13.09.2023
Айта Лузгина

Олег Питецкий: “Малые и средние предприятия 100% должны включаться в развитие дизайн-кода города”.

Олег Питецкий: “Малые и средние предприятия 100% должны включаться в развитие дизайн-кода города”.

#фабрикадизайна

Персона: Олег Питецкий, Маркетолог, урбанист, методист, трекер «Фабрики дизайна».

Мы пригласили мастера маркетинговых коммуникаций, руководителя, методиста и стратега Олега Питецкого. В интервью мы обсудили связь светодизайна с фирменным стилем дизайнера, подискутировали о том, как должна выглядеть идеальная дизайн команда и как ей управлять. Также подробно поговорили о роли трекеров на конкурсе «Фабрика Дизайна».

 Начнем с вопроса о том, какие виды малого и среднего бизнеса активно участвуют в средовом дизайне городов? И какой вклад они вносят в формирование уникального дизайн-кода города? Тот малый бизнес, который ты встречаешь на улице. Кто это?

— Конечно же, в первую очередь, это различные архитектурные маленькие бюро, которые непосредственно оказывают прямое воздействие на облик наших городов, участвуя как в больших проектах, например как участники консалтингов, так и работая с небольшими. Кроме того, мы видим огромное количество МСП, которое сейчас выплескивается на улицы наших городов: различные барбершопы, кафешки, локальные небольшие студии, даже вплоть до студии дрессировки животных. Это все та большая сервисная программа, которая однозначно влияет на карту настроения и харизмы города, в целом поднимает уровень сервисного климата. Где-то даже влияет на показатель ВВП легкой промышленности.

Каким образом предприниматели в сфере городского дизайна, такие как архитектурные бюро или некоторые дизайн-бюро из категории МСП, способствуют созданию привлекательных или функциональных общественных пространств, помогающих улучшению городской среды и развитию бизнеса? Какая их роль и как это происходит?

– Они участвуют непосредственно при программировании городской ткани. Особенно там, где мы говорим про современное развитие общественных пространств, которые вдруг начинают наполняться различными модулями, общественными студиями, куда можно приходить. Могу также сказать, что сейчас в городе начинается ревитализация домов культуры, куда вдруг врывается креативное сообщество, в том числе и урбанисты, архитекторы дизайна среды, которые начинают делиться знаниями, преподавать. Благодаря им появляются мастерские арт-объектов и городских инсталляций. Результат их труда в итоге оказывается в парковых пространствах и прочих общественных местах города, что, конечно же, напрямую влияет на улучшение городской среды и развитие бизнеса. Можно отметить участие непосредственно в градостроительных проектах, создание локальных кластеров и так далее. Образовательный сегмент также оказывает прямое воздействие.

– Какие вызовы и возможности стоят перед малыми и средними компаниями, которые занимаются средовым световым дизайном, когда они работают с городской средой? Какие у них основные сложности?

– У них сложности в том, что мало маркетинговых компетенций. Когда мы работаем с общественными пространствами и городской средой, мы обязательно должны учитывать социальную экономику и интерес конечной целевой аудитории. У нас, к сожалению, архитекторов маркетингу не учат ни в МАРХИ, ни в РГУ им. А.Н. Косыгина. Главный вызов – это способность к расширению и включению в состав своих команд необходимых компетенций социально-экономической ориентации.

Считаешь ли ты, что в образовательную программу архитекторов нужно это добавить? Чтобы, обучаясь в МАРХИ, РГУ им. А. Н. Косыгина или еще где-то, они учились заодно презентовать себя, продавать свои услуги и так далее?

– Я думаю, конечно, это желательно. Дизайнерам среды это уже преподается в некоторых вузах – в Институте бизнеса и дизайна, например. Междисциплинарные компетенции тоже внедряются. С другой стороны, мы понимаем, что человек не может быть ультрауниверсальным в профессиональном плане. Тут важно давать именно междисциплинарные знания для того, чтобы происходила максимально бесшовная склейка внутри команд с новыми компетенциями. Воспитание в них осознания потребности этих компетенций. 

