22.12.2017
Портал предпринимателей "SmallBusiness.ru"

Не конкуренты, а бизнес-партнеры

Не конкуренты, а бизнес-партнеры

Знакомство с питомником Серебряковых, что в Истринском районе Подмосковья, подтверждает, что свое дело стоит открывать при условии, если есть базовые знания о предстоящем начинании, крепкая, сплоченная команда и открытая для творчества душа. Да-да, именно творчества, ведь любое дело начинается именно с нашей фантазии…

Болезни роста

По образованию Олег Серебряков, глава фирмы,  агроном-селекционер, ему близка тема интродукции растений. Увлечение природой началось еще с дошкольного возраста. Ну, а после, уже во взрослой жизни, обзаведясь семьей, он начал проводить эксперименты по выращиванию редких сортов горных растений в нашей, не особо приспособленной для благоприятного земледелия, местности. Но много ли может создать на своем участке предприниматель? Да и Олег вначале и не предполагал, что из увлечения редкими садовыми растениями можно извлекать прибыль. Точка отсчета для него – 2000 год. «Все начиналось с микроскопической коллекции горных растений, которая занимала 2-3 квадратных метра на даче. Одно увлечение на двоих с женой Жанной», - вспоминает Олег. Коллекцией начали интересоваться соседи. Вначале хозяин отдавал посадочный материал просто так, но желающих получить редкие экземпляры становилось все больше и больше. Тогда и возникла идея создания питомника. Олег обратился в ближайший садовый центр. Продукция понравилась и разлетелась, как горячие пирожки.

Конечно, не все проходило гладко. Серебряков вспоминает: «Превращение небольшой любительской коллекции растений в питомник для меня было интересным, трудным и необходимым делом. В чем-то это было похоже на  развитие одной страны в миниатюре. Вначале был эволюционный процесс: расширение коллекции многолетников привело к увеличению используемых для их выращивания площадей, заставило шире и глубже изучить их особенности. Здесь пригодились специальные знания, полученные в процессе учебы в вузе, а также впоследствии почерпнутые из специальной литературы. Неоценима помощь от общения с биологами-профессионалами и любителями-коллекционерами, которое и сегодня продолжается в виде взаимовыгодного сотрудничества. Вскоре произошло и «революционное» событие – удалось заключить договоры о сотрудничестве с первыми серьезными покупателями. Тут же пришло понимание, что наши возможности сильно отстают от спроса, пришлось задуматься о наращивании объемов производства. Дачный участок стал тесен, встал вопрос аренды земли. На первый план в этот период вышли экономические и юридические категории: поиск подходящего участка земли, стоимость аренды, заключение грамотного договора, создание и воплощение в жизнь проекта освоения участка, составление жизнеспособного плана развития, заключение договоров и договоренностей с потенциальными покупателями на реализацию продукции. И одновременно расширение ассортимента, создание новых маточников для выращивания своего семенного материала для размножения».

Постепенно, хотя  и не полностью, лейки в довольно расширенном хозяйстве питомника уступили  место автоматическому поливу. Малая механизация стала, хотя и очень робко,  вытеснять лопату, вилы и грабли. Особенность питомника состоит в том, что  большой набор самых разных растений требует сильно разнообразить условия их выращивания, что ощутимо увеличивает долю ручного труда:  сельское хозяйство не терпит суеты. Серьезные питомники, в том числе и в других странах, получают отдачу иногда только в третьем поколении.

Делом, которое начали Олег с женой, заинтересовались и другие члены семьи. «Со временем подключилась младшая дочь Анна (сайт, учет, работа в саду, организация и проведение нашего участия в выставках и т.д.). Сейчас питомник существует как семейное предприятие двух семей: жена и я - одна половинка, дочь Анна, ее муж Павел и их три сына школьного и дошкольного возраста - вторая половина. Есть как четкое распределение обязанностей, так и полная взаимозаменяемость. Павел - строитель по образованию и большой любитель роз и хвойных растений. Анна - отличный организатор и автор (а также первый исполнитель) хороших новшеств», - рассказывает Олег. Правда, решение создать совместное предприятие на две семьи пришло не сразу. Но это послужило сплочением клана Серебряковых, да и качество жизни перешло на новый, более высокий уровень. Помимо основного ядра коллектива, в сезон привлекают трех-четырех рабочих.

Сегодня коллекция питомника насчитывает более 1000 видов растений. Они благополучно освоились в садах Московской области, уверенно перешагнули пределы Подмосковья, освоили ближайшие области России, дошли до Приморья и Камчатки. Некоторые растения представляют питомник в коллекциях зарубежных цветоводов.

«Ежегодно мы расширяем наш ассортимент более чем 200 новыми видами и сортами, из которых позже отбираем самые интересные, выносливые и простые в уходе растения. Особое внимание уделяем отбору и селекции растений, способных произрастать в Подмосковье, не требующих сложного ухода, способных обходиться без укрытия зимой», - с гордостью рассказывает Олег.

Учился на своих ошибках

Эту фразу поймут все, кто занимался или занимается своим делом. Тут главное понять, в чем причина неудач  и разработать новую стратегию. «Первый созданный нами питомник на «чужой территории» просуществовал очень недолго, чуть больше года. Затем произошел вынужденный переезд всего хозяйства обратно, почти на 200 километров. Сказались второстепенные причины, о которых мы заранее знали, но считали несущественными. Это и угроза потери значительной части постоянных покупателей, и слишком большие расстояния в треугольнике «дом – дача – питомник». Но этот период был», - рассказывает предприниматель.

