать в игре. Когда я провожу игры, я активно наблюдаю за тем, как тот или иной участник общается с другими игроками, выполняет свои функции — для меня это крайне любопытное занятие. Это позволяет создавать баланс между играбельностью и грамотными правилами. С одной стороны, игра не становится пустым развлечением, а с другой, она остается действием, раскрывающим участников, занятием, в которое человек может окунуться с головой.

Знаете ли Вы, как создать игру, от знакомства с которой у людей «загораются глаза»?

В основном, с энтузиазмом люди относятся к играм с простыми правилами. Для собеседований нужны игры, проведение которых занимает максимум двадцать минут, а изучение игроками правил — одну минуту, и она, конечно, должна выявлять требуемые от кандидатов качества. Если я когда-то создам игру, в которую люди будут рубиться самозабвенно, я буду счастлив! Но я прежде всего логик, математик, и поэтому порой мне трудно понять, как чувствует себя игрок, какие переживания занимают его разум в процессе игры. Для меня идеалом игр служит древняя китайская игра «го». Это восхитительная игра! В ней очень простые правила и бесконечная глубина. Она настолько завязана на особенностях мышления человека, что компьютер до сих пор не может выиграть в «го» даже у любителя, в отличие от тех же шахмат.

Есть ли что-то, что может улучшить Ваши игры?

Да, только не что-то, а кто-то. Тонко чувствующий человеческую натуру психолог мог бы сделать мои игры более гибкими, разнообразными. Математически и логически они просчитаны хорошо, а вот узнать, насколько весело и комфортно людям будет играть в них, понять самостоятельно удается не всегда.

Часто ли коллективы, которым Вы предлагаете игры в качестве нетворкинга, отвергают их?

Не могу припомнить таких случаев. Чаще отдельные личности почему-то отказываются играть, а потом смотрят на других увлеченно, переживают вместе со всеми. Мне эти запреты кажутся надуманными — люди зачем-то ставят перед собой искусственные барьеры. А поиграть-то всем хочется иногда.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/