– То есть и мы как креативные индустрии, как отрасли должны над этим работать? 

– Да.

– Какие социально-экономические выводы приносит интеграция малых и средних предприятий в развитие дизайн-кода города? Как они способствуют повышению уровня комфорта, качества жизни горожан?

– Малые и средние предприятия 100% должны включаться в развитие дизайн-кода города. Потому что есть те, кого мы не включаем в дизайн-код, они оказываются в аутсайде. А по факту мы видим, что именно МСП и оказывают непосредственное влияние на дизайн-код, потому что создают новые бизнес-игры. Именно малые и средние предприятия формируют вывески, стенды, оказывают непосредственное влияние на городскую среду. Они становятся элементами световой среды города. Мы должны их включать и на этапе программирования дизайна города, обучать, как правильно взаимодействовать с городской средой и соблюдать дизайн-кодирование.

– Ты сегодня упоминал барбершоп, магазин. Приведи конкретные примеры успешного малого или среднего бизнеса, которые можно показать в контексте средового светового дизайна города, которые становятся символами идентичности, привлекают туристов и местных. Необязательно в Москве, в любом городе.

– Не могу давать конкретику с названиями. Но вот допустим, кафешки, особенно летнего формата, которые вдруг начинают декорировать свои летние террасы гирляндами, светом, придают городской среде уют и нежность. Также хочется вспомнить про такие МСП, как производители детских площадок. Они производят уникальные авторские детские площадки, где присутствует уникальный авторский световой дизайн – это один из ярких примеров того, как город наполняется МАФами от МСП и как в итоге это облагораживает городскую среду, обогащает ее.

– Какие ресурсы и поддержка доступны малым и средним предприятиям, которые хотят внести вклад в дизайн-код города? Есть ли какие-то специальные программы, шаги для стимуляции развития? Если нет, то какие ты считаешь необходимыми?

– В Москве, конечно, предлагается все больше и больше мер поддержки. На вузовских платформах появляются конкурсы, открывающие доступ к различным мерам поддержки. В частности, всем хорошо известная премия «Топ-100 лучших выпускников дизайна», которая проходит под эгидой Союза молодых дизайнеров, куда привлекаются и коммерческие партнеры, и представители городской власти, для того чтобы сформировать наборы поддержки. Если говорить стратегически, то в условиях перехода в новую интеллектуальную экономику, которая активно развивается как индустрия, то нам, конечно, не хватает глобальных централизованных ресурсных систем. Возможно, фантастически прозвучит, как блокчейн, но тем не менее создание единых порталов, которые бы объединили отрасль, консолидировали меры поддержки: юридическую поддержку, защиту авторских прав –  все еще остаются нашей несбыточной мечтой, к которой мы идем неотвратимо. 

– Какие перспективы и тенденции можно наблюдать в сфере малого и среднего бизнеса, которые ориентированы на городской дизайн в ближайшем будущем? Что нас ждет в следующем году?

– Мы видим хорошие тенденции развития девелопмента в частном секторе. Я полагаю, что здесь имеет смысл искать подпитку и возможности реализации своих проектов. Но для этого важно говорить о какой-то системе, которая настраивала бы взаимосвязи. Например, биржа проектов между крупными девелоперами и такими МСП, которые могли бы оказывать локальную поддержку, в частности, по разработке и интеграции МАФов светодизайна и прочих городских дизайн-решений.

– Кроме того вы являетесь трекером конкурса «Фабрика дизайна 2.0». Чем «Фабрика дизайна» отличается от других конкурсов в области дизайна? 

«Фабрика дизайна 2.0» – это крайне грандиозный проект, объединяющий как компании с настоящими брифами (заданиями), так и множество дизайнеров из различных областей и со всевозможными специализациями. Как мне видится, именно многообразие конкурсных брифов служит главным отличием этого состязания. Кроме того прямо сейчас идет набор участников на треки «Быт» и «Устойчивость». Участникам предстоит поработать с различными отраслями и запросами от компаний-партнеров. Будут уникальные брифы и компании из самых различных сфер. Заявки на участие можно подать на платформе конкурса.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/