Нельзя сказать, что это был период бурного роста, или полного застоя. Темпы развития соответствовали уровню прошлых лет. Несмотря на потерю среди клиентов, объемы продаж выросли за счет появления новых покупателей, с большинством из которых сотрудничество  продолжается и сейчас. Но, самое главное,  растениеводы  смогли на практике проверить свои теоретические заготовки самых разных сторон жизни питомника: социально-бытовые, организационные, технологические, маркетинговые и т.д.

 «Подводные камни, как и для любого малого предприятия, существуют в изобилии, но самое главное препятствие и тормоз - у нас нет своей земли, работаем на арендованной. Большие вложения в чужую землю чаще всего оборачиваются прямыми потерями. Единственный выход - честные взаимоотношения с арендодателем и упование на его порядочность и стабильность в стране», - говорит Олег.

Сегодня питомник расширил производственную площадь в два раза, заключив договорные отношения с фермерами.

Не тесно ли вам, селекционеры?

К вопросу о конкуренции Олег относится легко. Хотя, кажется, что питомников в Подмосковье так много, что конкуренция неизбежна. Нет. Всех своих коллег Серебряков считает партнерами. И не без основания. «Работа в сфере ландшафтного дизайна и продолжающаяся с тех пор крепкая дружба с ведущими специалистами позволяют знать нашу задачу изнутри и снаружи, иногда даже быть в тренде, хотя, по-моему, растениеводство по своей природе несколько инерционно, если не сказать консервативно. Помогает и многолетняя дружба с коллекционерами-любителями и профессиональными биологами, а также коллегами-питомниководами. На сегодня среди питомников актуальна не конкуренция, а сотрудничество», - убежден Олег.

Но чтобы быть в тренде, нужно постоянное, если не сказать больше, опережающее других, развитие. «Основная продукция питомника - садовые растения. Сопутствующие товары - это не все, но самые необходимые в хозяйстве дачника, ландшафтного дизайнера или фирмы атрибуты - удобрения, средства защиты растений, некоторые инструменты, опрыскиватели. Рекомендуем только проверенное нами лично», - рассказывает Серебряков о сопутствующих товарах, которые можно приобрести на его малом предприятии.

Помимо этого, налажены контакты с зарубежными партнерами из Испании и Португалии. «Это они на нас вышли, мы просто согласились с ними начать сотрудничество, - говорит предприниматель. - В рамках сотрудничества сначала провели изучение и тестирование их продукции в течение двух сезонов. В этом сезоне начали цикл сравнительных испытаний удобрений нового поколения импортного производства и отечественного. Весной, думаю, по результатам будет смонтирован рекламный ролик. Кстати, отечественные производители удобрений тоже нашли нас сами и с уверенностью пошли на эксперимент».

Малое предприятие сотрудничает и с госструктурами: к ним обращаются городские озеленители из Северного Тушино (Москва). «Специалисты местного парка совмещают свой высокий профессионализм с любовью к родной природе. Ими создаются настоящие шедевры ландшафтного искусства с использованием только наших растений, типичных для Подмосковья. Многочисленные посетители разного возраста, от детской коляски и до самой седой старости, ежедневно буквально пропитываются этой красотой! Такое воспитание чувства прекрасного работает намного эффективнее лекций, ученых статей и красивых фотографий в глянцевых журналах, - убежден Серебряков. -  Приятно, что и наш питомник смог внести свой посильный вклад в это полезное дело! Верю, скоро мы будем все чаще видеть истинно русский пейзаж в наших парках и садах вместо изрядно надоевшего неуместного подражания «английским» и другим стилям, возникающим, как прыщики,  на чистом лице наших просторов».

От снега до снега

И все же - выращивание растений и подготовка их к продаже - основная задача питомника. Другая важная часть работы - предоставление достоверной и полной информации о купленных растениях. Это помогает покупателям избежать болезненных потерь времени и средств, выбрать нужное растение, а затем грамотно его посадить.

Когда свое дело начинает приносить прибыль, человек черствеет. Многие не проходят это испытание. Но Серебряковы – не из их числа. Многим помогают безвозмездно, особенно пожилым любителям-садоводам. Участвовали и в озеленении небольших территорий. И детскому дому помогали. Но об этом Олег говорить не любит. Считает, что как только эта информация начинает распространяться, дело перестает быть благим. Поэтому опустим эту тему, хотя рассказать можно многое.

А у порога – Новый год. Как пролетел предыдущий за всеми заботами – Серебряковы не заметили. Время настроиться на новые чудеса и ожидать подарки. Семья, как это принято, соберется вместе за праздничным столом.

Немного о предприятии:

Знакомство с предприятием Серебряковых будет не полным, если вкратце не остановиться на том, что же производится в питомнике. В нем изучают и выращивают самые разнообразные растения, например, ягодные культуры, кустарники для сада, растения для альпийской горки, растения для живой изгороди, травянистые пионы, лианы и т.д.

«Большинство наших растений очень привлекательны, и могут служить настоящим украшением любого сада, что дает повод присвоить нашему предприятию гордое имя – питомник декоративных растений Серебряковых», - рассказывает Олег.

Серебряковы сознательно сделали выбор в пользу питомника полного цикла выращивания посадочного материала. Заботливо выращенные из семян, аккуратно рассаженные по отдельным горшочкам, предусмотрительно укрытые от иссушающих ветров и обжигающих солнечных лучей, закаленные в наших непростых погодных условиях, растения хранят тепло рук заботливых селекционеров. Поэтому не случайно на символическом гербе питомника руки нежно оберегают только что распустившийся цветок.

В настоящее время это питомник садовых растений, в котором любители-садоводы могут найти очень привлекательные образцы для своего сада. «Мы даже сакуру из семян, приспособленную для подмосковного климата вырастили, - рассказывает Серебряков. – Труд кропотливый, только первых всходов пришлось ждать около двух лет, но зато какой результат! Весной дерево дарит неимоверной красоты цветы – настоящий вальс цветов!».

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/